скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Франции

Их деятельность носит временный характер и заканчивается с момента представления доклада, но не позднее истечения шестимесячного срока от даты принятия резолюции об учреждении комиссии.

В контроле участвует посредник (медиатор) парламента, назначаемый правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам по вопросам прав граждан. В департаментах (административно-территориальных единицах) есть представители посредника -- делегаты.

Контроль деятельности правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к Сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в отставку, но у Президента имеется право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями большинства. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.Судебные полномочия парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Внешнеполитические полномочия парламента касаются, прежде всего, ратификации международных договоров.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета -- под председательством премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство -- к другой (так было, например, в 1986-1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002). Состав правительства лишь юридически определяется Президентом, а фактически зависит от той партии (коалиции партий), которая имеет большинство и нижней палате парламента.

Президент избирается гражданами на пять лет. Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Их под заявлением о выдвижении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Президент занимает центральное место в системе органов государства. Он следит за соблюдением Конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров, обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента). К группе полномочий, осуществляемых Президентом самостоятельно, относятся:

1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще чем раз в год;

2) право вводить в стране чрезвычайное положение. До принятия таких мер Президент предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия;

3) право назначать премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последующего (но не обязательно при назначении) одобрения правительственной программы нижней палатой парламента. Если одобрение не получено, правительство уходит в отставку;

4) право передавать на референдум законопроекты по установленным конституцией вопросам (предложение Президента о референдуме предварительно обсуждается в обеих палатах парламента, но не голосуется: парламент выступает в качестве совещательного органа);

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

6) право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать 3 его членов;

8) право помилования.

Президент как глава Вооруженных сил председательствует в различных советах и комитетах обороны. Он ратифицирует некоторые виды международных договоров (обычно это делает парламент в целом или Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то требуется контрасигнатура правительства).

Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров66 В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 22., заседавшим под его председательством; назначение дипломатических представителей. Президент вправе регулировать финансовые вопросы, если парламент не примет финансовый закон в течение 70 дней (такие законы может вносить в парламент только правительство).

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат -- несколько сот личных сотрудников. Часть из них образуют кабинет Президента, часть -- президентский «генеральный штаб», другие являются советниками Президента. Все они назначаются Президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент не отвечает перед судами общей юрисдикции, он не может быть вызван в суд в качестве свидетеля, в том числе и в отношении деяний, полагаемых преступными, но после окончания срока президентства он несет обычную ответственность (постановление Кассационного суда 2001 г.). На должности Президента он несет ответственность за государственную измену перед особым судом -- Высоким судом правосудия. Этот суд не только смещает Президента с должности, но и назначает меру наказания.

В случае вакансии поста главы государства его обязанности исполняет председатель Сената. Новые президентские выборы проводятся в этом случае не ранее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии. Исполняющий обязанности президента несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.77 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. С. 210.

Правительство -- Совет министров состоит из премьер-министра и министров (более 30). Их назначает Президент (министров -- по представлению премьер-министра). Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку. Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же, как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. По традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Поэтому, юридически имея право назначить свое правительство, уже трижды Президент был вынужден назначать правительство из состава оппозиционных партий, располагавших большинством мест в нижней палате. Иначе палата отправит любое другое правительство в отставку.

Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета). Совет министров -- это заседание правительства под председательством Президента, на котором он осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) -- еженедельно (по средам). Акты правительства при осуществлении регламентарной власти -- ордонансы (они имеют силу закона), при осуществлении исполнительной власти -- декреты (подзаконные акты). Все они подписываются Президентом.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет вместе с Президентом, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит Президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства (без присутствия Президента).

На практике многие полномочия реализуются от имени правительства премьер-министром, который занимает особое положение в правительстве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны; «обеспечивает исполнение законов» (по Конституции это его личная обязанность), может созвать парламент на дополнительные заседания (свыше 120 заседаний, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства в значительной мере определяет повестку дня работы парламента, может требовать принятия закона нижней палатой при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (эти акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта, с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти -- при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр вправе отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Конституционного совета и при некоторых других условиях.

Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы -- кабинет премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работу министров), генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Министерства в зависимости от направления деятельности можно подразделить на три крупные категории: 1) министерства военно-политического характера;88 Подр. см.: Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. С. 104-105.

2) социально-экономические министерства; 3)министерства культурно-просветительского характера. Министерства имеет следующую организацию: кабинет, дирекции (бюро), советы и комитеты, органы инспекции, периферийные службы. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек), а на местах (в департаментах) учреждаются службы (делегатуры) министерств (для осуществления общегосударственных полномочий), которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены назначаемому правительством префекту департамента.

Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов. Консультативную роль при правительстве выполняет Экономический и социальный совет, основанный на принципе партнерства государства, труда и капитала. Он состоит из 230 членов, которых назначают на 5 лет правительство (40 человек) и различные профессиональные категории. Совет разделён на 9 секторов, задача которых заключатся в сбор информации, передаваемой впоследствии на обсуждение общего собрания Совета.99 Ардан Филипп. Франция: государственная система: пер. с франц. - М.: Юрид. лит., 1994. С. 158-159. Совет дает заключения о проектах программных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложения своего мнения перед парламентом.

Государственный совет, во главе которого стоит премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий премьера министр юстиции), не только осуществляет контроль в отношении актов исполнительной власти с точки зрения конституционности и законности (этот контроль имеет в основном консультативный характер и относится главным образом к проектам актов правительства), но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия -- административной юстиции.

Счетная палата (счетный суд) оказывает помощь правительству и парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государственные организации и предприятия. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Налоговый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.

Вопрос 3. Судебная власть

Система правосудия во Франции включает пять различных ветвей. Это:

1) общественные суды, где рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями-медиаторами (посредниками); в основном это отставные судьи, чиновники. Они назначаются местными советами, в стране их около 1 тыс. человек;

2) иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3) специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих;

4) иерархическая система административных судов;

5) суды присяжных.

Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (например, при Счетной палате -- суд бюджетной и финансовой дисциплины).

Основную роль в системе правосудия играют суды общей юрисдикции. Низшая ступень в их системе -- трибуналы малой инстанции (при рассмотрении уголовных дел они называются полицейскими судами или трибуналами). Они создаются в главном городе департамента, в центральном городе специального судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела с ценой иска приблизительно до 4 тыс. евро и мелкие уголовные дела -- лишение свободы до двух месяцев, штраф до 1 тыс. евро.

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем несколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции (в крупном департаменте их несколько). Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе грех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным трибуналом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). По мелким преступлениям следствие проводит полиция. В компетенцию трибунала входит разбирательство гражданских дел имущественного характера, а также значительного числа чётко определённых категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.

Высшее звено -- апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем три-четыре департамента. Каждый суд именуется по названию того города, где он расположен. В составе апелляционного суда множество палат -- по гражданским, уголовным, социальным делам, палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.

Специальные суды создаются по различным вопросам. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявляемых лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из трёх профессиональных судей и девяти присяжных. Дела о тяжких преступлениях подростков 13-15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, состоящими из судьи и двух заседателей (асессоров), назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодёжи.

Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции - наличие в ней судьи по исполнению наказаний. Он организует надзор за осуждёнными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осуждённых, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном освобождении. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трёхлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса.110 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. - д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. - 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 727.0

Торговые трибуналы состоят из трёх судей-консулов, которые избираются на два-три года коммерсантами. Они рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, дела, связанные с ликвидацией предприятий.

Советы прюдомов призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с трудовыми соглашениями. Они избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах.

Суды присяжных создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела, по которым грозит суровое наказание (более пяти лет тюремного заключения). Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом). Решение принимается в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями, но по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и о наказании.

Возглавляет судебную систему (кроме административных судов) Кассационный суд. В его составе 6 палат - пять по гражданским делам и одна по уголовным. В компетенцию Суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта. Решения палат могут быть обжалованы и в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Для разграничения компетенции общих и административных судов в конфликтных ситуациях создаются трибуналы по конфликтам. В системе административной юстиции работают не судьи, а иные государственные служащие -- чиновники. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные административные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов -- от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Особыми судами являются Высокий суд правосудия и Суд республики (для рассмотрения должностных преступлений министров). Высокий суд правосудия избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (пот 12 судей и 6 заместителей). Он создаётся для рассмотрения дел по обвинению Президента в государственной измене, а также других дел, связанных с нарушением конституционного порядка. Палата правосудия Республики создаётся для рассмотрения должностных преступлений министров.

Высший совет магистратуры ведает судебным управлением -- назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. Совет возглавляется Президентом, и (в качестве его заместителя) министром юстиции. В его состав входят, кроме того, девять членов, назначаемых на четыре года Президентом из числа судей и других государственных служащих.

Прокуроры состоят при судах, начиная с трибунала большой инстанции. При Кассационном суде состоит Генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы государства по гражданским делам). Более детально их статус определяется органическим законом «О Высшем совете магистратуры» и законом «О статусе магистратуры». 111 Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2. С. 39.1

Конституционный контроль во Франции осуществляют Конституционный совет (в отношении законов) и в какой-то мере (в виде заключений для правительства в отношении актов регламентарной власти) -- Государственный совет. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Каждое из этих должностных лиц назначает 1/3 членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется 1/3 членов Совета. Другая часть Конституционного совета -- все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет также рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности органических законов, регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до принятия законов и регламентов палатами, участвует в подготовке выборов Президента, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам Президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами Президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью не менее 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый. Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях -- в восьмидневный срок.

Вопрос 4. Местное самоуправление и управление

Согласно поправке 2003 г. к Конституции о децентрализации государства во Франции имеются четыре вида территориальных коллективов: коммуны (низовое звено), департаменты, регионы, заморские территории. Во всех создаются избранные советы (кроме того, во всех коллективах, за исключением коммун, есть назначенные префекты). Административные округа не являются территориальными коллективами (выборных органов самоуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект).

Региональные советы избираются на 5 лет по пропорциональной системе, с 3%-ным заградительным барьером.

Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства (одномандатными округами служат исторические единицы -- кантоны, не имеющие органов самоуправления и администрации). Они избираются на шесть лет.

При избрании муниципальных советов применяется мажоритарная система, но в крупных коммунах (с населением свыше 3500 человек) используются списки партий: каждая партия должна выдвинуть столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика -- остров в Средиземном море (там имеется местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но местную исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Контроль за законностью деятельности этих органов, общегосударственные полномочия на острове осуществляет назначаемый правительством Франции префект. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. На референдуме, проведенном в Новой Каледонии в 1998 г., одобрен ее договор с Францией, в соответствии с чем внесена поправка в Конституцию. Новая Каледония имеет теперь своеобразный статус члена Сообщества с Францией. У нее есть местный парламент и избираемый им исполнительный орган, но в Новую Каледонию также назначается представитель государства.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет (9 - 69 человек) по мажоритарной системе. Для избрания в первых двух турах требуется абсолютное большинство голосов членов совета, в третьем туре -- относительное. В выборах участвуют лица (в том числе иностранцы), живущие в коммуне шесть месяцев и четыре года уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на шесть лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности -- представителем государственной власти в коммуне. Мэра может временно отстранить от должности префект департамента или министр внутренних дел, снять с должности -- Совет министров.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, социальное обслуживание. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом Президента, примятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

Генеральный (департаментский) совет ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Кроме того, совет департамента имеет право вводить местные налоги на жилища, строения, земельный налог, на автотранспорт и речной транспорт и др. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Тем не менее, совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет коммуны (общины), он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами в административно-территориальных единицах (кроме коммуны) имеются назначенные сверху чиновники общей компетенции. В регионе это префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте -- префект, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект.

Префект назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб, несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. В некоторых заморских территориях есть специальные префекты по охране общественного порядка. Они подчинены префекту данной территории.

Префект не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться с момента представления их префекту независимо от его визы на них (ранее требовалась такая виза). Эти решения должны представляться в течение 15 дней префекту, который, если считает их незаконными (и теперь только по этому основанию), может в течение двух месяцев обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.

Создаются также городские сообщества -- объединения коммун. Для их создания в одном департаменте необходимо решение префекта департамента, в нескольких -- согласие их префектов. Для создания сообщества предварительно требуются согласие 2/з членов советов коммун. Сообщества создают свои советы, но они не выбираются гражданами, а состоят из представителей советов коммун.

В соответствии с конституционной поправкой 2003 г. новые права предоставлены заморским территориям (Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Пьер и Микелон, острова Фитуна, Валлис и Французская Полинезия). Они издают свои акты, их законность контролирует Государственный совет. Особыми зонами являются также территории Арктики и Антарктики (их статус определяется особыми законами). Все изменения в заморских территориях согласно поправке 2003 г. к Конституции должны проводиться после консультации с их избирателями. Решение о консультации принимает Президент. Действующие во Франции законы и регламенты должны быть адаптированы (приспособлены) к условиям заморских территорий. Однако адаптация не может касаться вопросов гражданства, статуса личности, основных прав и свобод, организации правосудия, наказаний, денежной системы.

Таким образом, распределение публичной власти в территориальных коллективах, по мнению Ф.Ардана112 Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 38.

2, можно представить следующим образом: коммуна обеспечивает потребности каждодневной жизни, департамент обязан обеспечить известную солидарность между городом и сельской местностью, регион разрабатывает и осуществляет более амбициозные планы, обращённые в будущее.

Заключение

Францию называют своеобразной «лабораторией конституций», т.к. со времени Великой французской революции 1789 г. было принято полтора десятка конституционных актов, апробированы практически все формы правления. В настоящее время действует Конституция 1958 г. («пятой республики»), закрепившая смешанную форму правления. Конституционные изменения нередко происходят с помощью референдума.

Центральное положение в государственном механизме Франции занимает Президент, избираемый прямыми выборами на 5 лет. Он имеет обширные полномочия в сфере формирования и осуществления исполнительной власти, возглавляя Совет министров. Традиционны полномочия главы государства в отношении Парламента, включая роспуск Национального собрания. Президент, возглавляя Высший совет магистратуры, осуществляет назначения судей.

Двухпалатный парламент построен по классическому образцу: двухпалатная структура, прямые выборы депутатов нижней палаты, ограниченность иммунитета парламентария. Однако законодательная компетенция парламента ограничена.

Исполнительная власть принадлежит правительству, имеющему широкие полномочия не только в сфере государственного управления, но и в отношениях с Парламентом, включая право законодательной инициативы, возможность созыва согласительной комиссии.

Судебная система отличается разнообразием органов, действующих в том числе на общественных началах. Конституционный контроль осуществляет Конституционный совет.

Для организации публичной власти в территориальных коллективах характерно сочетание местного управления и самоуправления.

Список использованной литературы

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.

2. Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. - М.: Юрид. лит., 1994.

3. Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2002. № 3.

4. Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. - Изд-во НОРМА, 2003. С.102.

5. Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. - М.: Юристъ, 2002.

6. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.

7. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2.

8. Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.

9. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

10. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995.

11. В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо, д.ю.н. Л.М. Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

13. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. - д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. - 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.