скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право

Особое место в международно-правовой системе принадлежит в доктри-нам международного права. Теория всегда играла существенную роль в юрис-пруденции. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов раз-ных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, созданная в 1873 г. (штаб-квартира в Лон-доне), Института международного права (учрежден в 1873 г. в Брюсселе) и т.д. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - только вспомога-тельное средство для определения норм.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заме-няющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основ-ными способами:

* установлением точного содержания и четкого формулирования уже из-давна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм меж-дународного права в той или иной сфере отношений между государствами;

* изменением или пересмотром устаревших норм;

* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребно-стей международных отношений;

* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях), либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она началась во второй поло-вине прошлого века и целиком была вначале посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая создала механизм для кодификации международного права. Цент-ральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов Комиссии МП были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и кон-сульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодифика-ционной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организа-циями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Между-народным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Же-невских конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных прото-кола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята ав-стрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодифика-цией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассо-циация международного права и Институт международного права.

3. Основные международно-правовые принципы и нормы.

Принципы Международного Права.

Принципы - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание МП и обладающие высшей юридической силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. В рамках МП существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

· неприменение силы или угрозы силой;

· мирное разрешение споров;

· невмешательство;

· сотрудничество;

· равноправие и самоопределение народов;

· суверенное равенство государств;

· добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и регио-нальные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).

Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Деклара-ции о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что прин-ципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:

* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);

* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);

* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания не-которых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными прин-ципы мира и сотрудничества);

* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодей-ствующих элементов;

* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);

* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип не-применения силы).

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление право-вых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: из-бавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соот-ветствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих инте-ресах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно при-нимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Осо-бого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифициро-вано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения Вооруженных Сил государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государ-ством против другого даже без вторжения; актов нападения Вооруженных Сил одного госу-дарства на Вооруженные Силы другого; применения ВС одного государства, находящихся по со-глашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, пред-усмотренных соглашением; продолжения пребывания Вооруженных Сил на территории ино-странного государства после прекращения действия соглашения о их пребыва-нии; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоря-жение другого государства территория использовалась последним для соверше-ния актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого госу-дарства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением прин-ципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в от-ношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствую-щие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения лю-бого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”.

На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.

Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои между-народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли-вость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются при-менение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом со-стояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.

Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегули-рованию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.

Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного прин-ципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономиче-ских, социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступ-ления геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.

Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:

* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедли-вости и всеобщего мира;

* каждое государство обязано содействовать путем совместных и само-стоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;

* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пре-делах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по ка-кому-либо признаку;

* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;

* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходи-мые для обеспечения международно признанных прав человека;

* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нару-шены, эффективные средства правовой защиты;

* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и по-ступать в соответствии с ними.

Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое го-сударство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, ис-полнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмеша-тельства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного ра-венства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международ-ного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверени-тету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу-дарств;

* Территориальная целостность и политическая независимость госу-дарства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели-кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу-дарства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша-тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международ-ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару-шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, ко-торое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, на-ходящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен-ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже-ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете-ние территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформу-лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас-сматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри-ториальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии гра-ницы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязан-ность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим го-сударством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональ-ный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключи-тельном акте СБСЕ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого го-сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине-ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто-летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, на-правленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли-чий их политических, экономических и социальных систем в следующих направ-лениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, куль-турной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверен-ного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред-усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не-возможно обязать государства сотрудничать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.