скачать рефераты

МЕНЮ


История полистических и правовых учений

нию к завоеванным народам и другим государствам.

Данное право касается войны, рабства, основания

государств, внешней торговли и т. д.;

3)право граждан, регулирующее отношения между

римскими гражданами. Его источником юристы на-

зывали законы, решения плебеев и т. д.

17. Основные черты античного правосознания: сравнительно-историческая характеристика правовых учений Древней Греции и Древнего Рима

Учения о политике и праве Древнего Рима имеют много общих черт с политико правовыми концепциями Древней Греции. Это объясняется культурным влиянием эллинистической культуры. Завоевание Римом греческих городов-государств ознаменовало начало процесса эллинизации всех сфер жизни римского общества. Политико-правовые учения в Древнем Риме испытали влияние философских систем греческих ученых. Новизна и оригинальность политических идей римских мыслителей объясняется иными формами политического и экономического устройства. В Древнем Риме юриспруденция становится самостоятельной дисциплиной.

18. Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы

В начале нашей эры появляется христианство, которое выступило за всеобщее равенство и свободу людей.

Принципы, которые проповедовали ранние христиане:

принцип всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.

принцип равенства всех людей и соблюдение такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений.

принцип естественного права и естественно-правовой справедливости.

Появление христианства как мировой религии стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными.

Уже во II в. усиливается власть руководителей общин, формируется церковная бюрократия (духовенство). Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

В 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией.

19. Правовая концепция Августина. Учение о «двух градах»

Идеи:

1. Бог - это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

2. Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия - отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Земной порядок светских Го носит противоречивый характер. Он зависит не только от божественной воли, но и подвержен воздействию злых сил. Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка - страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

20. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Основные черты политико-правовой доктрины европейской схоластики XIII в.

Фома Аквинский жил в 13 в. явл. представителем схоластики. Его работы: «Сумма теологии», «Управление государей». Он считает, что Го не есть естественная форма человеческого общежития, а высшее произведение человеческого гения. Го основано на воле правителя, поэтому лучшая форма Го - монархия.

Закон - это общее правило. Он должен выражать общее благо всех членов общества и быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

- ВЕЧНЫЕ - всеобщий закон миропорядка. Следствие божественного разума.

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ - подчинены природе и всем кто в ней существует

- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ - создаются людьми, обладают принудительной санкцией против нарушения и должен соответствовать естественному закону.

- БОЖЕСТВЕННЫЕ - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.

Форма власти - способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть

21. Учение М. Падуанского о государстве и праве

В 13-14 в. в Европе начинается быстрый рост производственных сил торговли. Складывается класс буржуазии (торговцы, ремесленники).

Появляется работ М. Падуанского «Защитник мира» - излагаются политич. интересы зарождающегося бюргерства.

Идеи:

1. возложение на церковь ответственности за все беды и несчастья мира. Церковь д.б. отделена от Го и подчинена светской политич. власти. Она должна заниматься сферой духовной жизни общества.

2. настоящий источник власти не Бог, а народ - это не все население, а его лучшая часть (военные, чиновники, священники).

3. гос. власть должна действовать по средствам законов. Издавать законы должен народ. Народ избирает исполнителя миссии монарха, он издает законы.

4. законы д.б. обязательными как для подданных так и для власти.

5. различает законодательную и исполнительную власть и признает верховенство законодательной власти.

22. Проблема самодержавия в российской поитико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва-третий Рим».

Автор теории "Москва - третий Рим", был Филофей.

Происхождение царской власти - Царь поставлен от Бога и сердце царево в руке Божьей. Ему поручено осуществлять наказание всем людям затевающим неправду. В обязанности государя вменяется забота о подданных, о церквях и монастырях.

Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима.

Православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству - к процветанию.

Политическая программа - большое внимание уделялось формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве.

Он был против свободы суждений и научных исследований.

Теория Филофея "Москва - третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением.

23. Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова

Значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной власти - САМОДЕРЖАВИЕ.

В системе государственных преобразований центральное место занимает военная тема. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности. Пересветов проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов .

И. С. Пересветов предусматривал не только увеличение численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно холопства.

Положительно относился к торговле, выступая за законодательное упорядочение этого рода деятельности. Проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности.

К неправедным действиям относит и внесудебные формы расправы - "обиды".

По поводу соотношения веры и правды Пересветов утверждал: "Бог любит не веру, а правду".

Судебная реформа - во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судят судьи по Судебным книгам. Перед законом все должны быть равны.

Из общей судебной системы Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством, знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику. Пересветов предусматривал довольно суровые наказания для судей, отправляющих правосудие "не по правде, а по мзде". Например, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах судебного учреждения.

Виды преступлений: разбой, кража, обман при торговле, различные правонарушения судебных и государственных чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.

Таким образом, Пересветов близок к модели сословно-представительной монархии.

24. Политическая доктрина Макиавелли и ее соотношение с правовыми идеями гуманизма

Конец 14-16 в. Расцвет развития городов и культуры. Происходит секуляризация - освобождение духовной жизни от власти к церкви.

Макиавелли (15 в.). Работы:»Государь».

Выделил основу политической жизни - власть.

1. Политика - сфера завоевания и удержания власти, творцом политики явл. не Бог, а человек - государь (новый государь).

2. Политика д.б. свободна от религии и морали. ПОЛИТИЗМ - освобождение политики от моральных оценок.

Основой власти д.б. крепкое основание, это хорошее войско и законы. опорой законов явл. армия. О праве и справедливости нет иречи.

Государь не должен добиваться любви подданных и не должен покушаться на собственных подданных. Целью политики явл. политическая стабильность. Хороший гражданин - тот кто явл. патриотом и воинствующим субъектом.

Вводит в политическую науку понятие Го, как социального института власти.

25. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета

Обоснование гос. приоритета над всеми соц. институтами, включая церковь. Его осн. работа: «6 книг о республике» Политическим идеалом Бодена явл. светское Го, имеющее возможность обеспечить право и свободу для всех граждан. Светская власть д.б. не зависима от власти церкви.

Под суверенным Го Боден понимал верховную и неограниченную гос. вл., к-ую противопоставлял федеральной раздробленности и ограниченной власти королей.

1. постоянство верховной власти

2. неограниченность и абсолютность

3. единство и неделимость

Выделял 5 признаков суверенитета:

1. издание законов, адресуемых как подданным, так и гос. учреждениям.

2. решение вопросов войны и мира

3. назначение должностных лиц

4. действие в качестве высшего суда

5. помилование

Суверенитет явл. не суверенитетом Го как социального института, а суверенитетом конкретного представителя власти.

26. Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).

Главное произведение «Утопия».

В первой части - обзор социального положения сословий в Англии. Это обезземеливание крестьянства, политика огораживаний.

Во второй части - описывает, как счастлива жизнь на острове Утопия. Нет частной собственности; все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает шести часов), денег нет вообще.

По гос. устройству Утопия - федеративная республика. Она состоит из городов, представители которых заседают в сенате. Все государственные должности в Утопии выборные. Наиболее важные дела городов решает народное собрание. Разрешены любые религии и секты.

Главная задача должностных лиц состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы.

За преступления в Утопии не карают строго.

В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на путик идеальному обществу.

27. Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца»

Изложил свои взгляды в произведении «Город солнца». Он рисует образ общества без частной собственности. Здесь каждый работает в соответствии со своими природными задатками, труд также в почете. Забота по воспитанию и образованию в городе солнца связаны с производительным трудом.

Город солнца - совершенное государство. В нем господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это - подчеркнуто социально однородное общество. Оно исповедует простую и рационализированную религию и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют частная собственность и семья. Детей воспитывает государство. Обязательный четырехчасовой труд.

Хозяйственной единицей в городе солнца является не семья, а мастерская или бригада. Возражает против применения рабского труда.

Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

28. Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция (конец 16- нач. 17 в)

Начинает активно развиваться международная торговля и международные права. Сталкиваются правовые системы различных Го.

Встает проблема в обосновании универсальных принципов права, которые могут стать основой международного права. Для реализации этой задачи - обращается к идее естественного права - это совокупность идеальных норм, которые должны служить прообразом всякого законодательства.

Законы естественного права коренятся в природе человеческого разума и являются такими же вечными как разум.

Гроций делит право на:

1. Естественное

2. Воле установленное

а) божественное

б) человеческое: внутригосударственное право и человеческое право в широком смысле слова (международное право).

29. Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии

Законы природы - "решения Бога, открытые человеческим разумом.

Право природы - законы или правила, согласно которым все совершается.

Чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности люди должны были договориться об этом.

Верховная власть - суверенитет государства. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей повиноваться.

Спиноза в принципе отвергал право подданных на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных договоров и законов.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет три формы государства - монархию, аристократию и демократию.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства - по природе враги". Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира - это право, по меньшей мере, двух государств, именуемых союзными.

30. Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти

У истоков Реформации стоял Мартин Лютер

Спасение достигается исключительно верой. Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сфере естественного права следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

Томас Мюнцер обратил реформационное движение в борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви.

В первом документе говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об отмене крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д.

Власть следует передать простому народу.

Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; Было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами.

Жан Кальвин. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели.

Церковные общины стали возглавлять старшины, избиравшиеся из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.

31. Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса (17 в.) о государственном абсолютизме

Написал трактат «Левиафан». Первоначально люди жили в естественном состоянии, не было Го и з-ов, отсутствовала к-л регуляция человеческих отношений, кроме естественного з-на. Естественное состояние - свобода всякого ч-ка использовать свои силы по своему усмотрению.

Человек по своей природе зол, врожденных норм нравственности не имеет. Он существо эгоистическое, жадное, поэтому люди не могут жить мирно, естественное состояние заканчивается «войной всех против всех» или «человек человеку волк».

Действует естественный закон, как божественное установление, он запрещает делать человеку то, что пагубно для его жизни, но люди самостоятельно, без присутствия власти плохо исполняют естеств. закон.

У человека появляется страх за свою жизнь, из-за него люди заключают м/у собой договор и отдают часть своей свободы суверенному Го, следовательно, власть имеет человеческое происхождение. Го - это объединение в одном лице множества людей.

Гобсс сторонник абсолютистского Го, не правового, без разделения властей, держащего в страхе подданных. Принимаемые в Го законы ограничивают свободу граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.