скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право

Важнейшие конституционные документы: Декларация независимости 1776г. и поправки к Конституции. Декларация заявила о независимости от Британской короны , закрепила неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу.

Поправки обозначаются римскими цифрами , не включены в текст конституции, а прелагаются к ней ; существует 27 поправок (последняя 1992г)

Изменения : жесткая конституция. Поправки принимаются 2/3 членами Конгресса , либо специальным конвентом , созванным 2/3 штатов (таких случаев не было). Подлежат ратификации законодательными собраниями штатов (3/4 штатов).

«Биль о правах» - первые 10 поправок : политические и социальные свободы ( гарантия частной собственности).

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов ,федеральными законами штатов и решениями Верховного суда.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд , по актам штатов - Верховный суд штата Верховный Суд США.

 Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США.

Конгресс США, порядок формирования и компетенция.

Конгресс состоит из 2 равноправных палат (проекты - в любую):

-палата представителей

- палата сената.

Прямые выборы по относит. мажоритарной системе.

Палата представителей : 435депутатов на 2года избираемых по одномандатным округам от штатов +3 представителя от не штатов.

Сенаторы : сроком на 6лет по 2 от штата (1/3 сенаторов обновляется каждые 2года).

Заседанием в палате представителей руководит спикер (представитель партии большинства) , а Сенате - Вице-Президент.

Спикер: определяет повестку дня , руководит аппаратом , голосует только при равенстве голосов .

Вице-Президент существенных полномочий не имеет (саморегулирование Сената). Повторное рассмотрение проекта, если не согласован до конца сессии. Конгресс создает комитеты, которые работают над законопроектами. Особую роль играет Комитет всей палаты. Председатели комитетов создают подкомитеты.

Общие полномочия конгресса: финансовые (налоги, пошлины, эмиссия, займы), экономические (торговля), оборона, охрана общественного порядка.

По Конституции у Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство, создавать федеральные суды.

По бюджету инициатива - только у Президента.

27. США: политико-территориальное устройство, организация власти на местах

Большинство штатов (кроме 2) делятся на графства. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц -- шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея -- представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют три системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет -- управляющий. Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист -- чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой. Приблизительно в 40% городов существует система совет -- мэр. Население отдельно избирает городской совет и мэра, который управляет городом. Он имеет право отлагательного вето по отношению к решениям совета, назначает чиновников, исполняет бюджет и решения совета. В очень немногих городах существует комиссионная система: население избирает комиссию в составе обычно 3--7 человек, которые одновременно осуществляют функции городского совета и ведают поделенными между ними отраслями управления.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. В этих мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (3--5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля -- ответственного за общественный порядок.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она соответствует общим принципам местного самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги), хозяйственная деятельность (муниципальные предприятия и др.), контроль за местными управленческими органами, информация населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов.

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц или орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профили: округа.

В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).

28. Великобритания: форма правления. Глава государства и правительство

По Конституции Великобритания - парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами (Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс). Существует 2-х партийная система, демократический режим.

Премьер-министр и Правительство Великобритании

Конституционному праву Великобритании известен термин «Правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но последний во главе с Премьер-министром управляет страной. Численность Правительства - 75-80 человек: министры, носители традиционных должностей, министры без портфеля, младшие министры, секретари. ранг министров у ген.прокурора, у юр.советника Правительства.

Правительство не собирается на заседания. Из его состава выделяется узкий кабинет около 20 человек, в том числе гос.секретари иностранных дел, обороны, канцлер-казначей. В доме Премьера (резиденция) собирается «внутренний кабинет» - несколько министров - и принимает решения от имени кабинета. Решения принимаются без голосования.

Главная роль в управлении страной - у Премьер-министра. Он формирует Правительство, представляет на подпись монарху правовые акты, предлагает монарху распустить нижнюю палату с назначением новых выборов. Премьер-министр назначается монархом (лидер партии большинства в Палате общин).

В Правительстве множество вспомогательных органов: комитеты, комиссии, секретариаты, службы. для исполнения законов правительство принимает нормативные акты от имени отдельных министров. Парламент может делегировать Правительству право принимать акты, имеющие силу закона. За этими актами установлен парламентский контроль. Министерства имеют отделения на местах, с которыми органы самоуправления согласовывают назначение муниципальных чиновников.

29. Великобритания: характеристика источников конституционного права. Законодательная власть

Особенности Британской конституции

Конституция - комбинированная, писаной конституции нет (т.е. нет совокупности законов, которые были бы объявлены основными законами страны. 4 категории источников: Статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Все законы обладают одинаковой юр.силой (Примеры: Великая Хартия Вольностей, Хабеас корпус акт 1679г., Билль о правах 1679г., акты о престолонаследии 1701г., о парламенте 1911 и 1949г.).

Судебный прецедент - решения высоких судов (Апелляционного и Высокого судов), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность прецедентов получила название общего права. В нем есть и прецеденты конституционного значения. Регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также многие права граждан.

Конституционные обычаи - сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Они имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (например, порядок формирования правительства).

Доктринальные источники - мнения выдающихся ученых по вопросам конституционного права. К ним обращаются суды, Парламент при пробелах в праве.

По Конституции Великобритания - парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами (Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс). Существует 2-х партийная система, демократический режим.

Изменение конституции - особых требований к порядку изменения законов нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. Института Конституционного контроля нет. Конституция гибкая, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям.

Парламент - триединое учреждение: монарх (санкционирует закон, вето традиционно не используется, без разрешения не может присутствовать на заседаниях, все акты контрассигнуются Премьером), Палата лордов (только редкие возражения против законов), Палата общин (фактический законодатель, вето палаты лордов преодолевается простым большинством голосов, но лишь на сессии следующего года).

Палата общин (659 чел.) избирается на 5 лет без права отзыва одномандатно (по численности населения в округе), можно - по почте и по доверенности.

Исключение - члены Палаты лордов, священники, злостные банкроты, осужденные. Необходимого кворума на выборах нет.

Ограниченный иммунитет: только на сессию +/- 40 дней.

Ограниченный индемнитет: не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбление монарха и др. властных лиц (наказание - приостановление мандата).

Кворум для принятия решений - 40 чел.

Заседания - полная рабочая неделя.

Палата лордов (около 1200 пэров - по наследственному признаку (бароны и выше) + титулованные за заслуги) + 11 пожизненных судей + епископы). Место пэра можно продать, но покупатель не вправе заседать в Палате лордов. Фракции запрещены. Апелляционный Комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция.

Председательствует лорд-канцлер, назначаемый Премьером (формально-монархом).

Кворум - 3 чел. Законопроекты обсуждаются только 1 день в неделю.

Законопроекты - в Палату общин: от имени монарха проекты вносят министры, они же обычно вносят все общие проекты, а частные (персонального характера) поступают в виде петиций. 95% проектов - по инициативе Правительства. Спикер может ставить на голосование один из вариантов поправок комитетов по законопроектам по своему усмотрению, ограничивать время прений. Принятие решения - большинством общего числа членов Палаты общин.

Палата лордов имеет право вето (возврат в Палату общин), преодолеваемое большинством Палаты общин, но только на сессии следующего года. Денежные проекты обязательно принимаются Палатой лордов в течение месяца (иначе - авто-согласие).

30. Великобритания: политико-территориальное устройство, организация власти на местах

Региональное и местное самоуправление и управление

Великобритания -- сложное унитарное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.

С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия и несколько мелких островов. Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра -- министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах -- в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) -- существуют ведомства этих министров.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Северной Ирландии).

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 -- в Англии, 8 -- в Уэльсе), а графства -- на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Северная Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа. Округа (не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины -- низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях жителей -- лиц, обладающих избирательным правом.

Состав советов обновляется ежегодно на треть, председатель совета (в городах он называется мэр) и вице-председатель переизбираются ежегодно.

Исполнительного органа общей компетенции (исполкома) у советов нет, из состава совета образуются спец. комиссии. Комиссии ведают различными сферами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба и др.) и нанимают для этого муниципальных чиновников, утверждаемых советом на пленарных заседаниях. В приходах избираются на один год председатель совета или председатель приходского собрания. В крупных приходах есть комиссии.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра, естественно, существует. Во-первых, наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (например, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции). Во-вторых, существует институт адоптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов

контроль осуществляется в форме министерского инспектирования, правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т.д.).

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды.

31. Испания: форма правления. Глава государства и правительство

После свержения монархии в 1931 г. и крупных исторических потрясений ( революция 1931 г., республика 1931-36 гг., гр. войны 1936-39 гг., 36-летней фашистской авторитарной диктатуры Франко) Конституция Испании 1978 г. вернула стране традиционную форму правления - монархической, в виде конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Высшими органами гос. власти в Испании наряду с королём стали генеральные Кортесы и Правительство

Глава государства. Главой государства является король Испании, которого К определяет как символ единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности гос органов. Монарх в соответствии с К осуществляет верховное представительство гос в международных отношениях. Он подписывает международные договоры, назначает послов. В области законотворчества монарх подписывает законы и в необходимых случаях объявляет референдум. В 3 в отношениях с парламентом - монарх может распустить весь парламент либо 1 из его частей. Он объявляет выборы. Вносит в нижнюю палату на рассмотрение кандидатуры премьер министра, назначает и снимает его с должности. По предоставлению премьера назначает других министров, может председательствовать на заседании правительства, когда сочтёт это необходимым. За монархом в Испании остаётся право объявлять войну и закреплять мир.

Все акты монарха подлежать обязательной контрассигнации премьера за исключением 3:

1) акты о внесении кандидатуры премьера

2) назначение премьера

3) роспуск парламента или его палат

Правительство. Осуществляет руководство внутренней и внешней политики, защиты гос, управление гражданскими делами и военными делами.

Правительство состоит из совета министров. Состоит из председателя, его заместителем и министров. Статус парламентария совместим с членством в правительстве. Палата должна принять решение о назначения премьер министра абсолютным большинством голосов. При этом кандидатом на должность должен огласить свою полит программу и примерный состав правительства. Если абсолютного большинство в конгрессе депутатов не набрано то в течении 48 часов должно пройти повторное голосование по той же сфере. Если после 2 голосование большинство не набрано, то король вносит новую кандидатуру. После чего вся процедура повторяется. Если в течении 2 месяцев премьер министр не будет избран, то король распускает премьер министров и депутатов. Полномочия премьера:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.