скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Российской Федерации

Наконец, административные отношения складываются по поводу осуществления исполнительной власти. Конституция предусматривает возможность осуществления исполнительной власти по предметам совместного ведения и федеральными органами власти и органами власти субъектов. Последние в случае осуществления таких полномочий составляют единую вертикаль с федеральными органами исполнительной власти. Органы власти субъектов в этом случае могут наделяться правами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, им могут передаваться полномочия федеральных органов. Возможна и обратная передача полномочий - от органов власти субъектов федеральным органам власти.

§4. Конституционно-правовой статус субъектов и организация

государственной власти субъекта РФ

Субъекты РФ обладают статусом государственно-территориальных образований в составе России. Они обладают свойствами самостоятельного публичного субъекта права - могут своими действиями и от своего имени приобретать и реализовывать права и обязанности. В правовом статусе субъекта можно выделить элементы, позволяющие отличать субъект федерации от административно-территориальной единицы (в том числе автономии) в унитарном государстве. Это права на собственную территорию, собственное население и самостоятельную власть, а также на собственные государственные символы.

Право на собственную территорию. На федеральном уровне после 1993 года не принималось законодательных актов, описывающих территорию субъектов РФ, и границы субъектов определялись их собственными нормативными актами, и изменялись путем принятия соглашений между субъектами РФ, границы которых изменяются.

Население субъекта РФ - избирательный корпус, осуществляющий через создаваемые им органы государственную власть в субъекте, - определяется, как указывалось выше не помощью института гражданства, а с помощью института постоянного либо преимущественного проживания на территории данного субъекта, подтверждаемое (если не доказано иное) с помощью регистрации.

Самостоятельность власти субъекта РФ предполагает установление субъектом собственной системы органов власти самостоятельно в соответствии с принципами, определенными в Конституции РФ и федеральном законе, а также самостоятельное регулирование полномочий в пределах предметов ведения субъекта, определенных нормативно в Конституции РФ. Федеральный закон, определивший принципы организации власти в субъектах, был принят в 1999 году.

Власть в субъекте осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а, следовательно, создание органов всех трех ветвей власти обязательно.

В субъекте должен быть создан законодательный орган власти (наименование выбирается субъектом самостоятельно), который может быть двухпалатным (бикамерализм используется в 4-х субъектах РФ - республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Тыва, а также в Свердловской области). Избирается этот орган населением с использованием пропорциональной избирательной системы (для избрания не менее чем половины депутатов), при этом в подавляющем большинстве регионов копируется система выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, и только в трех субъектах Федерации - Приморском крае, Калужской и Магаданской областях использована система открытых списков. Основы статуса законодательного органа и правовое положение депутата определяются в конституциях и уставах субъектов в соответствии с нормами федерального закона (иммунитет депутата от обычного порядка привлечения к уголовной ответственности регулируется исключительно на федеральном уровне [Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1995 N 16-П]).

Самостоятельность компетенции законодательного органа заключается в праве его принимать собственные правовые акты субъекта, составляющие его собственную правовую систему - уставы и конституции (которые могут именоваться в соответствии традициями данного региона - например, Основной закон в республике Карелия или Степное уложение в республике Калмыкия, Народный Хурал республики Бурятия), а также законы. Им должны соответствовать правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов.

Федеральный закон предусматривает ответственность законодательного органа в виде возможности его роспуска путем принятия специального федерального закона.

Система органов исполнительной власти субъекта РФ создается во главе с высшим исполнительным органом власти. Возглавляет высший орган исполнительной власти (но не всю систему органов) высшее должностное лицо субъекта или просто председатель высшего органа исполнительной власти. Разница в их статусе по федеральному закону практически не видна. В правовых актах субъектов эти должностные лица отличаются главным образом наименованием (к высшим должностным лицам обычно относятся губернаторы областей и президенты республик). Органы исполнительной власти субъекта осуществляют исполнительную деятельность в пределах предметов ведения субъекта федерации и полномочий, определенных в конституции (уставе) и законах субъекта. Взаимоотношениям между органами законодательной и исполнительной власти в целом повторяют схему взаимоотношений на федеральном уровне - см. [Постановление КС РФ от 18.01.1996 N 2-П] [Постановление КС РФ от 01.02.1996 N 3-П]. Федеральный закон предусматривает также ответственность высшего должностного лица субъекта в форме отрешения его от должности указом Президента РФ [Постановление КС РФ от 09.07.2002 N 12-П].

Помимо высшего, в субъектах могут создаваться иные органы исполнительной власти, в том числе территориальные. Однако при этом не должны ущемляться права органов местного самоуправления, а потому территориальные органы власти субъектов могут создаваться только в административно-территориальных единицах, непосредственно входящих в состав субъекта РФ [Постановление КС РФ от 24.01.1997 N 1-П] [Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 3-П].

В части судебной власти субъекты РФ могут создавать конституционные и уставные суды для обеспечения внутренней непротиворечивости системы их собственных правовых актов, а также должны создавать суды общей юрисдикции низшего звена - мировых судей. Однако поскольку мировые судьи рассматривают уголовные и гражданские дела, как и другие суды общей юрисдикции, они главным образом применяют федеральное законодательство. Для полноценной реализации принципа разделения властей в субъекте необходимо создание органа конституционной юстиции, применяющего правовые акты субъекта и обеспечивающего необходимый и правовой баланс полномочий законодательной и судебной власти.

Особенности правового статуса отдельных видов субъектов РФ выделять затруднительно, т.к. не существует какого-то общего и универсального статуса, от которого могли бы отличаться другие субъекты. По сути дела, каждая категория субъектов обладает определенными особенностями правового статуса. Наиболее многочисленной группой являются края, области и города федерального значения, слабо отличающиеся друг от друга. Поэтому главным образом принято указывать на особенности правового статуса республики и автономного округа.

Республика в отличие от других субъектов обладает большим количеством атрибутов государства - имеет собственную конституцию и проч. Помимо церемониальных отличий, статус республики включает право вводить собственные государственные языки (ст. 68 Конституции РФ).

Особенность статуса автономного округа заключается в том, что он одновременно входит непосредственно в состав РФ и в то же время его население и территория является частью другого субъекта. О правовых последствиях этого см. [Постановление КС РФ от 14.07.1997 N 12-П].

Ответственность субъектов

Помимо ответственности отдельных органов возможна ответственность субъекта в целом. Это происходит в случаях применения федеральной интервенции (осуществление полномочий органов власти субъектов федеральными органами власти в связи с обстоятельствами чрезвычайного характера в целях обеспечения прав граждан и безопасности).

§5. Правовые основы образования новых субъектов РФ

Теории федерализма известны такие способы изменения состава субъектов федерации, как акцессия и сецессия. Сецессия в настоящее время в России по Конституции допускается только с согласия федерации. Учитывая принципы целостности и единства государства можно утверждать, что сецессия вообще не допускается, тем более что правовое регулирование порядка сецессии в настоящее время отсутствует.

Акцессия возможна во всех формах - в порядке, установленном законом О порядке приема и образования новых субъектов [Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ]. См. также [Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года].

§6. Правовое регулирование языков

Проблема многонациональности народа России отражается в правовом регулировании языков. Выступая с социальной точки зрения как особенность нации, а с правовой точки зрения - как один из символов государства, признание определенного языка государственным отражает национальную природу государственности. Более того, государственный язык указывает на доминирование определенной (чаще всего титульной, т.е. дающей название государству) нации. В государствах с примерно равным представительством различных наций используется два или даже три государственных языка.

Государственно-территориальный статус субъектов, образованных по национальному признаку, требует признания в качестве государственного языка титульной нации субъекта - этим обусловлено право республик вводить второй государственный язык - язык республики.

Правовое регулирование языков в то же время имеет целью обеспечить права нетитульных наций на сохранение собственного языка как части культуры, это обеспечивается рядом правовых гарантий, в том числе признание в установленных законом случаях языка компактно проживающей нации официальным языком. [Федеральный закон от 25.10.1991 N 1807-1]

Использование государственного языка, в отличие от официального, обязательно во всех официальных сферах.

§7. Государственные символы РФ и субъектов. Статус столицы РФ

В структуре конституционного права иногда выделяют раздел публичного ритуального права. Этот раздел включает в себя нормы, регулирующие официальное наименование государства [Белкин А.А. Юридические акты: Обладание силой и действие], государственные символы, отдельные церемонии (например, инаугурация Президента), а также символы государственных органов (штандарт и знак Президента). Ведущую роль в данном разделе занимают нормы о государственных символах.

Основная задача государственного символа - олицетворение государства, его исторических и культурных особенностей, целей и задач, которые оно перед собой ставит, государственного суверенитета. Символы используются для указания принадлежности к государству, представления государства (в международном общении). Государственными символами обычно выступают эмблемы и знаки государства - герб, флаг и гимн, государственные праздники и даты, девизы (во Франции - «Свобода, равенство и братство»), иногда - государственная печать и цвета государства. Спорным в науке является отнесение к государственным символам сооружений исторического значения (например, в России - московского Кремля, его наименования и изображения), форменной одежды, государственных наград (например, французский Орден почетного легиона или английский Орден подвязки) и столицы государства.

Правовое регулирование государственных символов заключается в их детальном описании и установлении обязательных случаев их использования. Помимо обязательных случаев, возможно использование символов самим государством (например, на деньгах), а также гражданами для выражения патриотизма. Исходя из правовой природы государственных символов должно ограничиваться их использование в коммерческой деятельности, чтобы не возникало заблуждение об осуществлении этой деятельности от имени государства.

В России на федеральном уровне существует правовое регулирование трех государственных символов - герба, флага и гимна (см. [Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ], [Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ], [Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ], [Гречнев М. В., Ескина, Л.Б. Законодательное оформление института государственных символов Российской Федерации]). Кроме того, федеральными нормативными актами определяется правовой статус столицы РФ [Федеральный закон от 15.04.1993 N 4802-1], и символы президентской власти.

Правом на собственные государственные символы обладают субъекты РФ. Они не должны использовать в качестве геральдической основы своих символов федеральные символы, чтобы один субъект не ассоциировался с федерацией в целом. В субъектах РФ также используются в качестве основных символов герб, флаг и гимн. Отражая историческую преемственность с городами и губерниями, существовавшими до 1917 г., многими субъектами используются старинные гербы.

§8. Национально-культурная автономия и коренные

малочисленные народы: понятие и правовой статус

Формой национального самоопределения, признаваемой федеральным законодательством, выступает национально-культурная автономия. По своей природе она представляет собой общественное объединение, имеющее специальный статус (например, в рамках одного субъекта РФ может создаваться только одна автономия представителей каждой нации - см. [Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ], [Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. N 5-П]).

В целях сохранения различных культур, главным образом традиционных, опасность исчезновения которых связана с распространением модернизированной культуры, федеральный законодатель создал юридическую модель коренного малочисленного народа, представителям которого представляются определенные льготы [Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования], [Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ], [Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ], [Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ].

Тема 7. Избирательное право и референдум в Российской Федерации

§1. Избирательное право и референдум в Российской Федерации

Избирательное право как подотрасль конституционного права.

Нормы, составляющие правовое регулирование выборов, выделяются в подотрасль конституционного права, а некоторыми учеными - даже в самостоятельную правовую отрасль. Основанием этому служит наличие собственного предмета и метода правового регулирования. Предметом выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Субъектами этих отношений являются граждане и их объединения, а также государственные органы. Метод избирательного права представляет собой совокупность особенностей правового регулирования (заранее установленное императивное закрепление прав и обязанностей сторон, обязательное возникновение правоотношений с определенной периодичностью, свободная и добровольная реализация некоторыми субъектами избирательных правоотношений принадлежащих им субъективных прав, применение специфичных санкций).

Избирательное право характеризуется собственной системой нормативных источников, которая включает помимо системообразующего «рамочного» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ], федеральные законы и законы субъектов РФ, регламентирующие особенности выборов отдельных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также международные правовые акты, регламентирующие принципы избирательного права. Вместе с тем деление избирательного права на Общую и Особенную части, предлагаемое некоторыми исследователями, не отражается в законодательстве.

Наконец, избирательное право обладает собственным понятийным аппаратом, состоящим из терминов «агитация», «выборы», «голосование», «избирательная кампания», «избирательная система», «избирательное объединение», «избирательное право», «избирательный блок».

Принципы избирательного права

Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на принципы реализации субъективных избирательных прав и принципы подготовки и проведения выборов.

Принципы реализации избирательных прав отражаются в формуле «всеобщего, равного и прямого избирательного права(2) при тайном голосовании», признаваемой в качестве отличительной черты демократического избирательного права в настоящее время.

Всеобщее избирательное право означает предоставление возможности участия в выборах (избирательного права (2)) всем гражданам государства. Ограничения всеобщего избирательного права возможны. Их можно разделить на (1) естественные (связаны с самой возможностью реализации этих прав) - дееспособность и достижение установленного минимального возраста, (2) обычные (признаются повсеместно) - лишение свободы; (3) допустимые (отражают особенности политической системы государства) - занятие одной должности не более 2-х раз подряд; лишение права занимать определенные должности; достижение определенного максимального возраста; и (4) недопустимые (не признаваемые совместимыми с принципами демократии - цензы) - оседлости, языка [Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 N 12-П], имущественный и т.д.

Равное избирательное право предполагает создание равных условий и возможностей для реализации избирательных прав. Допускаются его незначительные ограничения в пределах, установленных законом.

Прямое избирательное право, в отличие от других принципов общей формулы, не закрепляется на международном уровне и не отражается в законодательстве ряда государств. Его содержание сводится к непосредственному избранию гражданами представительных органов государственной власти и местного самоуправления любого уровня. Как альтернатива прямым выборам возможны косвенные (избиратели формируют специальную коллегию выборщиков, голосование в которой уже определяет состав избираемого органа) и многоступенчатые выборы (граждане формируют непосредственно только органы самого нижнего уровня, а они в свою очередь избирают вышестоящие).

Тайное голосование предполагает запрет контроля за волеизъявлением избирателя, чтобы ему была обеспечена возможность свободного выбора без опасений за последствия того или иного варианта голосования.

К принципам избирательного права Российской Федерации следует отнести также принцип добровольного участия в выборах(не признается в некоторых государствах мира). Его содержание состоит в отсутствии юридической обязанности участвовать в голосовании (и, как следствие, отсутствие юридической ответственности за абсентеизм).

К принципам подготовки и проведения выборов относятся следующие.

Свободное участие в выборах предполагает возможность любого гражданина, выполнившего установленные в законе условия, принять участие в выборах в качестве избирателя или кандидата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.