скачать рефераты

МЕНЮ


Механизм народовластия

Центральным вопросом в споре относительно реализуемости и эффективности народовластия и самоорганизации, роли элит и политических партий является вопрос о балансе между централизованным и децентрализованным управлением.

Преимуществами централизованной системы основанной на единоначалии являются: возможность концентрации ресурсов и усилий общества для достижения поставленных целей; структурная простота и ясность; возможность оперативного управления людьми и подразделениями; эффективное использование и распространение знаний и опыта; эффективное использование ресурсов; уменьшение возможности паразитирования исполнителей находящихся под эффективным контролем. Централизованное руководство было необходимым условием всех скачков развития человечества самым впечатляющим, из которых является превращение отсталой царской России в сверхдержаву СССР.

Однако централизованное руководство ограничивает инициативу; имеет тенденцию к увеличению числа промежуточных ступеней в управлении (росту бюрократии); способствует формированию антагонистических групп, которые стремятся получить доступ к руководству и привилегиям; сложность организации контроля большого числа исполнителей; риск разрушения системы в результате некомпетентности или предательства руководства, или его неспособности адаптироваться. СССР является трагическим примером такой неспособности централизованной системы адаптироваться и сохранить способность к развитию после достижения первоначальных целей. Это указывает на критическую задачу руководства - корректировку самой системы управления обществом, чтобы обеспечить его выживаемость и стабильность. Такая самокорректировка является отличительной чертой самоорганизующейся системы Beer S. Brain of the Firm. Wiley, 1995. C. 62. (Бир С. Мозг фирмы: Перевод со второго английского издания. УРСС, 2005.).

Гарантировать выполнение задачи постоянной корректировки системы управления обществом можно лишь передав эту функцию самому обществу в противоположность тому, чтобы полагаться на руководителей с их изменчивыми способностями и мотивами.

Однако, учитывая неоднозначность и разнообразие человеческих потребностей и мотивов, возможный характер самоорганизации также неоднозначен. Опыт показывает, что негативные, паразитические тенденции могут развиваться весьма активно приводя к самокриминализации общества. Абсолютная свобода может быть использована противниками системы для её разрушения, в том числе путём представления идеалов и принципов общества как излишних ограничений их свободы Поппер К. Открытое Общество и Его Враги. Том I, М.: Культурная Инициатива, 1992.

. Это значит что ещё одним условием обеспечения стабильности социальной системы является установления законов, норм и правил определяющих границы поведения членов общества, а также формулировки связывающих всех идей, ценностей и целей.

В дополнение к стабильности, преимуществами децентрализованной, самоорганизующейся социальной системы являются: облегчённая возможность принятия решений теми, кто ближе всего к проблеме; стимуляция инициативы; активный взаимообмен и кооперация членами общества; малое число иерархических ступеней в управлении; повышенная ответственность и самоконтроль.

Таким образом, обеспечение стабильного развития социальной системы может быть достигнуто следующим образом:

· Самоорганизация элементов социальной системы, в рамках определённых самим обществом, обеспечивает её стабильность по аналогии с биологическими системами.

· Определение целей и формулирование правил самоорганизации самим обществом создаёт условия для его целенаправленного развития, что невозможно в природных системах.

· Подчинение системы управления самой социальной системе обеспечивает возможность адаптации и динамическую стабильность в процессе развития. Здесь важно заметить, что стабильность отнюдь не противоречит развитию, а подразумевает сохранение системой целостности, её основополагающих характеристик и в т.ч. способности к развитию.

5.1 Принимаемые решения

Коллектив обладает доступом к максимальному объёму информации и максимальными возможностями для её анализа. Это следует из того, что даже самые выдающиеся представители общества являются его частью, и другие граждане всегда могут внести дополнительный вклад в решение проблемы. Там где требуется дать приблизительную оценку или предсказание, решения принятые коллективом чаше оказываются более правильными по сравнению с отдельным человеком Nelson D., Quick J. Organizational Behavior. West Publishing Company, 1996. C. 164. , например:

· групповое обсуждение порождает приблизительно в два раза больше идей по сравнению с единоличной работой тех же людей Крысько В.Г. Социальная Психология. М.: Омега-Л, 2005. С. 172.,

· многие крупные компании используют тотализаторы среди сотрудников для предсказания цен на комплектующие и спроса на продукцию. Полученные прогнозы оказываются точнее оценок профессионалов из отделов планирования и сбыта Schonfeld E. Why Gambling at the Office Pays // Business 2.0. September, 2006. C. 47-49. ,

· открытое программное обеспечение отличается высоким уровнем защищенности и надёжности, т.к. большое количество программистов-добровольцев имеет возможность изучать исходный код на предмет уязвимости к атакам взломщиков и наличие дефектов Буланже А. Надежность и безопасность: открытый код против закрытого // Открытые Системы, №12, 2005.

;

Таким образом, распределенный разум оказывается мощнее централизованной силы. Применительно к общественной организации, это означает, что абсолютно любой вопрос касающейся народа может быть решен лучше, точнее и справедливее самим народом, а не его отдельными представителями. Далее, особенно важно то, что непосредственно народ, а не выборные представители или иные группы граждан, является лучшим судьей своих сегодняшних интересов и интересов будущих поколений.

По аналогии, группа граждан является лучшим судьёй своих интересов. Это снимает вопрос с возможной «диктатуре большинства» и пренебрежении интересами меньшинства в обществе народовластия - группы граждан вольны в своей самоорганизации если их действия не нарушают интересы большинства, и законы обязательные для всех членов общества.

Неоднозначность человеческих отношений, мнений и желаний в отличие от взаимодействия внутри физических или биологических систем усложняет анализ социальных систем, но не исключает количественного описания. Мнения человека относительно некой социальной проблемы можно рассматривать как оценку этой проблемы. Суммирование оценок высказанных на референдуме (конечно при отсутствии манипулирования мнением народа отдельными группами граждан, см. 4.4 выше) позволит выявить истинное мнение народа. Последующая формализация результатов референдума в виде закона обеспечит: совпадение декларируемых целей развития общества с действительными потребностями граждан; согласие большинства с принятым решением и поддержку мер по его реализации; большую степень понимания гражданами, почему определенное решение было принято.

Проведение референдумов для точного определения позиции народа по всему множеству вопросов общественной жизни является решающим фактором реализации подлинного народовластия и самоорганизации народа. Объективной предпосылкой для этого является наличие информационных сетей, которые создают возможность обмена информацией между всеми членами общества в противоположность одностороннему потоку информации от руководителей к гражданам в традиционных централизованных системах управления. Хотя наличие и использование таких сетей и не является необходимым условием реализации описанной системы народовластия, это существенно повысит эффективность процесса самоорганизации, и в том числе качество и быстроту принятия решений относительно курса развития общества и его корректировки.

5.2 Адекватность системы управления

Одним из ключевых понятий теории управления является «обратная связь» Душин С.Е., Зотов Н.С., Имаев Д.Х. Теория автоматического управления. В.Б.Яковлев Ред. М.: Высшая Школа, 2005. С. 31., подразумевающая корректировку действий системы в зависимости от действительного или ожидаемого отклонения от заданной цели, причём независимо от причины отклонения. Применительно к социальным системам, аналогами каналов обратной связи являются механизмы передачи информации от народа органам власти и контроля за ними с целью постоянной корректировки курса развития общества.

Стабильность общества означает, что вектор его развития определяется только коллективным разумом народа в противоположность попаданию в зависимость от внешних или внутренних манипуляторов общественным сознанием.

Достижение стабильности требует наличие достаточно большого количества разнородных обратных связей в системе управления Мишин В.М. Механизм ответственной власти. Днепропетровск: Центр политического анализа, 2001.. В соответствии с одним из фундаментальных законов кибернетики - законом необходимого разнообразия Эшби У. Введение в кибернетику. М.: Иностранная Литература, 1959. , количество обратных связей должно соответствовать уровню сложности управляемой системы, иначе руководители будут не в состоянии понять происходящее и адекватно реагировать.

Сложность системы определяется количеством составляющих ее элементов и возможных связей между ними. Сложность общества состоящего из десятков и сотен миллионов граждан обладающих свободой общения друг с другом не поддаётся описанию, и становится очевидной невозможность создание централизованной системы управления, которая сможет бесконечно долго оставаться работоспособной и эффективной.

Внутренние системные возмущения, относящиеся к области политической организации общества и политической деятельности (исключая возмущения связанные с экономикой, катастрофами, техническим прогрессом и т.д.) вызваны политически активными гражданами (независимо от того включены они в «официальную» элиту или нет). В масштабах общества, только прямое участие большого количества граждан может обеспечить достаточное количество обратных связей, чтобы компенсировать внутренние системные возмущения, вызываемые ими самими, успешно противостоять внешним воздействиям, и развиваться. Механизмом такого участия являются общенародные референдумы.

5.3 Диалог с критиками

Рассмотрим возможные возражения относительно практической реализуемости и эффективности народовластия.

5.3.1 Народовластие технически невозможно

- Прямое народовластие невозможно в современных условиях из-за большого количества граждан - участников политического процесса, и невозможности собрать и организовать обсуждение среди миллионов граждан.

Невозможность регулярно собрать в одном месте и организовать обсуждение среди миллионов граждан по принципу древнегреческого Народно собрания очевидна Маринович Л., Кошеленко Г., Уроки античной демократии// Античная демократия в свидетельствах современников / Под ред. Л. П. Маринович, Г.А.Кошеленко. М., 1996. С. 318-330.. Однако современное общество располагает возможностями для решения обеих проблем и, как следствие, реализации прямого народовластия.

Существующий и используемый в ограниченном числе стран буржуазной демократии (Дания, Ирландия, Франция, Австрия, Италия, Швейцария) механизм общенародных референдумов позволяет народу выразить своё мнение по важным вопросам общественной жизни (например, утверждение конституции, поправок к ней, или проектов актов текущего законодательства) Халипов В.Ф. Кратология. Ось-89, 2005. С. 366-367.. Таким образом, отпадает необходимость в сборе всех граждан в одном месте с целью голосования. Использование электронной системы голосования посредством Интернета позволит проводить референдумы по широкому кругу вопросов без обязательного посещения избирательных участков, т.е. с минимальными затратами ресурсов и времени голосующих.

Контроль ограниченной группы граждан над средствами массовой информации в странах буржуазной демократии делает невозможным равное участие всех заинтересованных граждан в обсуждении вопросов выносимых на референдум. Переход информационной власти в руки народа (см. 4.4 выше) означает, что граждане имеют приблизительно равные (зависящие лишь от личных способностей) возможности по донесению своего мнения до других граждан. Очевидно, что мнение отдельно гражданина высказанное в Интернете не будет услышано всеми гражданами (за исключением случаев когда ему также выпал жребий дающий возможность выступить по телевидению, радио или в центральной печати) (см. 4.4 выше). Однако если группа граждан разделяет и пытается донести свою точку зрения до других граждан, количество граждан которые услышат эту точку зрения пропорционально количеству её сторонников. Иными словами, в обществе народовластия сила информационного воздействия в поддержку определенной идеи/точки зрения пропорциональна количеству граждан её поддерживающих (в отличие от буржуазной демократии где сила информационного воздействия пропорциональна финансовым ресурсам сторонников пропагандируемой идеи).

- Введение электронных референдумов невозможно из-за отсутствия инфраструктуры, программного обеспечения и неподготовленности голосующих.

На начальном этапе установления народовластия, а также в случае сохранения сомнений относительно надёжности электронной системы, референдумы по наиболее важным вопросам (например, изменение конституции) могут проводиться с использованием традиционной системы бумажных бюллетеней с дублированием «под копирку» (см. 1.1.4 выше). Это позволит проводить независимую проверку результатов голосования на избирательных участках и сравнивать с результатами предоставляемыми центральной избирательной комиссии.

- Электронную систему можно взломать и подтасовать результаты. Можно неправильно зарегистрировать какого-либо человека. Невозможно обеспечить тайну голосования.

Существуют и широко используются информационные технологии позволяющие обеспечить как анонимность голосования, так и невозможность подтасовки результатов референдумов. Надежность этих технологий подтверждается широким использованием электронных систем банковских расчётов Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. Питер, 2001. и успешным опытом проведения голосования по Интернету (например, в Эстонии E-Voting System, The National Election Committee, Tallinn, Estonia, 2005.).

На современном уровне развития информационных технологий, система электронных референдумов предположительно будет иметь следующие характеристик:

· Исходный код программного обеспечения системы электронных референдумов открыт для анализа всем гражданам. Этим достигается высокая защищенность против взлома (большое количество программистов-добровольцев изучающих исходный код на предмет уязвимости к атакам взломщиков означает максимальную вероятность что все лазейки будут найдены и закрыты); и низкий уровень дефектности программного обеспечения Буланже А. Надежность и безопасность: открытый код против закрытого. Открытые Системы, №12, 2005.; и обеспечивается уверенность голосующих что процесс голосования действительно тайный и манипуляция результатами референдума невозможна.

· Граждане получают снабжённые микропроцессором идентификационные карты которые содержат их электронную подпись и позволяют подтвердить их право на голосование. К более надежным способам защиты можно отнести различные биометрические решения: идентификация по отпечатку пальца, сетчатки глаза, биотокам Hamner S. The Best ID: Your Body // Business 2.0. September, 2006. C. 24.

и т.п.

· При автоматизированном подсчёте голосов, электронные подписи и другие данные используемые для идентификации проголосовавших граждан отделяются, и хранятся и обрабатываются отдельно от результатов голосования, так чтобы было невозможно определить как проголосовал каждый конкретный гражданин.

· Граждане могут голосовать несколько раз по одному и тому же вопросу пока голосование не окончено. Таким образом, автоматически создаётся возможность для «постоянного» референдума применимого, например, для оценки деятельности органов исполнительной власти.

- Ничего сам народ не решит. Народ сделает то, что ему навяжут с помощью СМИ.

Абсолютно верно. СМИ играют ключевую роль и пока они находятся в руках буржуазии о подлинном народовластии и речи быть не может. Отсюда и понятие об информационной власти, и необходимости её перехода к народу как о необходимом условии перехода к народовластию.

- Вы были например в селе? в любом? там где свет бывает только несколько часов в сутки... и ТВ показывает 2 программы... и народ занят в свинарнике или на выпасе коров... а мужчины работают с утра до ночи в поле... или тот же токарь, который в школе учился на одни тройки.... у компьютера голосует... каждый день ... не зная и не понимая за что и к каким последствиям это приведет? или народовластие предполагает искоренение всего этого?

В самую точку народовластие предполагает искоренение всего этого.

Проведение электронных референдумов требует наличия соответствующей инфраструктуры и в первую очередь доступ каждого избирателя к Интернету (дома, на работе, в клубе или на почте). Однако использование Интернета не является необходимым условием создания и функционирования общества народовластия. На начальном этапе установления народовластия, и/или при отсутствии стопроцентного доступа к Интернету, перебоев с электроснабжением или связью в отдалённых районах, вполне можно продолжать пользоваться традиционной системой бумажных бюллетеней при проведении голосования только по наиболее важным вопросам (см. 1.1.4 выше).

С технической, финансовой и организационной точек зрения, возможность обеспечения всех граждан доступом к Интернету в короткий срок и таким образом создания условий для более полного реализации народовластия, не вызывает сомнения:

· Налицо существование как информационной сети связывающей миллионы людей в мире, так и возможности создания национального аналога практически полностью независимого от внешнего мира

· Появление очень дешевых (порядка 100 долларов США) компьютеров с ограниченными вычислительными возможностями, но обладающими малым энергопотреблением и высокой надежностью Kirk J. Intel kicks off low-cost PC effort in Mexic// InfoWorld, March 31, 2006., Lemon S. Quanta to build Negroponte's $100 laptop // InfoWorld, December 14, 2005. свидетельствует о вполне приемлемых затратах на полную компьютеризацию страны (конечно при наличии политической воли).

· Распространение сотовой связи и спутникового телевидения, а также снижение энергопотребления до нескольких ватт (что делает возможным использование солнечных, ветряных, термоэлектрических генераторов и даже педальных генераторов Negroponte S.S. Slimmer Linux needed for $100 laptop // CNET Networks, April 12, 2006.) позволит компьютеризовать и соединить с электронной системой голосования все отдалённые районы.

· Электронная система проведения референдумов не потребует посещения избирательных участков и не ограничивает во времени процесс голосования. Это позволяет оперативно проводить множество референдумов по широкому кругу вопросам, с минимальными затратами времени избирателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.