скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное (государственное) право России

Конституционное (государственное) право России

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Вариант № 6

Выполнил студент гр. ЮС-06-1

Бабкин С.П.

Проверил:____________________

г. Чита 2007 г.

План

  • Введение 3
  • 1.Конституционные основы государственного строя РФ.4
  • 2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
  • Заключение 23
  • Список литературы 24

Введение

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда-нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра-ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20--29 Консти-туции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво-боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ-ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен-ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив-ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя-ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII--XVIII вв. в ходе борь-бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже-на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны-ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем-ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове-ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци-онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при-надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю-чены в конституции всех демократических государств.

1. Конституционные основы государственного строя РФ.

Федеративное устройство -- разновидность государственно-го устройства, являющегося необходимым институтом кон-ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис-торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос-сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства -- одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно-сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са-мым предопределяя правовую базу решения проблем обще-ственного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно-шения с центральной властью. Следовательно, государствен-ное устройство определяет меру централизации и децентрали-зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито-риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ-ствах.

Различаются две основные формы государственного уст-ройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство -- это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ-но-территориальные единицы не обладают политической са-мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство -- это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само-стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име-ют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму го-сударственного устройства -- конфедерацию, которая предпо-лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци-ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устрой-ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста-точно иметь среди своих граждан лиц различной националь-ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп-пах населения, компактно проживающих на различных час-тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио-нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере-нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио-нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других -- создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство -- ис-ключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф-фективного экономического и социального развития всех ча-стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент-рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио-нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо-мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко-номические успехи.

Унитарное государство -- централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла-сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито-рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото-рое в пределах своей компетенции действует самостоятель-но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са-мостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве-ренитет признается единым и неделимым всеми частями это-го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж-данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу-дарство может быть многонациональным, например Великоб-ритания, в которой компактно проживают англичане, шот-ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент-рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни-тарных государств не знает каких-либо национальных адми-нистративных образований. Группы граждан отдельных наци-ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто-номию или собственную государственность.

Федеративное государство -- это только общая форма госу-дарственного устройства, а ее конкретное содержание -- по-литическое и правовое -- весьма неоднородно. Сами федера-ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор-мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле-ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри-вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо-кратическое правовое государство перекрывает цели нацио-нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви-легии граждан по национально-титульному признаку.

Территория -- один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется су-веренитет и власть государства. Каждое государство заинтере-совано в ясном определении пределов своей территории, по-скольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей терри-тории имеет не только международно-правовое, но и внутрен-нее, государственно-правовое значение. От этого зависят гра-ницы федерального суверенитета, т. е. поле действия феде-рального законодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.

В конституционном праве России есть понятия «террито-рия Российской Федерации» и «территория субъекта Федера-ции». Отношение между ними самое простое: первая включа-ет в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены толь-ко с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, тер-риториальное море, воздушное пространство над территория-ми субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море -- это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государ-ственной территории.

Закон о недрах (в редакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной соб-ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ре-сурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

К территории морских государств непосредственно примы-кают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и ис-ключительная экономическая зона. Конституция РФ закреп-ляет в отношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом.

Континентальный шельф Российской Федерации включа-ет в себя морское дно и недра подводных районов, находя-щихся за пределами территориального моря Российской Фе-дерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от бере-га. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других не-живых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления су-веренных прав на шельфе регулируется Федеральным зако-ном о континентальном шельфе Российской Федерации (в редакции от 22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Феде-рации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и раз-работку этих ресурсов.

Исключительная экономическая зона -- это морское про-странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установ-ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за-щиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.).

Охрана территории, континентального шельфа и исключи-тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целос-тность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной грани-це РФ (в редакции от 30 декабря 2001 г.), а также рядом дру-гих нормативных актов и международных договоров с сопре-дельными государствами. Этими актами закрепляется проце-дура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Федеральным законом «О внутренних морских водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федера-ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле-жащая зона -- морской пояс, который расположен за преде-лами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ши-рина территориального моря. Закон регулирует порядок про-ведения морских научных исследований.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу-ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Феде-рации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем поряд-ке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен-ных субъектами норм о государственной целостности Россий-ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри-тории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого поло-жения опирается на выраженную народом волю при приня-тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произой-ти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации об-разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно-го или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде-ральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря' 2001 г.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федера-цию и образовании в ее составе нового субъекта должнь! соблю-даться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные свя-зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществля-ется по взаимному согласию Российской Федерации и данно-го иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче-стве нового субъекта иностранного государства этому субъек-ту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граждан-ства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных органи-зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории ново-го субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного го-сударства на территории нового субъекта РФ. Международ-ным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интег-рирован в экономическую, финансовую, кредитную и право-вую системы Российской Федерации, а также в систему орга-нов государственной власти Российской Федерации.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о провер-ке соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государ-ственную Думу на ратификацию.

Федеральный конституционный закон о принятии в Рос-сийскую Федерацию нового субъекта должен содержать поло-жения, определяющие наименование, статус и границы ново-го субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финан-совую, кредитную и правовую системы Российской Федера-ции, а также в систему органов государственной власти Рос-сийской Федерации.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.