скачать рефераты

МЕНЮ


Интеллектуальная собственность

Несмотря на то, что лицензия выдается без разрешения обла-дателя права перевода, в ст. V Всемирной конвенции предусмот-рен ряд важных мер по обеспечению интересов обладателя. Во-первых, сохраняются неимущественные права автора: название и имя автора оригинального произведения должны быть указаны на всех экземплярах опубликованного перевода; если же автор изъял из обращения свое произведение, лицензия вообще не мо-жет быть выдана ни при каких обстоятельствах. Кроме того, должна быть гарантирована правильность перевода произведения.

Во-вторых, внутренним законодательством государств, допус-кающих выдачу принудительных лицензий, должны быть приняты меры для того, чтобы обеспечить обладателю права перевода справедливое вознаграждение, причем соответствующее междуна-родной практике (а не местным стандартам), а также его выплату и перевод за рубеж.

Наконец, выдаваемая лицензия имеет территориальный харак-тер - она действительна в отношении выпуска в свет перевода лишь на территории того государства, в котором она испрашивает-ся. Ввоз экземпляров в другое договаривающееся государство и их продажа там допускаются только при одновременном соблюдении следующих условий: национальным языком в этом государстве так-же является язык перевода; законодательство этого государства так-же допускает выдачу принудительных лицензий на перевод, нако-нец, ввоз и продажа переводов, сделанных на основании принуди-тельной лицензии, не противоречит внутреннему законодательству этого государства. Российское законодательство выдачи принуди-тельных лицензий на перевод не допускает.

Следующим имущественным правом автора является право на воспроизведение - исключительное право разрешать воспроизведе-ние произведений любым образом и в любой форме (ст. 9 Берн-ской конвенции). Любая звуковая или визуальная запись призна-ется воспроизведением (п. 3 ст. 9). Таким образом, под воспроиз-ведением понимается создание копии произведения вне зависимости от способа ее создания и материального носителя, используемого для этой цели.

Данное право автора также может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его за-конным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Примером таких ограничений может служить право частной копии - признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст. 18 Закона РФ об автор-ском праве).

Всемирная конвенция в редакции 1971 г. в самой общей фор-ме закрепляет исключительное право автора «разрешать воспроиз-ведение независимо от его способа» (ст. IV bis).

Право на передачу в эфир. Данное имущественное право авто-ра закреплено в ст. 11 bis Бернской конвенции. В соответствии с ней авторы пользуются исключительным правом разрешать:

- передачу своих произведений в эфир или публичное сооб-щение этих произведений любым другим способом беспроволоч-ной передачи знаков, звуков или изображений;

- всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга-низацией, нежели первоначальная. (Имеется в виду право разре-шать ретрансляцию. Так что если автор разрешил одной радиове-щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир.);

- публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере-дающего звуки, знаки или изображения.

Пункт 3 ст. 11 bis специально подчеркивает, что разрешение на передачу произведения в эфир не включает в себя разрешение на запись передаваемого произведения. Такая запись представляет собой воспроизведение, и потому для ее осуществления нужно отдельное разрешение правообладателя (по правилам о праве на воспроизведение). Законодательство стран Союза может разре-шать радиовещательным организациям осуществлять без согласия автора лишь так называемые записи краткосрочного пользования и их хранение в архивных целях (ст. 24 Закона РФ об авторском праве).

Что касается Всемирной конвенции в редакции 1971 г., то она также предоставляет автору это право, но в самой общей форме - «исключительное право разрешать... передачу в эфир» (ст. IV bis). Таким образом, по Всемирной конвенции гораздо шире круг во-просов, которые оставлены для решения в национальном законо-дательстве.

Право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей (ст. 14 ter Бернской конвенции). Данное право за-ключается в том, что в отношении оригиналов произведений ис-кусства и оригиналов рукописей (в том числе музыкальных про-изведений) автор, а после его смерти правопреемники, имеют не-отчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой. Дан-ное право может быть реализовано, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор (если он не является граж-данином страны - участницы Бернской конвенции), предусматри-вает такое право, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Порядок взимания и суммы, причитающиеся автору, устанавливаются национальным законодательством.

Право ни переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про-изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Статья 14 Бернской конвенции специально закрепляет одну из разновидностей права на переделку: исключительное право разрешать, во-первых, кинематографическую переделку и воспро-изведение своих произведений, а также распространение переде-ланных или воспроизведенных таким образом произведений и, во-вторых, публичное представление и исполнение переделанных и воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения. Как следствие, на каж-дое из перечисленных действий нужно специальное разрешение автора оригинального произведения. Например, при создании фильма на основе книги нужны отдельные разрешения автора книги на ее переделку в сценарий, на создание фильма на основе сценария, на его воспроизведение, на публичное представление (прокат в кинотеатрах), на передачу в эфир или сообщение по кабелю.

Наконец, переделка в любую другую художественную форму кинематографической постановки, производной от литературного или художественного произведения, требует разрешения не только ее автора, но и автора оригинального произведения (п. 2 ст. 14).

Выше были перечислены права, которыми обладают авторы любых литературных и художественных произведений. Кроме них Бернская конвенция выделяет группу прав, которыми наделены авторы отдельных категорий произведений.

Авторы драматических и музыкально-драматических произведений в соответствии со ст. 11 Бернской конвенции имеют исключитель-ное право разрешить публичное представление или исполнение своих произведений и их переводов любыми средствами или способами, а также передачу любым способом их постановок и исполнений для всеобщего сведения. Аналогичные права предоставляются авто-рам литературных произведений (ст. 11 ter Бернской конвенции в отношении публичного чтения их произведений и переводов их произведений). Что касается Всемирной конвенции в редакции 1971 г., то она в самой общей форме закрепила исключительное право автора разрешать публичное исполнение произведения (не-зависимо от вида произведения). Дальнейшая конкретизация ос-тавлена на усмотрение национального законодательства.

Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по авторскому праву расширили перечень исключительных прав автора по сравнению с Бернской конвенцией, закрепив право на распространение про-изведений, право проката и право на публичное сообщение про-изведения. Право на распространение (right of distribution) закреп-лено в ст. 6 Договора ВОИС. Оно определено как исключитель-ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе-ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све-дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора - «исчерпание прав».

Право проката (право разрешать прокат) закреплено в ст. 11 Соглашения ТРИПС и в ст. 7 Договора ВОИС. Оно принадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ-ведений. Договор ВОИС добавляет к ним «произведения, вопло-щенные в фонограммах (works embodied in phonograms), как это определено национальным законодательством сторон». Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом проката (т.е. арендуется, например, компьютер). В от-ношении же кинематографических работ право проката применя-ется только при условии, что их коммерческий прокат привел к широкому копированию таких произведений, и это нанесло су-щественный вред праву автора на воспроизведение.

Наконец, право на публичное сообщение произведений (ст. 8 До-говора ВОИС) означает право разрешать любое сообщение произ-ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес-проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Таким образом, право, закрепленное в ст. 8 Договора, шире по своему содержанию, чем право на передачу произведения в эфир, предусмотренное Бернской конвенцией.

Кроме вышеназванных прав Бернская конвенция содержит ряд положений относительно защиты охраняемых прав. Общее правило заключается в том, что правообладатель имеет право возбу-ждать судебное преследование против контрафакторов (п. 1 ст. 15). Статья 16 устанавливает, что контрафактные экземпляры подле-жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной. То же относится и к воспроизведе-ниям охраняемого произведения, происходящим из страны, в ко-торой данное произведение не охраняется или перестало пользо-ваться охраной.

Соглашение ТРИПС в ст. 41-66 содержит в отличие от Берн-ской конвенции очень подробный перечень средств правовой за-щиты авторских прав, а также основные требования к процедуре их применения. Прочие международные договоры почти целиком оставляют этот вопрос на усмотрение национального законодателя.

Статья 41 Соглашения ТРИПС устанавливает общую обязан-ность государств-участников обеспечить в своем национальном законодательстве эффективное применение против любых нару-шений прав интеллектуальной собственности установленных Со-глашением мер правовой защиты. Такие меры должны включать эффективные средства для предотвращения нарушений и для пресечения длящихся нарушений. Процедуры их применения должны быть такими, чтобы не создавать препятствий законной торговле и обеспечивать гарантии от злоупотребления ими. Под-черкивается также, что процедуры, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность, не должны быть излишне ус-ложненными или дорогостоящими, влечь необоснованные за-держки (что особенно важно для российского правосудия).

Далее устанавливаются общие требования к судебной и адми-нистративной процедуре по данной категории дел. Кроме того, вводятся специфические таможенные меры защиты, заключаю-щиеся во временном задержании (до выяснения обстоятельств) предположительно контрафактных экземпляров на таможенной границе с целью предотвращения введения их в оборот (ст. 51-60 ТРИПС).

1.3. Патентное право

Охрана изобретений во всем мире осуществляется на основе норм патентного права. В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические до-стижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения соответствующим государственным органом (патентным ведомством; в России - Федеральным органом исполни-тельной власти по интеллектуальной собственности, функции которо-го осуществляет Роспатент), и права на изобретения возникают у ка-кого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (па-тента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изо-бретение в другом государстве требуются подача заявки и самостоя-тельная выдача патента или иного охранного документа в этом ино-странном государстве. Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2006. С. 375.

Признание предложения изобретением и выдача патента осущест-вляются в каждом государстве на основе норм его внутреннего законода-тельства. К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран - также требование полезности. Предложенное решение должно быть новым, т.е. не известным ранее во всем мире (так называемая миро-вая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна уста-навливается путем проведения специальной экспертизы на новизну (прежде всего по патентной и научно-технической литературе).

Охрана осуществляется путем выдачи патента на изобретение (имеются различные виды патентов).

Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изо-бретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают крупные фирмы. Имея патент, патентообла-датель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, Использовать его сам или вообще никому его не предоставлять для Использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, т.е. нарушит патент, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать Убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, созданное с использованием патента, например при ввозе его в страну.

Лицо, нарушившее исключительное право патентовладельца, обя-зано прекратить нарушение и возместить причиненный ущерб в по-рядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Основным международным соглашением, регулирующим во-просы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Па-рижская конвенция по охране промышленной собственности. Главная цель Конвенции состоит в создании более льготных условий для па-тентования изобретений организациями и гражданами одних госу-дарств в других.

Парижская конвенция не предусматривает создания международ-ного патента, который, будучи выдан в одной стране - участнице Конвенции, действовал бы во всех других странах. В любой другой стране изобретение может свободно использоваться без выплаты воз-награждения, если оно там не запатентовано.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предо-ставление гражданам и фирмам любой страны - ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательст-вом данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции яв-ляется правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в Конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необхо-димым условием выдачи патента.

Заключение

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесе-но Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) к ведению Российской Федерации. В ст. 138 ГК РФ интеллектуальная собственность определяется как ис-ключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства Индиви-дуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выпол-няемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Это право признается в случаях и порядке, уста-новленных Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами и международными договорами РФ. Общим для результатов интел-лектуальной деятельности и средств индивидуализации, относящихся к объектам исключительных прав, является то, что их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия правообла-дателя. Следует заметить, что в доктрине обращается внимание на тенденцию к расширению сферы действия исключительных Прав за счет включения в нее таких нематериальных объектов, как неотчуж-даемые от личности права, не имеющие имущественной ценности. Звеков В.П. Международное частное право. - М., 2004. С. 471.

В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллекту-альной собственности, 1967 г. (ВОИС), указывается, что понятие «ин-теллектуальная собственность» включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполни-тельской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в произ-водственной, научной, литературной и художественной областях.

В Бернской конвенции об охране литературных и художествен-ных произведений, государства-участники которой образовали Бернский союз (административные функции Союза выполняет ВОИС), термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусст-ва, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лек-ции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хо-реографические произведения и пантомимы; музыкальные сочине-ния с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографичес-кие произведения, к которым приравниваются произведения, выра-женные способом, аналогичным фотографии; произведения при-кладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, то-пографии, архитектуре или наукам. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. со-держат положения об охране авторских и смежных прав в цифро-вых сетях.

В число многосторонних международных договоров, охватываю-щих широкий круг объектов интеллектуальной собственности, вклю-чая компьютерные программы, входит Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1993 г., за-ключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. «Частью» интеллек-туальной собственности является промышленная собственность, под объектами охраны которой в Парижской конвенции по охране про-мышленной собственности 1883 г. понимаются патенты на изобрете-ния, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания проис-хождения или наименования места происхождения товаров, а равно пресечение недобросовестной конкуренции.

Еще нельзя считать преодоленным заблуждение относительно отождествления объектов творческой деятельности и объектов права собственности, что в определенной мере объясняется обращением к слову «собственность» для обозначения указанных прав (интеллектуальная собственность, промышленная собственность). Но объектами права собственности могут быть лишь материальные носители реше-ний, образов, идей Суханов Е.Л. Российский закон о собственности. Комментарий. - М., 1993. С. 19.. Права на результаты творческой деятельности носят исключительный, а не вещный характер, и регулируются зако-нодательством об авторском праве и смежных правах, о патентах, по-лезных моделях, промышленных образцах и др. В.А. Дозорцев пишет: «Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объ-ектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим не исчерпываются. Поэтому можно констатиро-вать существование в гражданском праве двух видов соответствую-щих этим объектам исходных прав - права собственности и исключи-тельных прав. Разумеется, в рамках исключительных прав существует достаточное число разновидностей» Дозорцев В.Л. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сб. нормативных актов. - М., 1994. С. 42..

Список литературы

1. Бендевский Т. Международное частное право. - М., 2005.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2006.

3. Бужигаева Т.Е. Международное частное право. - М., 2005.

4. Гаврилов В.В. Международное частное право. - М., 2001.

5. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. - М., 2005.

6. Звеков В.П. Международное частное право. - М., 2004.

7. Канашевский В.А. Международное частное право. - М., 2006.

8. Международное частное право. / Под ред. Г.К. Дмитриевой. - М., 2004.

9. Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. - М., 2004.

10. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. - М., 2005.

11. Суханов Е.Л. Российский закон о собственности. Комментарий. - М., 1993

12. Дозорцев В.Л. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сб. нормативных актов. - М., 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.