скачать рефераты

МЕНЮ


Механизм государства

Вместе с тем от функций государства зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз-никновение, развитие и со-держание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа-ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи-мыми материальными придатками система государ-ственных ор-ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го-сударства Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 100..

Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:

1) структурную - совокупность определенных органов;

2) функциональную - совокупность определенных функций, для реали-за-ции которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов;

3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, спосо-бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую - совокупность определенных правовых норм, опреде-ляю-щих структурную организацию государственных органов, а также их полномо-чия, методы и формы реализации функций государства.

Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56..

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли-тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе-чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото-рая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко-номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую-щими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друге другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политиче-ской власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномо-чиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий при-нуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ-ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу-дарственного аппарата.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы-полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль-ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен-ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйст-венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво-рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществле-ния государственной власти, на его структуру и принципы формирования ока-зывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политиче-ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го-сударственного аппарата, появления новых органов государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:

а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо-кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.

В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата-торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.

Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка эффективности работы всего государ-ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.

Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра-вления счита-ются классическими, сформулировал следую-щие принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда-емой сис-темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей-ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста-навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде-ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996. С. 77.

.

2. Теория разделения властей и иные

принципы организации и деятельности

механизма российского государства

Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го-сударственного механизма, отдельные органы или группы ор-ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации и деятельности механизма государства:

Ш разделение властей;

Ш народовластие;

Ш гуманизм;

Ш федерализм;

Ш разделение властей;

Ш за-конность.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче-нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво-бод человека и гражда-нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;

Ш профессионализм и компетентность госслужащих;

Ш гласность в осуществлении государственной службы;

Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;

Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства;

Ш и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель-ности государ-ственного механизма как системы государствен-ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей-ствии, придают механизму государства необходи-мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це-лостность.

3. Орган государства: понятие, признаки и

классификация

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес-кими признаками.

Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче-ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри-дически значимые решения и обеспечи-вать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

Ш порядок формирования и деятельности органа, его струк-тура и компе-тенция (права и обязанности) закрепляются норма-ми права;

Ш орган государства наделен правом издания юриди-ческих актов, со-держащих обязательные общие и индивидуаль-ные правовые пред-писания;

Ш установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре-менно с тем охраняемы-ми от нарушений возможностью примене-ния принудительной силы государства;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.