скачать рефераты

МЕНЮ


Источники права

Нам необходимо сказать о том, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 11 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.

Подводя итоги по всему вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:

Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.

Т.е. нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

3. Классификация нормативно правовых актов

Сейчас мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся взгляда о том, что юридическая сила нормативно правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Так как она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Итак, закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4

Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.

Мы выделяем следующие виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:

- по сроку действия (постоянные законы и временные);

- по характеру (текущие и чрезвычайные);

- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Существуют такие виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

-нормативные акты неопределенно длительного действия;

-временные нормативные акты.

Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

4. Систематизация нормативно правовых актов

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) -- «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». 11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.

И начнем с самого простого вида систематизации - инкорпорации. Инкорпорация - «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.» 22 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с. - ISBN 5-98032-006-7

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.

Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация - «деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений». 11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7Кодификация всегда носит официальный характер. В ее процессе отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификации присущи следующие признаки: ей занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов.

1)Основы законодательства - такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

2)Кодекс - традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов - один из эффективных путей решен проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.

3)Устав - нормативно правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы).

4) Положение - это нормативно-правовой акт, детально регламентирующий группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения, организации).

5)Правила - нормативно правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

И так, мы можем сделать вывод о том, что кодификация представляет собою наиболее сложную и совершенную форму систематизацию законодательства, имеющую правотворческий характер.

Согласно юридическому энциклопедическому словарю консолидация - «это форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно правовых актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений, в единый свод без изменения содержания».11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом -- и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По нашему мнению по форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

В заключение этого вопроса мы можем с уверенностью сказать, что систематизация очень важна для правильного использования и нахождения нормативно правовых актов. Она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, а также она является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную систему законодательства. В связи с этим мы считаем, что систематизация просто необходима.

Заключение

Написав работу на тему «Источники права» в заключение мы подводим итоги. Понятие «источник права» употребляется на протяжении многих веков и естественно, что за такой долгий период своего существования оно трактовалось разными правоведами по-разному. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития. Отсюда ключевая категория правоведения, источник права, традиционно является одной из самых дискуссионных. Говоря о дискуссионности данной темы, нам следует также сказать о том, что помимо различий в понимании сущности и определения понятия источника права существует проблема соотношения источника и формы права. На каждом витке человеческого бытия человеческой цивилизации ученые приходят к осознанию необходимости соглашения единообразном понимании и применения базовых научных понятий. В связи с этим правоведы различают внутреннюю и внешнюю формы права. Подобная дифференциация позволяет отождествлять понятие источник права и форма права в формально-юридическом смысле как внешнюю форму объективизации правовой нормы. Итак, под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. Форма права призвана:

во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;

во-вторых, чтобы политическая власть народа была закреплена и обеспечена этой формой права.

в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.

в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.

История человеческого общества выработало следующие источники права: нормативно правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют судебные прецеденты. Нередко при решениях судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. При рассмотрении вопроса о нормативно правовых актах как источниках права мы пришли к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

При изучении вопроса о систематизации нормативно правовых актов в нашей работе мы определили, что активизация правотворческой деятельности и связанная с нею устойчивая тенденция увеличения массива нормативных правовых актов обусловливают необходимость совершенствования их систематизации. Посредством систематизации выявляются и устраняются противоречия в законодательстве, производится его упорядочение. В данном аспекте эти два вида деятельности могут рассматриваться как изначальное (подготовка проектов новых актов) и последующее (приведение правовых нормативных актов в соответствие с новыми законодательными актами) правотворчество. Задача систематизации как правотворческой деятельности - упорядочение законодательства, выявление негативных тенденций в его развитии, подготовка предложений об их устранении.

Итак, в каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия. Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. И юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.

2 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М.: Юристъ, 1999. - 672 с. - ISBN 5-7357-0196-7

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c. - ISBN 5-978-5-370-00916-7

4 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с. - ISBN 5-98032-006-7

5 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. -.528 с. - ISBN 5-8401-0071-4

6 Колюшкина Л.Ю., Лавриенко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. - Москва: И КЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. - 304 с. - ISBN 241-00409-2

7 Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 2002. - 240 с. (Серия «подготовка к экзамену») - ISBM 5-7969-0068-4

8 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4

Электронные ресурсы

9 Infopravo - Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону».

10 Lawmix - актуальная правовая информация [Электронный ресурс]: Бошно С.В. - Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права, № 2, февраль 2004 год.

11 Бошно С.В. - Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов. Журнал российского права, № 12, декабрь 2004 год.

12 Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ [Электронный ресурс]: Иванюк О.А. - Источник права: проблема определения. Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007 год.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.