скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Китайской Народной Республики

Предусмотрена также возможность отзыва законопроек-тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав-ливается, а с согласия президиума -- прекращается.

Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают-ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про-чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо-дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле-гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения.

3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон-ституции как центральное народное правительство, исполни-тельный орган верховного органа государственной власти, вер-ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен-ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра-ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини-стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них -- это «другие полномо-чия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда-ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда-ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле-ны Государственного совета -- это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Премьер, его заместители, члены Государствен-ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа-тельствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот-четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга-на определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со-вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе-го характера, «установок», какими являются, например: «Неко-торые политические установки Государственного совета об ин-дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством», «Некоторые положения об индивидуаль-ной промышленности и торговле в деревне», «Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» и прочее.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ-ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу-дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со-вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре-мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 451.

4. Конституционные основы организации суда и прокуратура

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из кото-рых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г. Задачей народных судов является «рассмотрение уголовных и граж-данских дел, наказание в судебном порядке преступных эле-ментов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистичес-кой общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охра-ны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической револю-ции и социалистического строительства в стране».

Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям: иметь гражданство КНР; достичь 23-летнего возраста; «поддерживать Конституцию КНР»; иметь «хорошие политические и профессиональные каче-ства, а также примерное поведение»; обладать физическим здоровьем; иметь диплом об окончании вуза по юридической спе-циальности или иной специальности, но при наличии специ-альных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юриди-ческих наук, на которые не распространяется ценз трудово-го стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понес-ли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней изби-раются соответствующими собраниями народных представи-телей, а заместители председателей народных судов, началь-ники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются посто-янными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов. Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различ-ных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народ-ных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоян-ный комитет собрания народных представителей сочтет необ-ходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собра-ния народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необхо-димости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от долж-ностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Любой гражданин, достигший 23 лет, имеющий право из-бирать и избираться, может быть избран народным заседате-лем, за исключением лиц, лишенных политических прав. На-родные заседатели во время исполнения ими своих обязанно-стей в народном суде входят в состав судебной коллегии и пользуются равными правами с судьями. За народными засе-дателями на время выполнения ими своих обязанностей сохра-няется заработная плата по месту их работы; не получающим заработную плату народный суд выдает соответствующее воз-награждение.

Судебная система КНР включает: Верхов-ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме-стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч-реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан-ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо-димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате-гории дел: отнесенные законами и постановлениями к юрисдик-ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот-реть по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения ме-стных народных судов высшей ступени и специальных судов; по протестам Верховной народной прокуратуры, при-несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу-ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени -- это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи-нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж-даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо-димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую-щие категории дел: отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик-ции по первой инстанции; переданные нижестоящими народными судами для рас-смотрения по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов; по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру-гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите-ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка-кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов-ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 452

.

Низовые народные суды -- это уездные и городские на-родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред-седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным де-лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен-ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна-лов. Народные трибуналы являются составными частями на-родных судов, их решения и определения являются решения-ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ-ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре-ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот-рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи: разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела; направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны перед местны-ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко-митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп-росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите-тов местных народных судов назначаются и смещаются соот-ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов-ного народного суда. В судебном комитете председательству-ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату-ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани-ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо-бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано-вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ-ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод-ства -- независимость судов («Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле-ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц»), открытое раз-бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай-ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени-ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь-зование в процессе родного языка и письменности граждан. За-коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус-мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны-ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко-торый, однако, может передавать право утверждения смерт-ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе-жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще-ственный порядок, народным судам высшей ступени провин-ций, автономных областей и городов центрального подчине-ния.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры (ст. 129 Конституции). Народные прокуратуры различных ступе-ней осуществляют: надзор за ведением дел о тяжких преступлениях, свя-занных с государственной изменой, расколом страны, а также с серьезным подрывом единообразного проведения политичес-ких установок, законов, указов, административных актов го-сударства; ведение следствия по делам, отнесенным непосред-ственно к компетенции прокуратуры; проверку дел, по которым проводилось следствие орга-нами общественной безопасности; принятие решений о необходимости производства арестов, возбуждения и отказа в воз-буждении дел, надзор за соответствием закону следственной деятельности органов общественной безопасности; предъявление и поддержание публичного обвинения по уголовным делам; надзор за соответствием закону судеб-ной деятельности народных судов; надзор за соответствием закону исполнения решений и определений народных судов по уголовным делам, а также контроль за тюрьмами, местами предварительного заключе-ния и исправительно-трудовыми учреждениями. Народные прокуратуры согласно закону при осуществле-нии своих функций независимы и не допускают вмешательства административных органов, организаций и отдельных лиц. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 454

Законодательство ориентирует органы прокуратуры на связь с массами в процессе своей деятельности, изучение реаль-ных фактов. Закон КНР об организации народных прокура-тур различных ступеней 1979 г. в редакции 1983 г. рекоменду-ет прокурорам «не слишком доверяться устным показаниям», категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует «правильно различать и разре-шать противоречия между нами и нашими врагами и проти-воречия внутри народа».

В законе указывается, что, «осуществляя право прокурор-ского надзора, народные прокуратуры ведут борьбу с изменой Родине, расколом государства и другой подобной контррево-люционной деятельностью, нанося удары по контрреволюци-онным и другим преступным элементам, защищают единство страны, систему диктатуры пролетариата, социалистическую законность, поддерживают порядок в общественной, произ-водственной, трудовой, учебной жизни и в научно-исследова-тельской работе, а также порядок жизни народных масс, ох-раняют социалистическую общенародную собственность, кол-лективную собственность трудовых коллективов и законную частную собственность граждан, охраняют личные свободы, демократические и другие права граждан, обеспечивают ус-пешное осуществление социалистической модернизации».

К органам прокуратуры относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры (часть первая ст. 130 Конституции). Согласно Конституции (ст. 132) Верховная народная про-куратура -- высший орган прокурорского надзора. Она руко-водит работой местных и специальных народных прокуратур. Соответственно вышестоящие народные прокуратуры руково-дят работой нижестоящих.

Местные народные прокуратуры подразделяются на: 1) на-родные прокуратуры провинций, автономных областей и го-родов центрального подчинения; 2) отделения народных про-куратур провинций, автономных областей и городов централь-ного подчинения, народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; 3) народные прокура-туры уездов, автономных уездов, городов и городских райо-нов. Народные прокуратуры провинциального и уездного звень-ев в случае необходимости и с санкции постоянного комитета собрания народных представителей могут создавать в горно-промышленных районах, на целинных землях и в лесных рай-онах свои отделения в качестве делегированных органов.

В состав народных прокуратур различных ступеней вхо-дят: главный прокурор, заместители главного прокурора и про-куроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур. Верховной народной прокуратурой ру-ководит Генеральный прокурор Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 394..

В Верховной народной прокуратуре по мере необходимо-сти учреждается некоторое число палат и других функцио-нальных органов. В местных народных прокуратурах различ-ных ступеней могут создаваться соответствующие канцелярии, отделы и другие функциональные органы.

В народных прокуратурах различных ступеней учрежда-ются должности помощников прокуроров и секретарей. С сан-кции главного прокурора помощник прокурора может испол-нять обязанности прокурора. Народные прокуратуры различных ступеней создают про-курорские коллегии. Прокурорские коллегии под руководством главного прокурора обсуждают и решают сложные дела и дру-гие важные вопросы. Если главный прокурор при решении важных вопросов не согласен с решением, вынесенным боль-шинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представи-телей той же ступени.

Генерального прокурора Верховной народ-ной прокуратуры избирает на должность по предложению пре-зидиума сессии и освобождает от должности в порядке, анало-гичном изложенному выше, ВСНП. Заместителя Генерального прокурора, членов коллегии и прокуроров Верховной народной прокуратуры назначает и смещает ПК ВСНП по представлению Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Главные прокуроры народных прокуратур провинций, ав-тономных областей и городов центрального подчинения и глав-ные прокуроры отделений прокуратур назначаются на долж-ность и освобождаются от должности соответствующими со-браниями народных представителей с ведома Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, который запра-шивает санкцию ПК ВСНП. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначаются на должность и ос-вобождаются от должности постоянными комитетами этих соб-раний народных представителей по представлению главных прокуроров.

Главные прокуроры народных прокуратур автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, авто-номных уездов, городов и городских районов назначаются на должность и освобождаются от должности собраниями народ-ных представителей равной ступени с ведома главных проку-роров народных прокуратур вышестоящих ступеней, которые запрашивают санкции постоянных комитетов собраний народ-ных представителей соответствующей ступени. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначают-ся на должность и освобождаются от должности постоянными комитетами собраний народных представителей равной ступени по представлению соответствующих главных прокуроров. Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, чле-ны коллегий и прокуроры народных прокуратур, образуемых провинциальными и уездными народными прокуратурами в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах, назначаются на должность и освобождаются с долж-ности постоянными комитетами собраний народных предста-вителей равной ступени по представлению главных прокуро-ров прокуратур, образующих указанные прокуратуры. Срок полномочий главных прокуроров народных прокура-тур различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей равной ступени.

ВСНП, а также собрания народных представителей про-винций, автономных областей и городов центрального подчи-нения по предложению главных прокуроров прокуратур соот-ветствующих ступеней могут смещать и заменять главных прокуроров, заместителей главных прокуроров и членов про-курорских коллегий нижестоящих органов прокуратуры.

Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и ПК ВСНП и им подотчетна. Местные народные про-куратуры ответственны перед собраниями народных представителей и постоянными комитетами собраний народных пред-ставителей соответствующей ступени и им подотчетны.

Заключение

Во введении действующей Конституции КНР, дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина).

Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз¬личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.

Список литературы

1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Эксмо, 2004

2. Гудошников Л.М. Конституция Китайской Народной Республики в процессе исторических перемен и реформ // Проблемы дальнего востока.- М., 2002. № 3.

3. Делюсин Л. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.- М., 1993.

4. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность.-М.: Спарк, 1998.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.

6. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: БЕК, 1999.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.