скачать рефераты

МЕНЮ


Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации

12. Возможно ли осуществление копирования информации или требуется инсталляция?

13. Были ли внесены в программу изменения, направленные на преодоление защиты?

14. Количественные (занимаемый объем, требуемое количество дискет, количество файлов и пр.) и качественные (назначение конкретных файлов, требование к оборудованию и пр.) характеристики программы?

15. Соответствие алгоритма работы конкретной программы требованиям, указанным в техническом задании или заявленных в инструкции по эксплуатации?

16. Имеются ли ошибки при проведении расчетов с помощью данной программы (правильно ли происходит округление чисел, правильный ли алгоритм расчета конкретных данных и пр.?

17. Определить тип ЭВМ (системы ЭВМ), совместимый с программным и аппаратным обеспечением данного компьютера, если ее нет, то каким образом это влияет на нормальную работу программы?

18. Имеется ли полная совместимость конкретного программного обеспечения с другими программами, выполняемыми на данном компьютере, если нет, то каким образом это влияет на нормальное функционирование системы?

8.3.5 Перечень вопросов, разрешаемых при исследовании баз данных

Под базами данных понимается форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. С точки зрения организации базы данных могут представлять собой информацию в текстовых файлах и информацию в файлах со специальной структурой, которые обрабатываются специальными программами (системами управления базами данных, сокращенно СУБД), именно их в компьютерной терминологии называют базами данных.

Базы данных обычно хранятся на магнитных, оптических или электронных носителях машинной информации, а также могут быть непосредственно установлены в микросхемах памяти компьютера. Кроме того, коды баз данных, входные, выходные и промежуточные данные могут находиться на бумажном носителе (распечатки исходных текстов программ баз данных, перфолента, перфокарта). Вся информация, относящаяся к базам данных, независимо от формы носителя, является объектом экспертизы и должна быть представлена эксперту.

Перечень вопросов:

1. Каким образом организована база данных?

2. В каком формате записана информация и какие СУБД могут ее обрабатывать?

3. Какая информация записана в данной базе?

4. Информация в базе записана обычным образом или закодирована?

5. Когда последний раз обновлялась информация?

6. Имеются ли в данной базе скрытые (помеченные для удаления) поля и их содержание?

7. Имеются ли повреждения или изменения в записях базы по сравнению с эталоном или резервной копией, если да, то какие?

8. Сколько записей в базе?

9. Имеется ли в данной базе запись конкретного содержания?

10. Возможно ли внести изменение в данную базу с помощью простейших программных средств (например, текстовых редакторов и пр.)?

8.3.6 Перечень вопросов, разрешаемых при исследовании аппаратного

обеспечения ЭВМ

Под аппаратным обеспечением ЭВМ понимается комплекс технических средств, предназначенных для автоматизированной обработки информации, обеспечения хранения и передачи ее по каналам связи, ведения диалога с пользователем и выполнения других функций в составе компьютерной системы. Аппаратное обеспечение в свою очередь подразделяется на следующие устройства:

1. Центральные устройства ЭВМ (центральный процессор; оперативное и постоянное запоминающие устройства; системную шину; другие устройства для обеспечения работы вычислительной системы - контроллеры, таймер, тактовый генератор, различные буферы и пр.).

2. Периферийные устройства (видеоподсистема; накопители различных типов; устройства вывода информации; устройства ввода информации; устройства организации ЛВС и телекоммуникации; другие устройства, сопряженные с компьютером и которые функционируют под его управлением).

3. Вспомогательные устройства (устройства электропитания; различные фильтры - сетевые, экранные и пр.; аппаратура защиты, работающая автономно от центрального процессора - генераторы помех и пр.).

Вопросы, которые необходимо поставить экспертам:

1. Каковы тип устройства и его технические характеристики?

2. Исправно ли данное устройство или нет, тип неисправности (отказ или сбой), как она влияет на работу системы в целом?

3. Полностью ли совместимы между собой компоненты данного устройства, если нет, то как это сказывается на его работе?

4. Полностью ли совместимо данное устройство с каким-либо конкретным устройством, если нет, то как сказывается это на их работе?

5. Имеются ли на устройстве следы ремонта, повреждений, демонтажа микросхем, замены блоков?

6. Соответствует ли комплектация устройства технической документации, если нет, то какие компоненты были изменены, демонтированы?

7. Нет ли в данном устройстве дополнительных блоков (жучков) с враждебными функциями, если есть, то каково их предназначение?

8. Возможно ли на данном оборудовании решать какие-либо конкретные задачи?

9. Какой уровень излучений у данного устройства, возможен ли его прием специальными техническими средствами для последующей расшифровки информации, если возможен, то на каком расстоянии?

10. Возможно ли отключение аппаратных средств защиты и как это влияет на работу системы?

11. Соблюдались ли правила эксплуатации?

12. Могла ли данная проблема возникнуть в результате несоблюдения правил технической эксплуатации?

Следует отметить, что приведенные выше вопросы носят рекомендательный характер. Конкретность их постановки будет зависеть от фабулы преступления.

Контрольные вопросы

1. Какова следовая картина преступлений, сопряженных с использованием компьютерных средств?

2. Каковы типовые следообразующие признаки преступной деятельности в сфере телекоммуникации?

3. Как классифицируется исходящая криминальная абонентская активность?

4. Как классифицируется входящая криминальная абонентская активность?

5. Что относится к объектам компьютерно-технической экспертизы?

6. Какие вопросы выносятся на разрешение компьютерно-технической экспертизы?

7. Какие вопросы разрешаются при исследовании носителей машинной информации?

8. Какие вопросы разрешаются при исследовании баз данных?

9. Какие вопросы разрешаются при исследовании аппаратного обеспечения ЭВМ?

ГЛАВА 9. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ

ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

9.1 Организационно-технические меры предупреждения компьютерных

преступлений

Международный опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что одним из приоритетных направлений решения задачи эффективного противодействия современной преступной деятельности является активное использование правоохранительными органами различных мер профилактического характера.

Большинство зарубежных специалистов прямо указывают на то, что предупредить компьютерное преступление всегда намного легче и проще, чем его раскрыть и расследовать.

Как уже отмечалось, обычно выделяются две основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений: правовые и организационно-технические.

Одной из основных проблем, затрудняющих предупреждение и расследование компьютерных преступлений, является дефицит квалифицированных специалистов МВД России (редкий следователь обладает глубокими познаниями процессов, происходящих в компьютере, не говоря уже о расследовании компьютерных преступлений) и отсутствие наработок в этой области (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру места происшествия и т.п.).

Ввиду того, что компьютерные преступления все больше приобретают транснациональный характер, усиливается международное сотрудничество в этой области. Что касается Российской Федерации, то, к сожалению, приходится признать, что большая часть компьютерных преступлений совершается в большей мере вследствие недостаточности организационных мер в предприятиях и организациях, слабой защиты данных от несанкционированного доступа, недостаточной конфиденциальности, слабой проверки и инструктажа персонала.

Анализ сведений о совершенных компьютерных преступлениях позволяет сделать вывод о том, что основными причинами и условиями, способствующими их совершению, в большинстве случаев стали:

1) неконтролируемый доступ сотрудников к клавиатуре компьютера, используемого как автономно, так и в качестве рабочей станции автоматизированной сети для дистанционной передачи данных первичных бухгалтерских документов в процессе осуществления финансовых операций;

2) бесконтрольность за действиями обслуживающего персонала, что позволяет преступнику свободно использовать ПК в качестве орудия совершения преступления;

3) низкий уровень программного обеспечения, которое не имеет контрольной защиты, обеспечивающей проверку соответствия и правильности вводимой информации;

4) несовершенство парольной системы защиты от несанкционированного доступа к рабочей станции и ее программному обеспечению, которая не обеспечивает достоверную идентификацию пользователя по индивидуальным биометрическим параметрам;

5) отсутствие должностного лица, отвечающего за режим секретности и конфиденциальности коммерческой информации и ее безопасности в части защиты средств компьютерной техники от несанкционированного доступа;

6) отсутствие разграничения допуска сотрудников к документации строгой финансовой отчетности, в т.ч. находящейся в форме машинной информации;

7) отсутствие договоров (контрактов) с сотрудниками на предмет неразглашения коммерческой и служебной тайны, персональных данных и иной информации ограниченного доступа.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективной защитой от компьютерных правонарушений является введение в штатное расписание организаций должности специалиста по компьютерной безопасности (администратора по защите информации) либо создание специальных служб как частных, так и централизованных, исходя из конкретной ситуации. Наличие такого отдела (службы) в организации, по оценкам зарубежных специалистов, снижает вероятность совершения компьютерных преступлений вдвое.

Помимо организационно-управленческих мер, существенную роль в борьбе с компьютерными преступлениями могут играть меры технического характера (аппаратные, программные и комплексные).

Аппаратные методы предназначены для защиты компьютерной техники от нежелательных физических воздействий и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации. К ним относятся источники бесперебойного питания, устройства экранирования аппаратуры, шифрозамки, устройства идентификации личности и т.п.

Средства регистрации, средства контроля доступа к информационным ресурсам также относятся к эффективным мерам противодействия попыткам несанкционированного доступа:

1) программы регистрации первичных данных, исключающие возможность пропуска обязательных реквизитов данных и содержащие условия блокировки ввода-вывода информации и подсказку пропущенных реквизитов;

2) подтверждение личности, регистрирующей первичные данные (авторизация данных), основанное на идентификации личности, производящей ввод-вывод данных, и предусматривающее возможность блокировки средств компьютерной техники при выполнении предъявляемых условий идентификации;

3) программы защиты зарегистрированных данных от преднамеренного или случайного их искажения, уничтожения, а также от несанкционированного получения сведений о зарегистрированных данных. Исправлять машинную запись первичных данных может только лицо, имеющее специальные полномочия, а основным подтверждением достоверности машинной записи при этом является однозначное доказательное определение личности, производившей регистрацию первичных данных.

Программные методы защиты предназначаются для непосредственной защиты информации. Для защиты информации при ее передаче обычно используют различные методы шифрования данных. Как показывает практика, современные методы шифрования позволяют достаточно надежно скрыть смысл сообщения. Например, в США в соответствии с директивой Министерства финансов начиная с 1984 г. все общественные и частные организации были обязаны внедрить процедуру шифрования коммерческой информации по системе DES (Data Encryption Standard), официально утвержденной Национальным бюро стандартов США еще в 1978 г.

В России в июле 1991 г. также был введен в действие ГОСТ криптографирования информации, представляющий собой единый алгоритм криптографического преобразования данных для системы обработки информации в сетях ЭВМ, отдельных вычислительных комплексах и ЭВМ, функционирующий на базе отечественного алгоритма Kryption, аналогичного по своим основным техническим параметрам DES. Российский стандарт свободен от недостатков стандартов DES и в то же время обладает всеми его преимуществами.

При рассмотрении вопросов, касающихся программной защиты информационных ресурсов, особо выделяется проблема их защиты от компьютерных вирусов как способа совершения компьютерного преступления. В настоящее время разрабатываемые отечественные и зарубежные программные антивирусные средства позволяют с определенным успехом (примерно 97%) опознать зараженные программные средства и их компоненты.

Наиболее эффективным направлением в предупреждении подобных посягательств является комплексное использование различных мер предупреждения компьютерных преступлений: организационных, аппаратных и программных. Например, для уменьшения опасности вирусных посягательств на СВТ, по мнению специалистов, необходимо предпринять следующие комплексные организационно-технические меры, которые могут быть сокращены или расширены по своему содержанию исходя из каждой конкретной ситуации.

1. Информировать всех сотрудников учреждения, организации, использующих СВТ, об опасности и возможном ущербе в случае совершения вирусного посягательства.

2. Не осуществлять неофициальные связи с другими организациями, связанные с обменом программных средств. Запретить сотрудникам приобретение и использование на рабочем месте программными средствами (ПС) «со стороны». Должны использоваться только официально распространяемые ПС, содержащиеся на оттестированных и опломбированных носителях машинной информации.

3. Запретить сотрудникам использование и хранение на носителях и в памяти ЭВМ компьютерных игр, являющихся источником повышенной опасности для безопасности компьютерных систем.

Общепризнанно мнение о том, что профилактика любого, в том числе и компьютерного, преступления должна носить комплексный характер и относиться к компетенции государственных органов, а не различных коммерческих охранных структур, что имеет место в нашей стране. Этому учит нас и опыт зарубежных государств, где (с момента совершения первого компьютерного преступления) стали серьезно заниматься этими проблемами на государственном уровне. В частности, помимо основных правовых актов были предприняты и другие законодательные мероприятия, направленные на обеспечение общей безопасности информационных ресурсов и возлагающие ответственность за их сохранность на несколько федеральных ведомств. Например, в США в 1965 г. был принят соответствующий Вrooks Act.

В настоящее время в зарубежных странах уже действует развитая система обеспечения компьютерной безопасности, осуществляемая государственными силами и средствами, включающая в себя законодательные, организационные и технические мероприятия, проводимые по единому комплексному плану и направленные на предупреждение компьютерных преступлений.

9.2 Правовые меры предупреждения компьютерных преступлений

К правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений в первую очередь относятся нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за указанные выше противоправные деяния.

История развития законодательства зарубежных стран в этом направлении показывает, что впервые подобный шаг был предпринят законодательными собраниями американских штатов Флорида и Аризона уже в 1978 году. Принятый закон назывался «Computer crime act of 1978» и был первым в мире специальным законом, устанавливающим уголовную ответственность за компьютерные преступления. Затем практически во всех штатах США (в 45 штатах) были приняты аналогичные специальные законодательства.

Эти правовые акты стали фундаментом для дальнейшего развития законодательства в целях осуществления мер предупреждения компьютерных преступлений. Отечественное законодательство движется в этом направлении очень робкими шагами.

Первым из них по праву можно считать издание 22 октября 1992 года двух Указов Президента РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем», регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем с 1 января 1994 года.

Вторым прогрессивным шагом является принятие Государственной Думой и Федеральным Собранием сразу двух законов: 20 января 2005 г. «О связи» и 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» 27 июля 2006 г. принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ, отменивший указанный закон.. Данные нормативные акты дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны; устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты; определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий; определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации; устанавливают категории секретности данных и информации.

Решающим законодательным шагом можно считать принятие в июне 1996 года Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяющего информацию в качестве объекта уголовно-правовой охраны.

Этим актом отечественное уголовное законодательство приводится в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран.

Следует отметить, что Государственная дума России постоянно пересматривает перечень нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности и преступлений в области высоких технологий. Поэтому ряд законов были отменены, а основные правые нормы перенесены в Гражданский кодекс РФ (часть 4).

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.

2. Каковы наиболее эффективные направления в предупреждении компьютерных преступлений?

3. Какие меры необходимо принимать для уменьшения опасности вирусных посягательств на средства вычислительной техники?

4. Каковы правовые меры предупреждения компьютерных преступлений?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ существующего состояния законодательства России и зарубежных стран позволяет обозначить некоторые основные направления развития законодательства в целях борьбы с компьютерной преступностью.

1. Предстоит обеспечить правовое регулирование распространения массовой информации, размещенной на сайтах Интернета, в том числе обеспечить реализацию конституционного запрета на пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную и религиозную вражду, распространение порнографической информации и др., а также закрепить обязанность государственных органов защищать официальную информацию, размещаемую на их сайтах в Интернете.

2. Требуется законодательно закрепить механизм отнесения объектов информационной инфраструктуры к критически важным и обеспечить их информационную безопасность, включая разработку и принятие требований к техническим и программным средствам, используемым в информационной инфраструктуре этих объектов.

3. Серьезная работа должна быть проведена по совершенствованию законодательства об оперативно-розыскной деятельности в части:

- создания необходимых условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия компьютерных преступлений и преступлений в сфере высоких технологий;

- усиления контроля за сбором, хранением и использованием информации о частной жизни граждан, сведений, составляющих личную, семейную, служебную и коммерческую тайны;

- уточнения состава оперативно-розыскных мероприятий.

4. Необходимо усиление ответственности за преступления в сфере компьютерной информации и уточнение составов преступлений с учетом Европейской конвенции о киберпреступности.

5. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства должно создать условия правоохранительным органам оперативно и эффективно действовать в случаях угроз безопасности, осуществляемых с использованием инфокоммуникационных технологий, единообразно оформлять доказательства, полученные с использованием компьютерных систем и телекоммуникаций.

6. Законодательство в области связи также требует совершенствования по ряду аспектов. Оно должно обеспечить:

- возможность перехвата информации, передаваемой по сетям электросвязи;

- раскрытие компетентным органам достаточного количества данных о потоках информации с целью идентификации поставщиков услуг и путей передачи информации;

- оперативное получение от поставщиков услуг связи сведений об абонентах (вид и время оказанных услуг, личность пользователя, адрес, телефон, сведения о платежах и другие сведения), не связанных с содержанием передаваемой ими информации.

7. Необходимо устранить правовую неопределенность в части использования работодателями средств визуального наблюдения, средств контроля телефонных переговоров, электронных сообщений, использования средств доступа в Интернет, поскольку эти средства могут быть использованы для противоправных действий.

8. В последнее время в связи с массовым распространением пиратства, порнографии, угрозами кибертерроризма, спама и множеством других реальных угроз все чаще поднимается вопрос о необходимости ужесточения контроля за пользователями в сети Интернет. Существующая относительная анонимность пользователя влечет множество отрицательных последствий и ее границы объективно придется сужать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Электронный ресурс системы Гарант.

2. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92,. № 2446-1. Электронный ресурс системы Гарант.

3. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95, №24-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

4. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2007, №149-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

5. Закон РФ «О персональных данных» от 27.07.2006, № 152-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

6. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92, № 3523-1. Электронный ресурс системы Гарант.

7. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.93, №5485-1. Электронный ресурс системы Гарант.

8. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92, №3717-1. Электронный ресурс системы Гарант.

9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96, №63-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

10. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1030 (в ред. от 04.02.2005 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров и услуг двойного назначения в заявленных целях». Электронный ресурс системы Гарант.

11. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Электронный ресурс системы Гарант.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.