скачать рефераты

МЕНЮ


Коллизионные вопросы в области семейного права в международном частном праве

Всеобщая Декларация прав человека призывает все мировое сообщество содействовать признанию, уважению прав человека и стремлению к их всеобщему соблюдению и эффективному осуществлению. Этот призыв прозвучал на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году и был институализирован с провозглашением Организации Объединенных Нации Десятилетие образования в области прав человека (1995-2004 годы). В этой связи всем международным организациям и национальным учреждениям, субъектам гражданского общества и отдельным лицам было предложено сосредоточить солидарные усилия в деле информирования общественности в области права, правового обучения, что в конечном счете приведет к повышению уровня правовой культуры каждого человека и всего общества в целом. По мнению автора, необходимо придать большую значимость учебному курсу «права человека» в рамках школьной программы, поскольку его усвоения учащимися как в теоретическом, так и в практическом аспектах дает им возможность с большей эффективностью отстаивать как собственные права, так и права других людей. «Пути совершенствования юридического механизма правового обеспечения интересов и защиты прав детей» - излагаются концептуальные основы совершенствования защиты прав несовершеннолетних, а также рассматриваются основные направления формирования в правовой системе Казахстана ювенальной юстиции.

В Казахстане рассматривается и решается вопрос о создании детского института (омбудсмена) это - «Институт уполномоченный по правам ребенка (омбудсмена) как одна из гарантии соблюдения и защиты интересов и прав детей» - анализируется относительно новый для правовой системы Республики Казахстан и пока малоисследованный институт детского омбудсмена. Необходимость в этом институте вызвана тем, что дети являются наиболее уязвимой социальной группой, ибо они практически лишены возможности прибегать к помощи со стороны правозащитных организаций. В силу своей социально-возрастной зависимости от взрослых дети не могут быть полностью защищены от нарушения своих прав в семье и обществе, поэтому, по разделяемому нами мнению российских правоведов, желательно создание вневедомственной структуры, способной отстаивать права и законные интересы детей на всех уровнях.

На сегодняшний день проблема детства является актуальной темой исследования, его правового статуса, социализации личности ребенка в период кардинальных политико-правовых и социально-экономических реформ в Казахстане является своевременным и актуальным, поскольку позволяет определить приоритеты государственной политики в интересах детей, совершенствовать законодательную базу, направленную на обеспечение прав и законных интересов целого поколения молодых граждан. Одним из главных приоритетов в стратегии Казахстан - 2030 названо образование детей, защита их прав и законных интересов в соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан. Детство является главным этапом в жизни человека, когда формируется. Первые попытки исправить положение детей предпринимались в Советских Социалистических Союзов Республик еще в 80 годы ХХ века, когда государством были созданы законодательные предпосылки, регламентирующие условия ухода за малолетним ребенком, установлены пособия по его содержанию. Женщины, воспитывающие детей, были освобождены от работы. Совершенствование государственной поддержки продолжалось и в 90 годы, когда выросло количество правовых гарантии по защите детства. Однако, шаги в этом направлении несоизмеримы с происходящими процессами в обществе, программы зачастую не финансируются, а нередко просто декларируются. В Казахстане за десятилетний период независимости и суверенитета сделано немало в становлении и развитии специально государственной молодежной политики, совершенствование законодательной базы по защите государством семьи и детства. Принятый 8 августа 2002 году Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» впервые определил основу осуществления государственной политики в области прав и законных интересов ребенка. Признание Конвенцией Организации Объединенных Нации о правах ребенка, как особой части общества, нуждающейся в специальных мерах защиты, предопределило использован в правовой системе государств международных договоров и определение международно-правовых норм в качестве непосредственного регулятора отношений и механизмов реализации прав и свобод человека. И хотя в мировой практике проблемы детей, защита их прав являлись объектом пристального внимания ученых, политиков, государственных органов задолго до принятия Конвенции, в Казахстане они еще не стали предметом особого внимания государства. В отечественной политологии отсутствуют базовые исследования по детской проблематике, развитию государственной политики в интересах детей. Недостаточно изучены и предпосылки становления и развития в Казахстане новой науки - ювеналогии (наука о подрастающем поколении, juveniles - молодость, юность, logos - знание), составляющей основу выделения нового социального и правового направления в государственной политике. Совершенствование законодательство Республики Казахстан в последние годы, ориентация его на соответствие международным принципам и стандартам, проблема развития системы социальной службы по защите прав и законных интересов ребенка, согласованных действии исполнительных органов власти и неправительственных организации, поддержка их государством остаются до конца не исследованными. Спорность многих позиции, идентичность проблем, изучаемых политологией, социологией, философией, юриспруденцией и педагогикой, не информированность об имеющихся в мировой практике эффективного подхода в реализации политики в интересах детей предопределили авторскую разработку методологических принципов государственной детской политики.

«Конвенция о компетенции властей и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 года считает судебные учреждения и административные органы государства, в котором постоянно проживает несовершеннолетний, компетентными, уполномоченными в отношение обеспечения защиты прав этого несовершеннолетнего. Вместе с тем Конвенция поощряет применение мер по защите прав несовершеннолетнего властями любого государства-участника, Конвенции, на территории которого оказался несовершеннолетний». [36] «Необходимо знать содержание Конвенции о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе, принятую в Гааге в 1980 году. Государства-участники Конвенции обязались принимать меры по немедленному возвращению детей, незаконно увезенных или незаконно удерживаемых на территории одной из стран-участниц Конвенции. Кроме того, участники конвенции содействуют обеспечению прав ребенка». [37] «Аналогичное положение закреплено в статье 11 Конвенции о правах ребенка от 2 ноября 1989 года, участником которой является и Республика Казахстан: «Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы». [38] «Следует обратить внимание на Договор о международном гражданском праве 1940 года, в котором закреплено положение о том, что решение вопросов учреждения опеки (попечительства) привязываются к закону домицилия недееспособных лиц. К этому же закону осуществляется привязка права и обязанностей опекунов (попечителей). В Казахстане опека (попечительства) регулируется Законом «О браке и семье», в которой говорится о том, что опека (попечительства) над несовершеннолетними и над иностранцами, проживающими на территории Республики Казахстан, регламентируется Казахстанским законодательством. В зарубежных странах вопросами опеки (попечительства) занимаются казахстанские консулы. Консулы свои функции по установлению опеки (попечительства) осуществляют на основе законодательство своей страны и консульских Конвенции. Консулы имеют право предлагать властям государства пребывания конкретных лиц в качестве опекунов (попечителей) над гражданами своей страны, нуждающимися в опеки (попечительстве), а также вправе наблюдать за деятельностью опекунов (попечителей)». [39] «Эти полномочия казахстанских консулов вытекают, в частности, из содержания статьи 31 Консульской Конвенции между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 28 марта 1994 года, статьи 15 Консульского договора между Республикой Казахстан и Украиной от 20 января 1994 года». [40] В последнее время в странах Содружества Независимых Государств имели место случаи незаконного или закамуфлированного усыновления усыновителями разных стран, что означало торговлю людьми. В Казахстане, к сожалению, нет отдельного Закона о защите детей в связи с иностранным усыновлением. Между тем, в Гааге 29 мая 1993 года была подписана международная Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. В данном международно-правовом акте изложены следующие требования для иностранного усыновления. Согласно статьи 4 Конвенции, власти государства могут разрешить иностранное усыновление: если они установили, что ребенок может быть усыновлен; определили, что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка; убедились в том, что будущие усыновители проконсультировались оба всех последствиях усыновления, что согласие усыновителей на усыновление было дано добровольно, без вознаграждения, а также убедились с учетом возраста и степени зрелости ребенка в том, что с ребенком советовались, принимали во внимание его желание и мнение, что ребенок дал согласие на усыновление (когда такое согласие требуется) и, что такое согласие было дано ребенком добровольно, не за вознаграждения. Казахстану следовало бы присмотреться к этой Конвенции, присоединиться к ней и на ее основе принять надлежащий закон, чтобы исключить коммерциализацию при осуществлении усыновления казахстанских детей иностранными усыновителями. Если вникнуть в содержание договоров Казахстана о взаимном оказании правовой помощи с другими государствами, то мы увидим, что при возникновении коллизионных вопросов договаривающиеся стороны указывают на необходимость применения закона страны гражданства усыновляемого или опекаемого лица. В свою очередь, казахстанское семейное законодательство ставит условие: «Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан о браке и семье, то применяются правила международного договора».

3.2 Имущественные и личные неимущественные права детей

«В соответствии с Конституцией Республики Казахстан имущественные и личные неимущественные права детей возникают с момента рождения являются абсолютными и неотчуждаемыми и признаются, гарантируются Конституцией Республики Казахстан». [41] «Что же касается имущественных прав детей рожденных в браке между гражданами Казахстана и иностранными гражданами то согласно Закону Республики Казахстан «О правах ребенка» ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законом. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий и других социальных выплат, поступают в распоряжения родителей (или их заменяющих) и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка.

Каждый ребенок в установленном законом порядке вправе самостоятельно или через своих законных представителей совершать сделки, иметь вклады в банках и распоряжаться заработком, стипендией, или иными доходами и объектами права интеллектуальной собственности, приобретать и осуществлять иные имущественные права. Родители или законные представители вправе на имя ребенка вкладывать в банки денежные средства, выдаваемые государством в качестве детского пособия или материальной помощи.

Каждый ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Ребенок получающий доходы с собственного труда, вправе участвовать в расходах по содержанию семьи, если он проживает у родителей. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется гражданским законодательством Республики Казахстан.

Согласно Закону Республике Казахстан «О правах ребенка» все дети имеют права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, специального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей или других законных представителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне его. Согласно этому же закону каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Родители и другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями или другими законными представителями. Запрещается разлучать ребенка с родителями или другими законными представителями против воли ребенка, родителей или законных представителей. Решение о разлучении принимается только судом в исключительных случаях и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ребенка. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей, а при его отсутствии спор между родителями разрешается судом. При этом суд учитывает личные качества и положения родителей, а также интересы и мнение ребенка». [42] Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Нации 2 ноября 1989 году и вступила в силу 2 сентября 1990 году. К 1994 году Конвенцию ратифицировали более ста пятидесяти стран. Ратифицируя Конвенцию, государства тем самым принимают на себя обязательство предоставить детям в своей стране широкий спектр гражданских, политических, экономических и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных представителей или каких-либо иных обстоятельств. Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является «каждое человеческое существо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Основной принцип Конвенции изложен в статье 3, в которой говорится, что «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающееся вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Несмотря на то, что многие права, провозглашенные Конвенцией, изложены в той или иной форме в существующих международных договорах о правах человека, данная Конвенция впервые выделяет детей как исключительных субъектов международного права, находящиеся под защитой международных организации. Она стремится защитить от многочисленных действий, представляющих особую угрозу их благополучию, включая экономическую эксплуатацию, незаконное употребление наркотиков, все виды сексуальной эксплуатации и дурного обращения, а также торговлю детьми. Конвенция также запрещает призывать детей моложе пятнадцати лет в вооруженные силы государств-участников. Конвенция учреждает Комитет по правам ребенка, обязанностью которого является «рассмотрение программы, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с данной Конвенцией».

3.3 Личные неимущественные права родителей

Права и обязанности супругов, возникающие в результате вступления их в брак, называются соответственно семейными правами и обязанностями.

В отличие от большинства других видов гражданских прав, семейные права и обязанности не заканчиваются с прекращением брачных отношений, то есть после развода. Такие права, как право наследования за супругом, право нетрудоспособного супруга на содержание, права супруга на имущество, нажитое ими в браке - являются либо пожизненными, либо длятся до устранения причины или предмета возникновения права (например, продажа имущества супругов). Семейные права и обязанности, возникающие после государственной регистрации брака, определены в Законе «О браке и семье». В первую очередь к таким правам и обязанностям относятся: право на выбор каждым из супругов рода занятий, профессии, места пребывания и места жительства; право на выбор каждым из супругов фамилии в браке и сохранения либо восстановления добрачной фамилии в случае расторжения брака; право на материнство и отцовства, преимущественное право на воспитание и образование детей; право на общение с собственными детьми; право на защиту своих семейных прав в суде и иных государственных правозащитных органах; право подачи заявления на расторжения брака либо признание барка недействительным. Вступая в брак, супруги должны строить семейные взаимоотношения на основе уважения друг к другу и взаимопомощи. Супруги равны в своих правах и обязанностях относительно вопросов воспитания и образования детей. Каждый из супругов обязан содействовать укреплению и благополучию семьи, заботится о должном воспитании, образовании и благосостоянии своих детей. Граждане вольны в распоряжении своими семейными правами, однако свобода в осуществлении супругами любых своих прав разумно ограничена законом, а именно: при осуществлении супругами, членами семьи своих прав и исполнении ими своих обязанностей не должны нарушаться права, свободы и законные интересы других граждан, в том числе и членов их семей. Семейные права супругов относятся к личным правам, охраняемым законом, однако если осуществление семейных прав производится в противоречии с назначением этих прав (например, если в семье имеют место факты жестокого обращения с детьми, другими членами семьи, если родители не занимаются воспитанием детьми, если один из супругов злоупотребляет алкоголем и тем самым ставит семью в неблагоприятное положение) то по решению правозащитных органов (органов опеки (попечительство), суда) супруги могут быть ограничены в данных правах; лишены родительских прав или права на долю имущества, нажитого в браке, ограничены в дееспособности и так далее.

Неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков. «Культивирование в некоторых семьях принципов собственной выгоды в ущерб общественным интересам, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка (в силу или сознательно реализуемого «педагогического принципа» или неумеренной родительской любви, или семейных распрей, или безволие не столь важно) - таковы основные условия для формирования сугубо индивидуалистического, эгоистического образа мышления, граничащего с преступным. Создается своего рода вилка между с формированными притязаниями, потребностями и возможностями, их удовлетворения за счет собственного труда», когда ребенок не умеет ограничивать свои потребности, считаться с близкими и окружающими его, тогда он может встать на путь нарушения общественных норм. Этому могут способствовать и другие противоречия в семейном воспитании. Например, некоторые родители опираются на такие «методы воспитания», как окрик, брань, побои. В результате растет отчуждение ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобщественных поступков. Воспитание же, основанное на материальном поощрении, приводит к развитию у подростков и молодых ребят потребительских, накопительских ориентации, бездуховности, корыстного подхода ко всему и ко всем, жадности и так далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.