скачать рефераты

МЕНЮ


Институт брака в семейном праве

В случае смерти жены муж имел право жениться на не засватанной младшей сестре жены. Однако ее отец имел право отказать в женитьбе, т. к. сороратное право не было таким же обязательным, как и левиратное. В случае согласия отца выплачивался уменьшенный балдыз ?алы? и половинное приданое.

Кроме основных форм брака у казахов в XV-XVIII веках практиковались браки на пленницах, захваченных в войнах. В этом случае процедура брака была упрощенной, калым и приданое отсутствовали, часто пленницы были на правах наложниц, становясь законными женами только после рождения детей.

" Размеры и состав калыма - выкупа за невесту, различались в зависимости от региона и состоятельности брачующихся сторон. В Западном Казахстане калым выплачивался жиырма, т. е. двадцатью кобылицами. Самый высокий выкуп равнялся шести жиырма, каждый из которых мог заменяться на 60 овец или 4 верблюдов. В Среднем и Старшем жузах размеры калыма равнялись 7,17,27,37 или 47 головам скота. Самым распространенным был калым ?ыры?жеті - 47 голов, в составе которых были две приплаты

- басы жа?сы (хорошее начало) и аягы жа?сы (хорошее окончание), составлявшее в сумме до 9 верблюдов. Каждый верблюд равнялся пяти лошадям, поэтому калым доходил до 77 кобылиц. Семьи среднего достатка платили калым в 27-37 лошадей, а бедняки - дінала? ?алы? - символический подарок. В состав калыма могли входить также рабы и рабыни, оружие, ценные вещи, виды скота могли заменяться другими. Так, вместо одной кобылицы можно было дать 4-5 овец, а вместо верблюда - 20 овец. Кроме того, калым можно было уплатить деньгами или драгоценностями. В состав приданого:

- жасау, входило все движимое и недвижимое имущество, отдаваемое отцом невесты молодой семье при выдаче ее замуж. Состав приданого не определялся так же строго, как состав калыма, однако в него входили свадебная юрта - отау, комплекты одежды, постельные принадлежности, утварь, домашний скот, головной убор невесты - с?укеле, часто украшавшийся драгоценностями и стоивший очень дорого. Обычно приданое примерно соответствовало размеру калыма". [8,С.106]

Таким образом, семейно-брачное обычное право казахов было полностью приспособлено к полукочевому скотоводческому хозяйству и соответствовало социально-экономическим отношениям, господствовавшим в обществе.

Таковы особенности правового регулирования семейно - брачных отношений по обычному праву казахов.

2. брак по семейному праву Республики Казахстан

2.1 Понятие и правовая природа брака

Регистрация брака и ее значение

Существует несколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о "самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой". [9] Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

Имеющиеся в научной литературе определения брака, можно подразделить на социологические и юридические.

В социологическом смысле под браком понимается "исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям." [10]

Историческая обусловленность брака находит отражение и в его правовых определениях. В начале ХХ столетия выдающийся дореволюционный правовед Г.Ф. Шершеневич ( 1863-1912) определял брак как "союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме". [11]

В послереволюционный период появились понятия так называемого "социалистического брака", в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от "брака буржуазного". Рясенцев В.А., например, определял брак как "юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. [12]

Многие ученые относили к признакам брака и его пожизненный характер. Так, В. И. Божко указывал, что брак в СССР - это "свободный равноправный, как правило, пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание социалистической, семьи и порождающий у них личные и имущественные супружеские права и обязанности". [13]

Г. К. Матвеев подчеркивал, что "брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности". [14]

В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака.

По мнению Л. М. Пчелинцевой, "брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи". [15]

Исходя из признаков брака, относящихся к его внутреннему содержанию и внешней форме, A.M. Нечаева подчеркивает, что "брак - это:

- союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия;

- форма отношений между лицами разного пола;

- своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства". [16]

С точки зрения М. В. Антокольской, "соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором". При этом она подчеркивает, что большинство современных ученых не признают брак гражданским договором по следующим причинам: во-первых, заключение брака, помимо возникновения брачного правоотношения, преследует цель создания союза, основанного на любви и взаимоуважении. Во-вторых, "вступая в брак, будущие супруги не могут определить для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений". [17]. Второй аргумент требует уточнения в той части, где брачным договором не могут быть определены личные неимущественные права и обязанности.

На основании вышеизложенных доводов мы также считаем, что брак не следует отождествлять с гражданско-правовым договором, и предлагаем рассматривать его как союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, с соблюдением требований закона об условиях и порядке заключения брака и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

В отличие от российского семейного законодательства, где отсутствует легальное определение брака, Закон Республики Казахстан от 17.12.1998 года "О браке и семье" дает следующее определение: "брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами". [18]

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки брака.

1. Брак - это союз мужчины и женщины. Это следует из смысла п.1 ст.10 ЗоБС, где закреплено, что для заключения брака необходимо различие полов лиц, вступающих в брак - это исстари неписанное условие заключения брака. При заключении брака между однополыми лицами отсутствует предусмотренное п.1 ст.10 ЗоБС согласие разнополых лиц, в связи, с чем такой брак должен признаваться недействительным на основании п.1 ст.24 ЗоБС.

К слову сказать, в отдельных Европейских странах разрешена регистрация однополых браков - в Швеции, Дании и Норвегии.

"В соответствии со шведским законом, принятым в 1994 г. и действующим с 1 января 1995 г., в стране введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Вместе с тем законом установлено, что такие "зарегистрированные" однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению. По закону регистрация партнерства может иметь место только в том случае, если одна из сторон является гражданином Швеции и проживает на территории страны. Действие закона не распространяется на иностранных граждан, лишенных возможности оформить свои взаимоотношения у себя на родине и приезжающих с этой целью в Швецию. Такая регистрация во всех случаях не будет порождать никаких правовых последствий нигде, кроме названных выше трех стран. Так, например, Швейцарским Федеральным судом союз двух лиц одного пола, зарегистрированный за границей, был признан противоречащим швейцарскому "публичному порядку", поскольку браком здесь признается только союз лиц противоположного пола". [19]

Несмотря на то, что однополые браки признаются только в трех странах, да и то - со значительными ограничениями, можно сказать, что это одно и тенденциозных направлений института заключения брака.

Законодательство Казахстана не признает супружескими отношениями союзы, основанные на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. "Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную - страны континентальной и англо-американской системы, полигамную - страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола"[16], что противоречит самой природе брака.

2. Казахстанское семейное законодательство устанавливает принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основано на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. "Брак, совершенный под физическим или психическим принуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным". [20]

3. Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак - равноправный союз мужчины и женщины. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

4. Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанавливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недействительным. Поскольку цель брака - создание семьи, рождение и воспитание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

5. Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в качестве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отношений между родителями, по крайней мере, в целях защиты интересов ребенка.

6. Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.

Браки могут совершаться по религиозным обрядам либо по светским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака основывается на традициях и степени влияния религии. Казахстанское законодательство признает исключительно брак, "зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния". [18] Законодательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, "в Шотландии признаются равнозначными гражданская и религиозная церемония бракосочетания, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания".[21]

Большинство конфессий, действующих на территории Казахстана, допускают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака.

Взаимные права и обязанности возникают у брачующихся только с с момента государственной регистрации, а ребенок, рожденный после государственной регистрации брака, считается рожденным в браке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рассмотрим подробнее современный институт государственной регистрации заключения брака в Республике Казахстан.

Государственная регистрация не является обязательным или принудительным институтом. Наоборот, граждане самостоятельно в добровольном порядке уведомляют государство о вступлении в семейные правоотношения.

Интересно заметить, что в "большинстве стран Запада официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах. К их числу принадлежат, например, Франция, Германия, Бельгия и Голландия. В других странах наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак, заключенный в церковной форме. Такой порядок существует в большинстве стран "общего права". Значительным своеобразием обладает порядок регистрации брака в странах с сильным влиянием католицизма". [22] Например, "в Италии заключение брака формально допускается как в гражданской, так и в церковной формах (в последнем случае при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания). Однако с учетом той роли, которую играет в этих странах католическая церковь, церковная форма брака по существу является обязательной для лиц католического вероисповедания, которые составляют абсолютное большинство населения".[23]

Процедура регистрации брака подробно регламентируется Правилами о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан (утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620). Рассмотрим несколько подробнее порядок регистрации брака.

Прежде всего, лица, желающие зарегистрировать брак, подают об этом заявление в орган ЗАГС по месту жительства одного из заявителей, либо по месту жительства их родителей.

В том случае, когда вступающие в брак подают заявление в орган ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них, должны быть предъявлены документы о проживании в данной местности.

"Заявление о вступлении в брак должно быть составлено на бланке по установленной Министерством юстиции Республики Казахстан форме. В случае отсутствия такого бланка в тексте заявления в произвольной формы должны содержаться все сведения, предусмотренные в бланке.

На все вопросы, содержащиеся в бланке заявления, должны быть даны полные и точные ответы.

На заявлениях о вступлении в брак, а также в графе "Для отметок" в актовой записи указывается: фамилия, имя, отчество родителя, серия, номер, кем и когда выдан документ, удостоверяющий его личность, а также сведения о его регистрации по местожительству.

При приеме заявления орган ЗАГС должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями регистрации брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей, убедиться, что они осведомлены о праве проведения по обоюдному согласию медицинского обследования, а также, о праве вступающих в брак заключить брачный договор, определяющий имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения". [24]

Вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются об ответственности за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

В случае заключения брака между лицами, уже имеющими общих детей, орган ЗАГС должен разъяснить им также порядок установления отцовства. "Лица, вступающие в брак, обязаны предъявить:

1) документы, удостоверяющие личность;

2) подписку об отсутствии препятствий к вступлению в брак;

3) подписку о взаимном осведомлении о состоянии здоровья;

4) сведения о предшествующих браках;

5) сведения об имеющихся детях". [24]

Лица, (в том числе иностранный гражданин, лица без гражданства) состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу ЗАГС документ, подтверждающий прекращение прежнего брака: свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо решение суда о признании брака недействительным (иностранные граждане и лица без гражданства легализованную в соответствующем посольстве или в консульском учреждении Республики Казахстан за границей или в Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан).

В справке полностью указываются фамилия, имя, отчество иностранного гражданина (если в паспорте иностранного гражданина отчество не указано, оно не указывается и в документах для регистрации брака).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.