скачать рефераты

МЕНЮ


Институт брака в семейном праве

Институт брака в семейном праве

Содержание

Введение

1. исторические аспекты становления брака

1.1 Исторические формы брака и семьи

1.2 Брачно-семейные отношения по обычному праву казахов

2. брак по семейному праву республики казахстан

2.1 Понятие и правовая природа брака. Регистрация брака и ее значение

2.2 Условия вступления в брак и препятствия к его заключению

2.3 Правовое регулирование заключения брака с иностранцами

3. институт Прекращения брака

3.1 Прекращение брака. Момент прекращения брака. Восстановление брака

3.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа

3.3 Расторжение брака в суде. Вопросы, решаемые судом при расторжении брака

3.4 Правовые последствия прекращения брака

4. Недействительность брака

4.1 Понятие, основания и порядок признания брака недействительным

4.2 Правовые последствия недействительности брака

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. "Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию". [1]

Роль супружеских отношений в формировании и функционировании семьи весьма существенна, поскольку в основе любой семи всегда лежит хотя бы одна брачная пара.

Семейное правоотношение как явление и структурно, и по существу - весьма сложная часть объективной реальности. "Оно включает в себя элементы, довольно сложные по своему фактическому составу. Некоторые из них могут существовать и как самостоятельные правовые явления, независимо только от семейного правоотношения (например, право на местожительство известно и как одно из личных прав в составе семейного правоотношения, и как правомочие гражданина, обеспечиваемое нормами гражданского законодательства)".[2]

Нередко в семейном правоотношении права и обязанности настолько переплетены, что чрезвычайно трудно отграничить, где и какое правоотношение имеет место. Более того, определенную сложность как в юридической науке, так и на практике представляет разграничения семейного и гражданского права, семейных и гражданских правоотношений.

Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения. Тем самым, по единственно возможному каналу с помощью норм семейного права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода подчиняются определенным правилам, предназначенным для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.

За последние десятилетие произошли большие изменения в социальной и политической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие институты общества, в том числе и такие, как брак и семья. Эти понятия присущи каждой общественно-экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.

Любой брак начинается со знакомства. В прошлые века эту обязанность брали на себя родители. Брак был великим событием не только для молодых, но и для всего рода. Симпатии молодых людей учитывались, но не являлись единственным поводом для свадьбы. Слишком опрометчиво было доверять решение дела всей жизни незрелой юности. В настоящее же время проблема знакомства и последующего заключения брака - дело исключительно самих молодых людей. Но это не значит, что в этом нет своих недостатков, молодежь зачастую недостаточно образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак - это не до конца осознанный шаг, в результате которого возникают проблемы в семье, и статистика безжалостно констатирует большое количество разводов. Так, например, по статистическим данным, приведенным сотрудницей отдела ЗАГС г. Кокшетау Н. Жумагуловой "количество браков растет: если в 2005 году было зарегистрировано 1215, то в 2006 г.- 13143. Правда растет и количество разводов. Причину этого, призналась Н. Жумагулова, они не знают, поскольку в подавляющем большинстве эти вопросы решаются через суд: "обычно пишут - "несовместимость характеров". [3]

Изменившиеся моральные принципы в обществе также не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стали гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей.

А существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные отношения.

Во всем вышеизложенном я вижу большую актуальность этой темы на сегодняшний день.

Предмет исследования: институт брака в семейном праве Республики Казахстан.

Цель работы - комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, регулирующего порядок заключения и прекращения брака, признания брака недействительным.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть исторические аспекты становления брака в Республике Казахстан;

- рассмотреть особенности правового регулирования брака по законодательству Республики Казахстан;

- выяснить обстоятельства, препятствующие заключению брака;

- рассмотреть институт прекращения брака;

- сопоставить правовые последствия прекращения брака и признание брака недействительным.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы: исторический, диалектический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.

Основным нормативно-правовым актом, послужившим источником явился Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I "О браке и семье" (далее по тексту - ЗоБС). Также были использованы международные документы, Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 года, Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан (утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620), Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 г. № 5 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" и др.

При написании работы были использованы также учебные пособия по теории права, по гражданскому праву, по международному праву и др. Из специальной литературы, использовались работы российских авторов: М.В. Антокольской, З.И. Ворониной, А.М. Нечаевой,С.А. Муратовой, Л.М. Пчелинцевой и др.

Дипломная работа состоит из: введения, 4-ех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе будут рассмотрены исторические аспекты становления института брака в Республике Казахстан на примере существовавших общих исторических форм брака и семьи, а также брачно-семейных отношений по обычному праву казахов.

Во второй главе раскрывается понятие и правовая природа брака; сущность и значение регистрации брака; условия вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; а также правовое регулирование заключения брака с иностранцами.

В третьей главе рассматриваются особенности прекращения брака, способы расторжения брака по законодательству Республики Казахстан, а также правовые последствия прекращения брака.

В четвертой главе раскрываются понятие, основания, порядок признания брака недействительным и правовые последствия недействительности брака.

1. исторические аспекты становления брака

1.1 Исторические формы брака и семьи

"Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий". [4] В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода возможно было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи - сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия...

Развивалось общество - развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге "человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово "пуналуа" означает "мой партнер по браку"; отсюда и название этого вида брака). В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)". [5]

Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это "позволило развиться следующей стадии брака - парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и, то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми" [5,С.16].

С дальнейшим развитием экономических отношений, возникновением позитивного права появляется потребность в узаконении брачных союзов. И, как следствие, возникает освященный религией или легализованный в светском порядке моногамный брак. Это уже устойчивый союз мужчины и женщины, которые в отличие от состоявших в парном браке имеют не только брачную, но и имущественную общность. Моногамный брак как наиболее предпочтительный с правовой и нравственной позиций, является единственно признаваемым в нашей стране.

"Параллельно с названными формами брака существуют и иные. Это, в частности, полигамные и однополые браки. Полигамный брак - союз с множественностью его участников (3 и более лица). Если это брак одного мужчины с двумя или более женщинами, то его именуют полигинией; когда наоборот - одна женщина и несколько мужчин - полиандрией. Полигинийные браки чаще всего заключаются в мусульманских странах, полиандирические практически не встречаются (пожалуй, кроме островных африканских государств)". [6] Однополые браки (брачный союз двух мужчин или двух женщин) в мире пока встречаются редко, но все больше государств склоняются к их узаконению (ряд из них уже сделали это).

1.2 Брачно-семейные отношения по обычному праву казахов

Заключение брака - важный шаг в жизни любого человека. Однако для его заключения не достаточно только желания брачующихся. Государство устанавливает ряд условий, специальный порядок, государственную регистрацию заключения брака. Но, прежде, чем рассматривать правовое регулирование вопросов заключения брака по действующему законодательству, обратимся к обычному праву казахов.

В XV-XVIII вв. у казахов господствовала малая индивидуальная семья, состоявшая, как правило, из супругов, престарелых родителей и не вступивших в брак детей. Существование большой патриархальной семьи противоречило особенностям кочевого скотоводческого хозяйства, требовавшего дисперсного размещения хозяйства, особенно в зимнее время.

Главой семьи считался муж, обладавший правом распоряжения всей собственностью, однако, не в ущерб интересам других членов семьи. Жена распоряжалась собственностью наряду с мужем. Вдова получала права главы семьи до совершеннолетия сыновей при условии проживания среди родственников мужа.

Обычное право строго регламентировало правовое положение детей. "Достигшие совершеннолетия и женившиеся сыновья имели право выделиться и создать новую семью, получив часть имущества и скота отца - енші.

Размер надела зависел от состоятельности отца. Младший сын кенже являлся основным наследником и не выделялся. После смерти отца, выделенные сыновья уже не могли претендовать на часть наследства. Лишить права енші. отец не мог, сыновья, имеющие право на выделение, могли обращаться в суд с его требованием". [7]

Права дочерей были значительно уже. Отец обязан был выдать их замуж с приданым, после чего дочери не имели права на наследство. Незамужние дочери имели право на половину надела сыновей.

Наследование по завещанию у казахов отсутствовало, первоочередными наследниками были сыновья, жены, братья и близкие родственники по отцовской линии. Только треть имущества можно было завещать по своему усмотрению.

Кочевой образ жизни, требовавший активного участия женщин в производственной деятельности, обусловил большую свободу казашек в семье и общественной жизни. Вместе с тем казахское обычное право предусматривало полигамию. "Адат не ограничивал, подобно исламу, количество жен, большая часть семей была парными, и лишь состоятельные казахи могли себе позволить двух жен. Большее количество жен было редкостью. Старшая жена - б?йбіше пользовалась более широкими правами по сравнению с младшей - то?ал, но каждая жена в обязательном порядке выделялась в отдельное хозяйство.

Обычное право оговаривало обособленность имущества жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены, при разводе приданое оставалось за ней.

Адат запрещал брак между родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Исключение составляли лишь султаны и кожа. Обычное право знало следующие основные формы брака, тесно связанные друг с другом:

1. калымный брак (?алы? мал);

2. безкалымный брак (бел куда);

3. колыбельный сговор (бесік куда);

4. обменный брак (карсы куда);

5. брак с похищением;

6. брак с отработкой;

7. левиратный брак (?мангерлік);

8. сороратный брак (балдыз алу).

Основной и господствующей формой брака был калымный брак, т. е. женитьба путем сватовства и выкупа невесты за калым. Переговоры родителей жениха и невесты о будущем браке, размере калыма, приданом, расходах на свадьбу и т. п. завершались заключением договора куда тусер, скреплявшегося употреблением особого ритуального блюда ??йры?-бауыр. После этого сватовство юридически считалось свершившимся. Сватовство и ответное посещение дома отца жениха сопровождалось подарками обеих сторон - кит. Полная уплата калыма юридически означала оформление брака, после чего устраивалась свадьба в аулах невесты и жениха". [8]

Безкалымный брак практиковался в довольно редких случаях, когда двое мужчин заключали договор побратимства - тамырлы?. При этом они заранее договаривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма. К колыбельному сговору прибегали семьи среднего достатка. При нем размеры калыма были значительно меньше, чем при обычном калымном браке. При обменном браке общины заключали два перекрестных брака, при этом калым не выплачивался. Все же остальные обряды и обычаи, характерные для обычного брака при безкалымном, обменном браке и колыбельном сговоре сохранялись.

Обычное право знало несколько вариантов брака с похищением, причем отношение адата к ним было различным. Похищение женихом засватанной невесты при нарушении ее отцом условий сватовства не считался тяжким преступлением, особенно при уплаченном калыме. В этом случае сторона жениха ограничивалась выплатой небольшого штрафа и примирением со стороной невесты.

Похищение засватанной чужой невесты считалось тяжким преступлением. Если девушка оставалась у похитителя, он обязан был уплатить штраф в размере двойного калыма, а в случае ее возврата прежнему жениху штраф равнялся сумме калыма. Если родственники невесты были причастны к похищению, то они полностью возвращали калым жениху и платили штраф.

Похищение не засватанной девушки с ее согласия сопровождался обращением к ее родителям с просьбой о прощении и уплатой штрафа. В этом случае начиналась обычная процедура сватовства и женитьбы, но родители невесты могли отказаться от выделения приданного. Похищение без ее согласия считалось тяжелым преступлением, виновные подвергались большому штрафу.

Не имеющие родственников мужчины нередко прибегали к браку с отработкой за калым. "В этом случае жених работал в семье отца невесты до тех пор, пока не вносил весь выкуп и после женитьбы оставался в ауле тестя. Такого приемного зятя называли куш куйеу (рабочий зять). Отсюда произошло и их насмешливое прозвище к?шік-куйеу (зять-щенок).

Одной из древних форм брака, бытовавшей с древних времен был левиратный брак аме?герлік. Согласно обычному праву в случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его братьев или других близких родственников - аме?геров." [7] Целью данной формы брака было желание сохранить хозяйство от дробления и оставить детей в общине отца. Предпочтение отдавалось брату-близнецу, затем другим братьям, а при их отсутствии - двоюродным братьям. Вдова имела право выбора, в этом случае имеющие право на аменгерский брак братья получали от избранника подарки. Если вдова имела детей, она могла отказаться от вторичного замужества, оставаясь главой семьи до совершеннолетия сыновей. Обычное право предусматривало возможность брака вдовы с мужчиной другого рода, в таком случае он должен был уплатить общине бывшего мужа калым и, кроме того кун за взрослого мужчину. Аменгерство распространялось не только на жену, но и на невесту, за которую уплачен калым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.