скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Великобритании

Министерства имеют отделения на местах (делегатуры), с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

Новеллами в государственном строительстве Великобритании стало введение региональных представительных органов: парламентов Северной Ирландии и Шотландии и Ассамблеи Уэльса. Получение мандатов в них основывается на одноименных актах Парламента Великобритании: Акты о Северной Ирландии 1998, 2000 гг., о Шотландии 1998 г. и об управлении Уэльсом 1998 г.

Участие Великобритании в Европейском Союзе обусловливает непосредственное избрание ее гражданами членов Европейского парламента. Закон о выборах Европейской ассамблеи 1978 г., переименованный Законом о внесении изменений в акты о Европейских сообществах 1986 г. в Закон о выборах в Европейский парламент, устанавливал мажоритарную систему относительного большинства по многомандатным округам для избрания 87 депутатов. Сейчас она сохранилась только в Северной Ирландии. Для остальной части Великобритании Законом о выборах в Европейский парламент 1999 г. введена пропорциональная избирательная система.

Вопрос №4. Основы судебной системы.

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению (последний раз в 2004 г.), но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной, даже запутанной (по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях), но работают суды эффективно.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам -- помощники судей в графствах. Они могут рассматривать дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют общественные магистраты -- граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они могут иметь и иногда имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей (их приблизительно 30 тыс. человек), половина из них -- женщины. Вознаграждения за свою деятельность они, как правило, не получают. Магистраты (мировые судьи), имеющие юридическое образование, рассматривают дела единолично, не имеющие -- коллегиально (два-три судьи).

Более крупные гражданские дела (с суммой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают коллегиально суды графств (таких судов около 350). Те уголовные дела, которые неподсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны (королевскими судьями). Суд короны может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи.

Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей (10 или 12 человек). Присяжными могут быть лица в возрасте 18--70 лет, проживающие в стране не менее пяти лет. Уклонение от обязанностей присяжного влечет штраф в 1000 ф.ст. (это приблизительно две трети среднего месячного дохода британца). По судебной реформе 2003 г. число дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных, существенно уменьшено.

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда правосудия (юстиции). Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом -- главным судьей, канцлерского суда (суда справедливости), возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей-председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения (например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права справедливости, дела, не регулируемые общим правом, -- вопросы авторского, изобретательского права). Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей. Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа -- Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда -- высшими судами, а все они вместе назывались до 2004 г. Верховным судом. Они вправе создавать судебные прецеденты. Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях -- Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию -- Верховный суд, созданный в 2004 г. (в его составе 12 судей -- бывших судебных лордов упраздненного Судебного комитета тайного совета в Палате лордов).

В Шотландии длительное время действовала система судов, построенная с учетом старофранцузского права. С 2003 г. применение старофранцузского права в Шотландии прекращено, система судов в Шотландии теперь строится по английскому образцу.

В Великобритании имеются военные суды, церковные суды (для лиц духовного звания), промышленные трибуналы, рассматривающие жалобы на дискриминацию на предприятиях, административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции, подобными существующим во Франции или в Германии. Трибуналы специализируются в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Кроме того, они состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих, неотложных вопросов (например, о заработной плате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд.

В 2001 г. создан Административный суд, рассматривающий жалобы на чиновников. Суды издают судебные приказы с требованием прекратить нарушение закона под страхом наказания.

Все судьи в Великобритании назначаются: высшие суды -- короной (по рекомендации лорда-канцлера, министра, ведающего юстицией, до 2003 г.), низшие -- самим министром. Судьи в Великобритании могут быть подвергнуты импичменту -- смещены по решению обеих палат парламента. Исполнением решений судов ведают шериф графства и назначаемый им бейлиф.

Вопрос № 5. Местное управление и самоуправление.

Великобритания -- унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. В правительстве Великобритании есть государственные секретари по вопросам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В 2000 г. Англия разделена на четыре региона, где создаются ассамблеи и формируемые ими исполнительные органы. Особое положение занимают несколько мелких островов (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.), имеющие свои законодательные органы (издают акты по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар, Фолклендские острова. В них назначаются губернаторы (лейтенант-губернаторы).

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. из-за постоянных террористических актов, противоречий католиков и протестантов местный Парламент не действовал, осуществлялось прямое правление из Лондона (через министра по делам Северной Ирландии). В 2000 г. принят закон о Северной Ирландии. Он опирается на международное соглашение, в котором, в частности, участвовала Ирландская Республика. Создана Ассамблея Северной Ирландии (108 человек), избираемая по многомандатным округам (по шесть членов Ассамблеи от каждого), по системе единственного передаваемого голоса (одна преференция). Ассамблея вправе принимать местные законы по вопросам хозяйства, финансов, местных налогов, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. Имеется исполнительный орган, но права государственного секретаря по Северной Ирландии шире, чем права таких должностных лиц по Шотландии и Уэльсу. Кроме того, созданы британско-ирландский совет, британско-ирландская межправительственная конференция, которые призваны гарантировать мир, прекращение столкновений между католиками и протестантами в Северной Ирландии.

По законам 1998 г. Шотландия и Уэльс получили с 2000 г. автономию: Шотландия -- политическую, Уэльс -- административную. Парламент Шотландии, восстановленный через 300 лет (129 депутатов), избирается по смешанной системе (мажоритарной и пропорциональной). Он принимает законы по вопросам хозяйства, финансов и налогов региона, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. Шотландский парламент вправе устанавливать местные налоги; он контролирует сферу здравоохранения, образования, но политика в области обороны, международных дел, валютного и денежного регулирования останется за центром.

Национальная ассамблея (собрание) Уэльса (60 членов), также избираемая на четыре года по смешанной системе, законов не издает. Она принимает постановления по вопросам экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Уэльс сам (а не министр -- государственный секретарь по делам Уэльса) будет распоряжаться дотациями из центра (8 млрд ф. ст.). Представительные органы Шотландии и Уэльса, как и в Северной Ирландии, создают свои исполнительные комитеты, которые вправе принимать нормативные акты, подлежащие утверждению представительным органом. С 2003 г. вопросами Шотландии и Уэльса занимается министерство по конституционным вопросам.

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии, Северной Ирландии и Уэльса разделена на графства (39 -- в Англии, 22 -- в Уэльсе, 26 -- в Северной Ирландии), а графства -- на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах созданы советы и мэры, имеются совет и мэр. Большого Лондона (с 2000 г.).

Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины -- низовое звено административно-территориального деления.

Закон о местном управлении 2000 г. установил единообразие в системе местного управления, хотя он предлагает несколько моделей отношения совета -- мэра и разные способы их выборов. Теперь во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года.

Советы вправе издавать нормативные акты, имеющие подзаконный характер. Они должны быть утверждены соответствующим министром и опубликованы. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах), жителей -- лиц, обладающих избирательным правом. На этих собраниях избирается председатель (староста). В выборах советов могут участвовать граждане Содружества (не только Великобритании), а также граждане Ирландской Республики, удовлетворяющие избирательным цензам и проживающие на территории данного совета. На выборах окружных советов каждый избиратель имеет столько голосов, сколько избирается членов совета (кумулятивная система). Некоторые округа могут быть многомандатными, в них используется пропорциональная система. Из состава совета образуются специальные комиссии. Комиссии ведают различными сферами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба, социальное обслуживание населения и др.) и нанимают для этого муниципальных чиновников, утверждаемых советом на пленарных заседаниях.

Возможны три варианта управления, выбор которых определяется гражданами при принятии устава (с 2000 г.): 1) мэр -- кабинет (мэр избирается прямыми выборами, назначает заместителя и создает кабинет (до девяти человек); 2) лидер-мэр -- кабинет (мэр избирается из состава совета и либо он, либо совет создает кабинет); 3) мэр -- управляющий (мэр избирается прямыми выборами, но управлением занимается назначенный по контракту советом управляющий (главный администратор). Иногда создаются советы соседских общин, но только для выражения мнения населения, исполнительных органов они не имеют.

Назначенных на места чиновников общей компетенции для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует. Во-первых, наряду с законами парламента министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (например, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции).

Во-вторых, существует институт адаптивных законов; по существу, это не законы парламента (хотя бывают и такие), а типовые инструкции министерств (особенно по делам местного самоуправления), которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов.

В-третьих, контроль осуществляется в форме министерского инспектирования, правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т.д.). Если результаты работы при инспектировании признаются неудовлетворительными, соответствующие полномочия местных советов могут быть переданы чиновникам, назначенным министром, или другим органам местного самоуправления, что бывает очень редко.

В-четвертых, министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся, «нечестные действия».

В-пятых, контроль обеспечивается за счет того, что многие чиновники муниципального управления (например, по руководству местной полицией) должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд. Министры вправе обращаться в суд с исками против незаконных, по их мнению, действий органов местного самоуправления. Наконец, с 1974 г. действует специальный комиссар парламента (омбудсман) по делам администрации местного самоуправления. Реформы 70-х, затем 90-х гг. и 2000 г. усилили контроль центра над местным самоуправлением, расширили дискреционные полномочия центральных властей. Созданы новые независимые публичные агентства (корпорации), к которым переходят некоторые полномочия местного самоуправления. В зависимых территориях имеются свои законодательные и исполнительные органы, но их полномочия ограничены назначаемым короной губернатором.

Заключение

Таким образом, особенности британской конституции выражаются прежде всего в специфике ее формы. Большинство специалистов конституционного права характеризует эту конституцию как неписаную. Вместе с тем, возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет столь прочный и надежный фундамент в виде общего права, высокой правовой культуры и известного английского консерватизма, что в этой стране до сих пор просто не возникало необходимости в укреплении каркаса отношений между человеком, обществом и государством путем принятия единого законодательного акта с повышенной юридической силой.

Литература:

1. *Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. Гл.10.

2. *Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - с. 279-294.

3. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1998. Гл. 1., т.3. гл.14

4. *Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 15.

5. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001. - с. 279-294.

6. *Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл.16.

7. *Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1998. №4-5.

8. *Попов В.А. Английская судебная система // Право и экономика. 2001. №8. - с. 35-42.

9. *Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. - 2-е изд. - М., 2002. гл. 6,7,12

10. *Лейланд П. Право знать в Великобритании закон о свободе информации 2000 года: Новая открытость или упущенная возможность//Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1(50) - С. 10-22.

Литература

Основная литература

*Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. Гл.10.

*Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - с. 279-294.

*Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1998. Гл. 1., т.3. гл.14

*Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 15.

*Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001. - с. 279-294.

*Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл.16.

Дополнительная литература

1. *Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1998. №4-5.

2. *Попов В.А. Английская судебная система // Право и экономика. 2001. №8. - с. 35-42.

3. *Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. - 2-е изд. - М., 2002. гл. 6,7,12

4. *Лейланд П. Право знать в Великобритании закон о свободе информации 2000 года: Новая открытость или упущенная возможность//Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1(50) - С. 10-22

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.