скачать рефераты

МЕНЮ


Источники международного частного права

Источники международного частного права

27

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ. 2
  • 1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 3
    • 1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права. 3
    • 1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». 4
    • 1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 5
    • 1.4. Внешняя политика и международные отношения. 5
  • 2. Международные договоры Российской Федерации. 6
    • 2.1. Понятие международного договора 6
    • 2.2Трансформация норм международного договора. 6
    • 2.3. Международно-правовые принципы. 8
    • 2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 9
    • 2.5. Защита прав человека в международное частное право. 12
    • 2.6. Развитие международное частного права. 13
  • 3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права. 14
    • 3.1. Регулирование частноправовых отношений. 14
    • 3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16
    • 3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 17
  • 4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 19
  • 5. Обычаи 20
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
  • Нормативные акты: 26
  • ЛИТЕРАТУРА: 27

ВВЕДЕНИЕ.

Тема представленной курсовой работы - «Источники международного частного права».

Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом - многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнего» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

Под источниками права принято понимать внешние фор-мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача-ются условным термином "источники права" Общая теория права. Учебное пособие для юридических вузов /Под ред. Пиголкина А.С. - М., 1995. С. 164.

Содержание международного частного права определя-ется системой его источников, к которым в Российской Феде-рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде-рации обычаи.

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право.

1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми-рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при-нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под-лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна-ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле-жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей-ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде-ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп-равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда-нина" составляют основы правового статуса личности в Рос-сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за-щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност-ранных граждан и лиц без гражданства -- уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международ-ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу-ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци-ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор-мам международного права предшествует упоминанию Кон-ституции Лукащук И.И. Конституция России и международное право. - М., 1995. С. 172..

Общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права -- а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству -- наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти-туции как составная часть российской правовой системы. Ра-зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю-щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан-дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю-чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна-родных договорах Российской Федерации" СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757. исходит из значе-ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова-ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях -- важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене-нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ-ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ-ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер-жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со-гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре-шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде-рального закона только после внесения соответствующих по-правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве-дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит-ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон-ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре-зультате российское материальное, коллизионное и процес-суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно-шениям с иностранным элементом, формируется на федераль-ном уровне и является единым для страны, для всех субъек-тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино-странными лицами, права, обязанности и ответственность ор-ганов государственной власти Российской Федерации и орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде-ральным законом "О государственном регулировании внешне-торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу-лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част-ности, приоритет экономических мер государственного регу-лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин-тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации.

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос-сийской Федерации" СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757 понятие международного договора РФ оп-ределено на основе Венской конвенции о праве международ-ных договоров 1969 г ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак-люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен-тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес-кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут-ригосударственное право осуществляется в различных право-вых формах, посредством издания различных внутригосудар-ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру-емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно-шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс-няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак-лючивших его государств Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. - М., 1965. С. 124.

.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость заново осмыслить проблемы соотношения международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При изучении механизма действия международных дого-воров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. По-рождая, как и любые другие международные договоры, обя-зательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечива-ется в конечном счете в сфере отношений граждан и юриди-ческих лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения меж-дународно-правовой нормы к внутренним отношениям оказы-вается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутриго-сударственную) излишним.

Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общеприз-нанные принципы и нормы международного права.

2.3. Международно-правовые принципы.

Устав ООН объединил международно-правовые принци-пы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Од-нако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обя-зательного нормативного акта, который содержал бы пере-чень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органа-ми и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России" Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации //Московский журнал международного права. 1994 № 4. С. 7..

На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской науч-но-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаи-модействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой систе-ме "подчиненное место по отношению к Конституции Россий-ской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры" Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2 С. 4

.

Развернутое определение принципов современного международного права содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права.

Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.

Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации до-говора, его утверждения, принятия, присоединения к дого-вору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согла-сии на обязательность для Российской Федерации междуна-родных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о по-рядке применения нормативных правовых актов, затрагива-ющих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.

Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в догово-ре или согласованные между сторонами (см. ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.) Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 9..

В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если междуна-родным договором РФ установлены иные правила, чем пре-дусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ пра-вило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ра-нее -- союзных) нормативных актах применительно к опреде-ляемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших кон-ституционных норм не включалось.

Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Фе-дерации значение, подняв его на уровень положений, со-ставляющих основы конституционного строя. Положения гла-вы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Консти-туцией.

Норма о приоритете применения международного дого-вора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодек-се РФ (ст. 7), иных федеральных законах.

Федеральный закон "О международных договорах Россий-ской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполне-ние которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федераль-ного закона .может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международно-му договору.

В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С пре-кращением существования СССР Россия продолжает осуще-ствлять права и обязательства, предусмотренные многими та-кими договорами.

С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответствен-ность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых яв-ляется Генеральный секретарь ООН.

Нота МИД РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обя-зательства, вытекающие из международных договоров, зак-люченных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В этой связи Министерство просило рассматривать Российс-кую Федерацию в качестве стороны всех действующих меж-дународных договоров вместо Союза ССР Действующее международное право. - М., 1996. Т. 1. С. 476..

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выс-тупающих источниками международного частного права, необ-ходимо начать с договоров, предметом которых являются ос-новные права и свободы человека и гражданина.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотруд-ничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Орга-низацией Объединенных Наций .содействия всеобщему уваже-нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., по-ложения которой приобрели значение обычных норм между-народного права, Международный пакт об экономических, со-циальных и культурных правах, Международный пакт о граж-данских и политических правах, первый и второй Факульта-тивные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, .образующие так называемый Между-народный билль о правах человека, а также некоторые дру-гие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требова-ния к соблюдению и уважению прав человека, формируют стан-дарты, из которых должно исходить национальное законода-тельство.

2.5. Защита прав человека в международное частное право.

В современном международном праве сложилась развер-нутая система договоров, призванная присущими международ-ному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, помимо уже названных выше документов, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступ-ления апартеида и наказании за него 1973 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд-ничеству в Европе от 1 августа 1975 г., итоговые документы Мадридской и Венской встреч предста-вителей государств -- участников СБСЕ, документы совеща-ний Конференции СБСЕ по человеческому измерению, другие международные акты, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, обозначили парамет-ры, которым призваны соответствовать подходы государств к проблемам статуса личности.

Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российским парламентом принят Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Европейской Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европей-ская Конвенция определила механизм обеспечения соблюдения Сторонами обязательств, вытекающих из Конвенции, в настоящее время этот механизм включает Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Коми-тет министров. Согласно Уставу Совета Европы (ст. 3) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находя-щиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно со-трудничать во имя достижения цели Совета.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав чело-века и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейс-ком суде по правам человека СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540.. К основным функциям Уполно-моченного отнесена защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании упомянутой Конвенции.

2.6. Развитие международное частного права.

Российская Федерация не участвует в таких многосторон-них договорах, оказывающих заметное влияние на развитие международного частного права, как, например. Конвенция о международном факторинге 1988 г., Конвенция ООН о мор-ской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Согла-шение о международных железнодорожных перевозках гру-зов 1978 г. (КО-ТИФ), Конвенция ООН о международной сме-шанной перевозке грузов 1980 г., Женевские чековые конвен-ции 1931 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к агент-ским соглашениям, 1978 г., Европейская конвенция о некото-рых международных аспектах банкротства 1990 гВнешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сб. нормативных документов. - М., 1997. С. 708 - 723.

Между тем отношения с участием субъектов российского права, включая предпринимателей, могут оказаться при оп-ределенных обстоятельствах в сфере действия международ-ных договоров, в которых не участвует Российская Федера-ция. Так, к отношениям по контракту с участием российского партнера могут при определенных условиях применяться пра-вила Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.3 На основании положений Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. ("Римской конвенции") может определяться применимое пра-во при разрешении спора по контракту, в котором участвует российский предприниматель. Положения Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. применимы при заключении российскими грузовладельцами договоров морской перевозки грузов с иностранными перевозчиками.

Международный договор, заключенный без участия Рос-сийской Федерации, может быть частью иностранной право-вой системы, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти свое отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права.

3.1. Регулирование частноправовых отношений.

В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выпол-няют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение граж-данских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ в пер-спективах принятия закона о международном частном праве и его возможном соотношении с частью третьей Гражданского кодекса РФ, в которой намечается предусмотреть нормы меж-дународного частного права, будет сказано в последующем. Заметим лишь, что требующие заполнения "пустоты" в регу-лировании частноправовых отношений с иностранным элемен-том объясняют не только имеющиеся в этой области суще-ственные пробелы, но и случаи дублирования отдельных пра-вил. Так, порядок установления содержания иностранного пра-ва регулируется Основами гражданского законодательства (ст. 157), Семейным кодексом РФ (ст. 166), Арбитражным про-цессуальным кодексом РФ (ст. 12), оговорка о публичном по-рядке -- Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (ст. 15), Основами гражданского законодательства (ст. 158), Се-мейным кодексом РФ (ст. 167), исполнение поручений иностранных судов -- Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 436), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 215).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.