скачать рефераты

МЕНЮ


История полистических и правовых учений

46. Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, Х. Томазий)

Естественное состояние - свобода и независимость индивидов. Человеческая природа - эгоистична.

Государство - продукт сознательной деятельности людей. В основе возникновения Го лежат два договора: первый - между людьми о выборе формы правления, второй - между людьми и избранным ими правителем. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти.

Лучшей формой правления является абсолютная монархия т.к. она обеспечивает общественный порядок и безопасность подданных.

Крепостничество - результат добровольного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования.

Последователь Пуфендорфа профессор Х. Томазий. В трактовке естественного состояния он расходился со своим предшественником. Человек - существо общественное, и он должен жить в мирном общении с другими.

Государство - “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”.

Образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир.

Право создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Го не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений.

Лучшей формой правления считал монархию. Предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей.

47. Х. Вольф: теория «полицейского государства»

Природа человека характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому - делай добро и избегай зла.

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому ни один человек не должен иметь власть над другим - все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и право на труд.

В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования, поэтому семьи решили объединиться в Го, цель которого - “общее благосостояние и общая безопасность”.

Считает лучшей монархию, т.к. монарх всегда представляет весь народ.

Законы государства - реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.

Монарх должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства.

Монарх д.б. наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, вопросах войны и мира. Повиновение ему д.б. безусловным, поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние.

48. Учение И. Канта о праве и государстве

Основные работы - «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.

Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.

сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения

Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.

Государство - соединение людей в рамках законов.

Главный признак государственности - верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.

49. Учение Ф. Гегеля о государстве и праве

Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.

Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.

В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.

Идея права проходит 3 этапа:

1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.

Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.

Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:

1) землевладельческое (крестьяне, помещики);

2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

3) всеобщее (чиновники).

50. Современный анализ взглядов И. Канта и Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.

51. Политические идеи и программы декабристов

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:

1. освобождению крестьян;

2. устранению самодержавного строя;

3. введению республиканской или конституционного монархической власти;

4. ликвидации сословных привилегий;

5. установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.

Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.

Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.

Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.

Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.

Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.

Богатым достаточно и наличия материальных благ.

Он приверженец республиканского строя.

Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.

Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.

52. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)

Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн -- основатели социализма.

В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».

Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

53. Историческая школа права

Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.

Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.

Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.

Право возникает спонтанно.

К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.

54. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина

Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.

Естественное право - это область требований правды, справедливости.

Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития - внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.

Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.

1. Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.

2. Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.

3. Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.

55. Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов

Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».

Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» -- это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.

Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.

Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.

1. Перед самим собой

2. Перед обществом

Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.

Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.

Право имеет 2 стороны:

1. Формальная сторона: право -- это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.

2. Содержательная сторона: право -- это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей;

56. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина

Основная работа: «Определение области юриспруденции».

Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: Позитивное право нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство.

Позитивное право - есть право, существующее благодаря занимаемому положению. Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном - это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.

Суверен как верховный правитель:

-->свободен от правовых ограничений, т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;

--> связан законами Бога и нормами морали.

Источники позитивного.

Приказы суверена могут быть выражены:

1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства;

2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.

Остин признавал решения судей частью позитивного права.

57. Социологическая теория государства: Л. Гумплович

Борьба за существование является главным фактором социальной жизни. Эта борьба выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство.

Причины борьбы м/у группами:

- расовые различия между ними

- стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей.

Победители, чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении поверженных, д.б. предпринимать ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства.

Существование общества без государственного принуждения невозможно, поскольку всю деятельность любого Го обусловливает потребность охранять и укреплять отношения господства -- подчинения.

Вся совокупность людей, образующих Го, благодаря ему ведет достойное человеческое существование.

58. Учение Г.Спенсера о государстве и праве

Военный тип.

Общество - своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции - переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство.

Основные обязанности Го - защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты:

1. народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения,

2. место индивида в социальной иерархии определяется его статусом;

3. жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;

4. государство устанавливает не только запреты, но и предписания; запрещены и подавляются все объединения и союзы.

Военный тип обществ, постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).

Государство - общество промышленного типа основано на равенстве, на свободных договорах и частной инициативе, на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на “естественном распределении” благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости.

Главное различие военного и промышленного обществ в том, что индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов.

Спенсер одобряет организацию и деятельность рабочих профсоюзов.

Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности.

Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима.

Он одобрял избирательное право.

Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: “Основным условием возможности достижения высшего общественного состояния, как политического, так и всякого другого, является прекращение войны.

59. Политико-правовая концепция Ф. Ницше

Государство, право, законодательство, политика представляют собой служебные орудия, средства, инструментарий культуры - проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль.

Воля - специфическое свойство всех явлений (социальных и политико-правовых). Нововведения:

1. моральные ценности -натуралистические ценности.

2. Социология - учение о формах и образцах господства.

3. Общество - культурный комплекс.

4. Теория познания - перспективное учение об аффектах.

Ценность - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.

Социально-политическая история - борьба двух воль к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве.

Возникновение Го - является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Ницше дает предпочтение культуре и гению перед Го и политикой

Кастовое деление: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев - стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей

Два основных типа государственности - аристократический и демократический.

Ницше развивает аристократическую концепцию права.

Право - вторичное, производное от воли к власти. Право есть преимущество. Право - результат войны и победы.

Естественное право - Право войны.

Без договора, - писал Ницше, - нет права. Право - признанная и засвидетельствованная власть.

Ницше восхвалял войну и отвергал мир.

Ницше - убежденный антисоциалист.

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре.

Остро критиковал социалистические идеи. Он писал - мне бы хотелось, чтобы на примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает. Ницше говорил об уничтожении личности при социализме.

60. Политико-правовая доктрина солидаризма

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерно:

1. идеологическое противостояние индивидуализму, и социализму (коммунизму);

2. резко негативное отношение к учению о классовой борьбе;

3. скептическое отношение к субъективным правам - индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности.

4. отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека.

5. одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась как обязанность индивида свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника;

6. Норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.

61. Учение марксизма о государстве и праве

В изучении общества Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социального развития.

Основой марксизма является учение о соотношении базиса и надстройки. В роли первого выступает экономическая система общества - это совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства.

Надстройка включает правовые и политические институты и соответствующие формы общественного сознания.

Маркс представляет историю обществ как историю борьбы одних социальных групп с другими.

Государство и политическая власть - организованная система господства одного класса над другим путем насилия и принуждения.

Маркс руководствовался в анализе государства и права их классовой сущностью. Государство есть результат раскола общества на классы. Само государство - орудие и собственность господствующего класса.

62. Нормативная теория Г. Кельзена

Право как совокупность правовых норм. Функции норм права:

* регулируют человеческое поведение

* предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам (лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ).

Право как иерархия правовых норм.

Наивысшей нормой является гипотетическая основная норма - эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой мысленное допущение. Вести себя так, как предписывает Конституция.

Общие нормы установлены в законодательном порядке или путем обычая.

Решения судей, действительность которых определяется общими нормами.

Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств.

Приоритет норм международного права по отношению к нормам

национального права.

Понятие государства. Сторонник юридического подхода. Государство -- это определенный срез системы законодательства:

* конституционного;

* административного;

* о судоустройстве.

63. Школа «свободного права» Е.Эрлиха

Представителем школы “свободного права” был Е. Эрлих.

Значительное произведение - “Основы социологии права”.

Право - существует и развивается как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Организационные нормы вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений организаций; эти нормы образуют - право первого порядка. Для его охраны создаются “нормы решений”, образующие право второго порядка; эти нормы создаются деятельностью государства и юристов.

К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является “живое право” - есть внутренний распорядок человеческих союзов (свободные объединения членов гражданского общества) защищены от произвольного вмешательства Го и его органов.

Закон - это способ обеспечения права. Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона. В правосудии решающая роль принадлежит не параграфам закона, а свободному слову квалифицированных юристов.

64. Психологическая теория права Л. Петражицкого

Он полагал, что право заключено в психике индивида.

Ключевым элементом теории является понятие «эмоция»

Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие --

этическими эмоциями. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо.

Этическая эмоция -- это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. 2 вида этических эмоций:

1) нравственные эмоции -- переживания только нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга (вы не признаете за нищим права требовать от вас подачи милостыни);

2) правовые эмоции -- переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты их труда).

Этим эмоциям соответствуют нравственные (односторонне обязательные, беспритязательные) и юридические нормы (обязательно-притязательные).

Итак, право -- это совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер.

Классификации права.

I. Право интуитивное и право позитивное.

- Интуитивное право -- это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев.

- Позитивное право -- это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев.

II. Право официальное и право неофициальное.

- Право официальное -- это право, которое действует при поддержке государства.

- Право неофициальное -- право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения.

65. Политико-правовое содержание теории национал социализма

Идейное ядро - проект тоталитарной политической власти. Го д.б. лишь одним из элементов германской политической общности - 1) "движение" (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) "государство" (собственно государственный аппарат); 3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

Диктат партии над Го предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. Упор делался на "унификацию" партии и государства т.е. на срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им.

Руководство таким Го д.б. осуществляться исключительно вождем (фюрером) - Гитлером.

Для них вождизм - наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений.

Право есть продукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, "народной общности".

Они лишили судебную власть самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров.

66. Возрожденное естественное право XX века

Начало XX в. - “возрожденное естественное право», т.е. возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине прошлого столетия развитием юридического позитивизма.

Источником естественного закона, согласно концепции Маритена, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом.

Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу.

Современная эпоха характеризуется стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.

Классификация прав человека:

1. Фундаментальные права личности - право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными.

2. Политические права - определяются законодательством страны. Это право народа устанавливать конституцию Го и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в выборах, право объединения в политические партии, равенство граждан перед законом и судом.

3. Социальные права - право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п.

Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.