скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Китайской Народной Республики

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438

.

2. Всекитайское собрание народных представителей: роль, структура, порядок избрания, полномочия, организация работы

По Конституции КНР верховным органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представи-телей (ст. 57). Принцип единства власти реализуется в КНР через создание единой системы собраний народных представи-телей, построенной наподобие советской системы, и образую-щей своего рода хребет всей системы государственных органов. ВСНП представляет собой вершину этой системы.

Компетенция ВСНП в целом традиционна для социа-листического представительного органа: законотворчество, включая изменение Конституции, избрание и утверждение высших должностных лиц государства (некоторых -- по пред-ставлению других высших должностных лиц) и других высших органов, освобождение от должности высших должностных лиц, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопро-сов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП -- открытый: в со-ответствии с п. 15 ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет дру-гие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти». Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим орга-ном власти -- Постоянным комитетом ВСНП.

Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Со-гласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представите-лей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все ма-лочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП.

Срок полномочий ВСНП -- пять лет (ст. 60). За два меся-ца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допус-кается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для это-го требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы сле-дует провести в течение года.

Число депутатов ВСНП не должно пре-вышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точ-ки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следова-ло довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет.

ВСНП -- однопалатный орган. В его структуру входят пре-зидиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и по-этому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего па-раграфа).

Президиум сессии, избираемый для каждой сессии зано-во, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Все-китайского собрания народных представителей Китайской На-родной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиу-ма и ведет повседневные дела сессии.

Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комис-сию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. В отличие от пре-зидиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комис-сии рассматривают законопроекты, проверяют административ-но-правовые акты и акты местных органов власти с точки зре-ния соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президи-умом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП.

Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут со-здавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны пре-доставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от ко-миссии сохранения в тайне источника информации.

Делегации от избирательных единиц -- особенность струк-туры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представле-на в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объе-динены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают за-конопроекты, а также могут поручить руководителю или пред-ставителю делегации выступить с изложением позиции деле-гации по рассматриваемому законопроекту на заседании пре-зидиума сессии или на пленарном заседании ВСНП.

Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар-ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес-сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.

Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен-ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать-ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу-татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези-диумом, который может передать это право специальным ко-миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди-ниц. «Предложения, критические замечания и суждения де-путатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа.

Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри-тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации, которые обязаны дать от-вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по-зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве-том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше-стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ.

Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не-укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го-сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон-ституции и законов.

Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно-го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле-чены к уголовной ответственности без разрешения президиу-ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП -- без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно-сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре-ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП.

ВСНП работает в сессионном поряд-ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до-вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со-зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч-ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе-мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП.

Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек-ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под-готовительным заседанием первой сессии -- ПК ВСНП преды-дущего созыва) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 450

.

Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ-ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов-ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута-тов -- представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы.

При необходимости могут проводиться и закрытые засе-дания по решению президиума и руководителей всех делега-ций после представления мнения всех делегаций.

Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту-пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391.

Правом законодатель-ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент-ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за-висимости от субъекта права законодательной инициативы. За-конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа-ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз-можности включения законопроекта в повестку дня сессии при-нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель-ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в слу-чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП.

Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег-ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе-циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред-положений обобщает замечания и составляет доклад для прези-диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.