скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо-собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв-ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима-нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу-дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ-ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде-ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо-лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы-полнения обязательств по международному праву”.

Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некото-рые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Между-народно-правовые нормы делятся:

* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;

* по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющие всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональ-ные (обладающие региональной спецификой и служащих источником для выра-ботки глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусто-ронние отношения);

* по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и диспо-зитивные (допускающие отступления от них по соглашению во взаимоотноше-ниях сторон);

* по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретные пра-вила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);

* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - на обыч-ные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы решений международных организаций (вспомогательные).

Различаются кроме того “жесткие” и “мягкие” нормы МПП. Вторые, в отличие от первых, не порождают четких прав и обязанностей, а лишь дают об-щую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Для подоб-ных норм характерны формулировки типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т.п. Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций.

Политические, организационные нормы. Международная вежливость Обыкновение и традиции МП.

По своей природе полит нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы МП. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых “правил игры”.

Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной полит системы.

Организационные нормы. Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой международная норма, складывающаяся непосредственно в отношениях государств в результате подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила становится обычной нормой международного права.

Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

consensus facit jus - согласие творит право.

Международный договор. Понятие и источники.

Международный договор - основной источник международного права, являющийся по своей правовой природе выражением согласованной воли заключивших его субъектов.

Под международным договором принято понимать соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических и иных отношениях.

Следует учитывать, что термин "международный договор" является родовым понятием, которое подразумевает разнообразные международные соглашения. Последние могут иметь различные наименования и форму: догово, соглашение, конвенция, трактат, коммюнике, декларация, пакт, хартия,обмен нотами,письмама протокол…

В МП не существует норм обязательной формы Д. Венская конвенция 1969г. исходит из заключения, как устных, так и письменных Д., но типична письменная форма.

Действие Д. во времениимеет существенно правовое значение: *срок; *бессрочные; *на неопределенный срок - такой Д. подразумевает, что он может быть прекращен в одностороннем порядке (хотя раньше было иначе - право денонсации). Существует процедура промульгации - продление срока действия Д.

Так например, политические Д. - на срок 10, 15, 20, и более лет; экономические - на более короткий срок; + Д. на время выполнения обязательств.

В основе правомерного МД. Лежит принцип суверенного равенства, взаимной выгоды и добровольного волеизъявления сторон. Неравноправные Д. (навязанные силой) не имеют юридической силы с самого начала. Правомерные- подлежат обязательному исполнению.

Прво заключения Д. одно из основных прав государства. От имени государства - глава ( иногда это полномочие делигировано другим лицам).

Проекты МД. Разрабатываются в ходе переговоров (реже по переписке), в настоящее время значительное количество Д. разрабатывается органами ООН и ее специальными учереждениями.

Проект обычно состоит из 3/х частей, составляется на языках подписывающих сторон (все Д. идентичны, и имеют равную силу) . Парафирование - согласование текста Д. Подписание. Д. может иметь приложения и быть открытым для подписания. Время вступлени Д. в силу: дата подписания или иное установленное вр. + момент обмена ратификационными грамотами.

В зависимости от числа участников международные договоры принято делить на многосторонние и двусторонние.

Многосторонними договорами являются: Гаагская конвенция 1954 года по вопросам гражданского процесса, Гаагская конвенция 1961 года, отменяющая требования легализации официальных иностранных документов, Нью-йоркская конвенция 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и многие др. При заключении многосторонних Д. и обмене ратификационными грамотами, государства -участвовавшие в разработке выбириют хранителя «дипозитария», чаще это страна на территории которой проходила конференция, но сейчас это чаще ООН и ее спец. учреждения. Дипозитариев может быть много. Все Д. обязательно регистрируются ( ст.102 Устава ООН) и публикуются.

Любое из государств ратифицирующих Д. может дать свою оговорку. Оговорка - односторонее заявление государства о том, что соглашаясь с Д. в целом оно не считает себя связанным тем или иным положением. Если какое либо государство выступило против оговорки, то между ними Д. действует только в неспорной части.

Примерами двусторонних международных договоров, являются например заключаемые отдельными государствами договоры об оказании взаимной правовой помощи. (Н-р:Д.о дружбе, сотрудничестве, взаимопомощи, нейтралитете и т.д.)

Кроме того, выделяют региональные международные договоры, то есть договоры, заключенные в рамках отдельного географического региона.

Определенный круг международных договоров подлежит ратификации, под которой понимается утверждение договора высшими органами государства и которая является согласием на его обязательность.

Порядок ратификации и перечень договоров, подлежащих ратификации, устанавливаются внутренним законодательством государств.

По общему правилу международный договор не имеет обратной силы. Это значит, что международный договор не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, если только участники не договорились об ином. Так, статья 85 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) содержит норму о том, что "действие настоящей Конвенции распространяется и на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу".

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, выступления государственных деятелей и др.

Основным видом односторонних актов являются обязательства (напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов является признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Следующим видом одностороннего акта являются протест (акт противоположный признанию). Этим актом государство изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия.

Еще одним видом одностороннего акта являются отказ, кот означает, что государство отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер. Особым случаем молчаливого отказа являются эстоппель (estoppel - лишение права возражения), кот был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, кот положилась на эти действия и вела себя соответственно.

Государства - основные субъекты международного права.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель-ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко-торое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъект-ность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Обладают - дееспособностью.

Основным субъектом МПП является государство. Государство имеет: суверенную власть, население, определенную терри-торию. Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верхо-венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су-ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно-шений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия го-сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но-сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов МПП - принципа суверенного равенства.

Основные права и обязанности государства.

Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств. Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в дела других государств.

Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать.

Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов.

Юрисдикция государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распор законными средствами. Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

В силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории. В силу личного верховенства - ограниченную юрисдикцию в отношении своих граждан за рубежом.

Иммунитет государства. Юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных МП. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного государства и его собственность. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета. Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти.

Существенное значение имеет содержание понятия “государство” в плане иммунитета, от него зависит круг органов и лиц, пользующихся иммунитетом.

Так, например, в решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, “действует ли иностранное государство в порядке осуществле-ния своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права”.1

С точки зрения международной правосубъектности государств важен во-прос об их территориальном устройстве. Государства по этому критерию делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство считается субъектом МПП в целом. Такого рода государства могут предоставлять своим частям некоторую долю автономии в международных контактов (например, в развитии связей между городами-побра-тимами, между органами самоуправления и т.д.).

Сложные государства могут существовать в форме федераций или уний. Федерация - государственное объединение территориальных единиц, пользую-щихся политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в пер-вую очередь конституцией. В качестве субъектов международного права члены федерации могут выступать только в том случае, если законодательство признает за ними такое качество (право от собственного имени заключать меж-дународные договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). В большинстве своем члены федераций не выступают самостоятельно на внеш-ней арене, что отразилось в Межамериканской конвенции о правах и обязанно-стях государств 1933 г.: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом”. В то же время существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним отно-сятся ФРГ, Швейцария, Австрия.

К сложным государствам относят также унии. Реальная уния - это резуль-тат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся госу-дарства вместе со своим суверенитетом теряют и международную правосубъект-ность. Один из примеров реальной унии - сирийско-египетская уния 50-х гг. По мере развития реальная уния может быть как унитарным, так и федеративным государством. Личная уния - не сложное государство, а союз двух и более госу-дарств под властью одного монарха. При этом сохраняется правосубъктность каждого из участников личной унии.

Конфедерация - международно-правовое объединение государств, предпо-лагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполити-ческой и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубъектность обладают ее члены. История показала, что конфедерация, как правило, сравнительно недолговечная или переходная модель международно-правового образования. Она или распа-дается или постепенно трансформируется в федерацию с единой международной правосубъектностью, примером чего могут служить США 1776-1787 гг., Германия 1815-1866, Швейцария 1818-1848 гг.

Как субъект МПП государство обладает следующими правами:

* право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ-ным правом иммунитетов;

* равноправие с другими государствами;

* право на коллективную и индивидуальную самооборону против воору-женного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:

* воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

* воздерживаться от разжигания междоусобица на территории другого го-сударства;

* уважать права человека;

* устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;

* решать все свои споры с другими субъектами МПП только мирными средствами;

* воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори-альной целостности и политической независимости или иным образом, несовмес-тимым с МПП;

* воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры пред-упреждения или принуждения;

* воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;

* добросовестно выполнять свои обязательства.

Институты международно-правового признания и правопреемства

Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намеренно поддерживать с ним официальные отношения.

Другой формулировкой признания является следующее: международно-пра-вовое признание - институт, на основе которого существующие государства или международные организации устанавливают официальные или неофициальные, полные или неполные отношения с вновь возникающими субъектами международ-ного права.

Третьей формулировкой может служить такое утверждение: признание - односторонний акт государства (субъекта международного права), посредством ко-торого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации, выражается согласие государства с юридически значимыми и междуна-родно-правомерными действиями других государств или иных субъектов междуна-родного права.1

Признание имеет широкое распространение в междуна-родно-правовых отношениях, поскольку создает нормы обычного права. Госу-дарства признают юридические факты и ситуации, действия в значительном числе случаев путем молчаливого согласия.

Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой, акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МПП играет ре-шающую роль в его международно-правовом правовом статусе (например, при-дает новому государству международную правосубъектность, а правительству - способность представлять субъекта международного права в межгосударствен-ных отношениях). Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т.д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое обра-зование приобрело наконец международную правосубъектность.

Декларативная теория исходит из того, что признание не означает прида-ние ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возник-новения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам ста-туса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой док-трине.

В качестве адресатов (дестинаторов) признания могут выступать государ-ство, правительство, воюющие и восставшие стороны, организации сопротивле-ния и национального освобождения.

Существует две основных официальных формы медународно-правового признания. Признание де-факто (de facto) означает установление отношений в более узком, а не в полном объеме. Некоторые ученые даже считают, что наступающие при признании де-факто межгосударственные отно-шения носят полуофициальный характер, не влекут юридического оформления, а само признание может быть отозвано .

Признание де-юре (de jure) - полное, окон-чательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Обычно также сообщается о желании установить с ним дипломатические отношения. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъ-ектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель междуна-родного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании - признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу.

В качестве примера можно привести ситуацию с заключением договора после военных дей-ствий на мирной конференции, когда стороны еще не признали друг друга (Парижские соглашения 1973 г. между США и тремя вьетнамскими сторонами).

Самым простым видом международно-правового признания является при-знание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все госу-дарства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возник-шее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Орга-низации американских государств говориться: “Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независи-мости, на обеспечение своей безопасности и процветания...”(ст.9).

Таково формально-юридическое основание международно-провового при-знания. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудни-чества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.

Тем не менее в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъ-ектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях:

** при раз-делении старого государства - международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств - международного права,

**при самоопре-делении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции.

В первых двух случаях как правило речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании.

** В третьем варианте от имени государства может выступать правительство,

** в четвертом - какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у су-ществующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впро-чем, 3 и 4 варианты - спорны, в любом случае очень многое зависит от политических факторов - степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера меж-дународных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.

Признание правительства обычно сопутствует признанию данного госу-дарства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях - при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства.

Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Первая - “доктрина Тобара” (эквадорского дипломата) - относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в лати-ноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным револю-ционным путем. Вторая концепция - сформулированная в 1930 г. “доктрина Эс-трада” (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как “одобрение” их действий, а населением страны - как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отно-шений.

Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового призна-ния является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства ино-странным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).

Только юридически признанное правительство может претендовать на го-сударственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т.д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.

Еще одним видом международного признания может быть признание орга-нов национального и освободительного движения. Признание “восставших” означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о при-знании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем и здесь акт признания в не-малой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего - от реаль-ной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т.е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего госу-дарства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие зна-чительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эф-фективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

Исторически преходящие формы государственности, способов государ-ственного сосуществования различных народов поднимают часто вопросы пра-вопреемства государств. В начале 90-х годов за полтора года на политическую карту было нанесено 21 новое государство. Несмотря на то, что возникновение новых или обновленных государств - процесс в большей степени социальный и политический, международно-правовое регулирование здесь также играет весо-мую роль.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанно-стей от одного государства к другому имеет именно территория. “Момент пра-вопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную терри-торию.

Правопреемство возникает:

* при объединении существующих государств;

* при разделе государств;

* при отделении части государства;

* при переходе части территории одного государства к другому госу-дарству.

Несмотря на достаточно частое в истории явление возникновения новых или обновленных государств-субъектов международного права, на практике не существует единых норм, регулировавших бы вопросы правопреемства. В основ-ном они регламентируются общим международным правом, основанном на обы-чае. Отсутствие согласия у государств по данным весьма сложным вопросам при-вели к тому, что две соответствующие конвенции, выработанные в рамках ООН и принятые на дипломатических конференциях, не были ратифицированы госу-дарствами и наверное не скоро вступят в силу. Речь идет о Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государ-ственных архивов и государственных долгов 1983 г. Тем не менее обе эти конвенции являются ценным источником, в котором содержатся общепринятые принципы правопреемства государств.

Основными принципиальными моментами, зафиксированными в данных конвенциях, является первичность соглашения между заинтересованными сторо-нами по вопросам о правопреемстве перед статьями конвенций и возможность применения положений этих документов только по отношению к тому правопре-емству, которое не противоречит целям и принципам ООН (отвергается, в част-ности правопреемство как следствие агрессии, оккупации и т.д.).

В связи с распадом СССР в настоящее время между государствами СНГ заключен ряд соглашений, регулирующих вопросы правопреемства: Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляю-щих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении госу-дарственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта. Все эти документы датированы 1992 годом.

Правопреемство в отношении договоров зависит в большой степени от основания для его возникновения. При объединении государств любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объеди-нившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если нет иного соглашения между ними. Частым явлением при этом бывает при-менение этих договоров в соответствующих регионах - бывших государствах-предшественниках, как это, например, практиковалось в Объединенной Араб-ской Республики (Египет + Сирия), в которой соответствующая статья была за-фиксирована даже в конституции 1958 г. Отличие может составлять практика объединения ФРГ и ГДР, когда договоры последней были сохранению, либо пе-ресмотру, либо аннулированию, тогда как международные соглашения первой сохранили свою силу и распространили ее на территорию ГДР.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой договор остается для каждого из них в силе, если они не договорились о другом. Правда, здесь возможен и другой вари-ант. Если одно из вновь образовавшихся государств претендует с согласия остальных на статус государства-предшественника, то остальные отделившиеся части могут быть квалифицированы как “новые государства” и их правопреем-ство по отношению к долгам будет определяться по-другому.

Существенной спецификой обладают вопросы правопреемства в связи с распадом СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говориться: “С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советский Социали-стических Республик прекращает свое существование”. Эта же Декларация га-рантировала выполнение участниками СНГ международных обязательств, выте-кающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Участие стран СНГ во всех договоры, представляющие взаимный интерес, определяется спецификой каж-дого конкретного случая. То есть государство само решает, в какой степени и в какой форме находится ли тот или иной договор а пределах его интереса и пред-принимает соответствующие правовые действия. Однако имеется также ряд со-глашений, по которому круг участников существенно ограничен. Прежде всего - это соглашения по военным вопросам. Подобного рода соглашения не затраги-вают непосредственные интересы всех участников СНГ, которые не являются преемниками СССР в этих вопросах. Так, например, в связи с заключенным в 1991 г. Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР дислоцированы, подписали вместе с США Лис-сабонский протокол от 23 мая 1992 г. к этому договору.

Положение СССР как великой ядерной державы и связанные в связи с этим его обязательства и после распада не выступили в качестве объекта раз-дела между государствами-преемниками. Именно поэтому в вопросах правопре-емства после распада СССР возобладала концепция “Россия - генеральный пра-вопреемник СССР”, с которой в общих чертах согласились и участники СНГ, и мировое сообщество, результатом чего стало занятие Россией места постоянного члена Совета Безопасности ООН, которое до распада занимал СССР. Конти-нуитет России однако не лишает правопреемства остальные независимые госу-дарства, образовавшиеся на территории бывшего Союза СССР.

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отно-шении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом, целями или коренным обра-зом изменило бы условия его действия.

При правопреемстве в случае образовании независимого нового госу-дарства после освобождения от колониальной и другой зависимости действует принцип tabula rasa (“чистая доска”), зафиксированный в Венской конвенции 1978 г. Он означает, что “новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником исключительно в силу того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства госу-дарств”(ст.16). Таким образом гарантируется освобождение от неравноправных договоров, навязанных бывшей колонии со стороны метрополии. В отношении многосторонних договоров новое независимое государство имеет право путем уведомления определить свой статус. Если же речь идет о договоре с ограни-ченным количеством участников, то участие в нем нового независимого госу-дарства возможно только с согласия членов данного соглашения.

В качестве общего принципа правопреемства в отношении государственной собственности действует правило перехода государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику без компенсации (ст. 11 Венской конвенции 1983 г.). Наиболее просто решаются вопросы правопреемства при объединении государств. В этом случае государственная собственности го-сударств-предшественников переходит к государству-преемнику (ст.16). Для бо-лее сложных случаев Венская конвенция 1983 г. предусматривает взаимное со-глашение, а в отсутствие такового - предлагает свои правила:

* недвижимая государственная собственность государства-предшествен-ника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства госу-дарств, переходит к государству-преемнику;

* движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

* движимая государственная собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в предыдущем пункте, переходит к госу-дарству-преемнику в справедливой доле (ст.17);

В случае разделения государства-предшественника:

* недвижимая государственная собственность государства-предшествен-ника переходит к государсту-преемнику, на территории которого она находится;

* недвижимая государственная собственность государства-предшествен-ника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-пре-емникам в справедливых долях;

* движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему государству-преем-нику;

* движимая государственная собственность государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в предыдущем пункте, переходит к госу-дарствам в справедливых долях (ст.18),

Во всех случаях отделения или разделения государств не исключается воз-можность справедливой компенсации тем или иным государствам-преемникам.

Правила правопреемства в отношении собственности на ядерное оружие неприменимы.

Международное правопреемство в отношении архивов определяется конвен-цией 1983 г. Под государственными архивами понимается “совокупность доку-ментов любого вида, которые на момент правопреемства государств принадле-жали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому госу-дарству и хранились им в качестве архивов”.

Проще всего дело обстоит в случае объединения государств, когда архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику (ст.20).

В других категориях правопреемства, действует ряд положений, примени-мых во всех случаях:

* государство-предшественник передает государству-преемнику часть своих архивов, которые: а). необходимы для нормального управления террито-рией, являющейся объектом правопреемства государств (“административные архивы”), и б). имеют отношение исключительно или главным образом к терри-тории, являющейся объектом правопреемства государств (“исторические ар-хивы”);

* государство-предшественник предоставляет государству-преемнику имеющиеся в его государственных архивах достоверные сведения, которые ка-саются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необхо-димы для выяснения смысла передаваемых документов;

*государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу и за счет заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории;

* соглашения, заключенные между государством-предшественником и го-сударством-преемником, в том числе и с новым независимым государством, в от-ношении государственных архивов государства-предшественника, не должны наносить ущерба праву этих народов на развитие, информацию об их истории и на их культурное достояние (п.7 ст.28, п.3 ст.30, п.4 ст.31).

При образовании новых независимых государств бывшая метрополия обя-зана была возвратить ему архивы, которые принадлежали зависимой террито-рии, а затем стали государственными архивами метрополии. Кроме того госу-дарство-предшественник должно сотрудничать с государством-преемником в усилиях по возвращению любых архивов, принадлежащих территории, являю-щейся объектом правопреемства государств, и рассеявшихся в период зависи-мости.

Одна из наиболее сложных проблем правопреемства - проблема перехода долгов

При объединении государств, государственный долг государств-предше-ственников переходит к государству-преемнику (ст.39).

При переходе части территории государства переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется со-глашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в спра-ведливой доле с учетом, в частности имущества, прав и интересов, которые пере-ходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.37).

Когда часть или части территории государства отделяются от него и об-разуют государство и государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе, государственный долг государства-предшественника перехо-дит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, иму-щества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.40).

Когда государство-предшественник разделяется и прекращает свое суще-ствование и части его территории образуют одно или несколько государст-пре-емников (если государства-преемники не условились иначе), государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.41).

Статья 38 Венской конвенции регулирует правопреемство в отношении долгов при образова-нии нового независимого государства. В этом случае в качестве основного прин-ципа принят принцип неперехода государственного долга государства-предше-ственника государству-преемнику. Однако не исключается возможность согла-шения о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем опреде-ляется условие, при кортом в таком соглашении может быть предусмотрена воз-можность перехода долга. при этом должен соблюдаться принцип неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

Вопрос о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР регулируется Меморандумом о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызтаном, Молдовой, Рос-сией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными державами из “большой семерки”; Договором о правопреемстве в отношении внешнего долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашением о дополнениях к этому договору от 13 марта 1992 г. В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года 51 страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 188 стран, т.е. почти все страны мира.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них -- Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат -- расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, шестой орган -- Международный Суд -- находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея

Все 188 государств -- членов Организации Объединенных Наций представлены в Генеральной Ассамблее -- своего рода всемирном парламенте, на заседаниях которого рассматриваются самые насущные проблемы человечества.

Совет Безопасности

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и может быть созван в любое время дня или ночи при возникновении угрозы миру. Совет состоит из 15 членов. Пять из них -- Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция -- являются постоянными членами. Остальные 10 членов Совета избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок.

Экономический и Социальный Совет

Действуя под общим руководством Генеральной Ассамблеи, Экономический и Социальный Совет координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. Ежегодно Совет проводит -- попеременно в Нью-Йорке и Женеве -- свою сессию продолжительностью в один месяц. В ходе сессии проводится специальное заседание на уровне министров для обсуждения важнейших экономических и социальных вопросов, а начиная с 1998 года в рамках сессии проводится и этап рассмотрения гуманитарных вопросов.

Совет по Опеке

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением 7 государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости.

Создание ООН - это крупное политическое достижение в области международных отношений и международного сотрудничества.

Цели создания данной организации определены Уставом РРН: *поддержание международного мира и безопасности, *развития дружественных отношений между нациями на основе уважения, принципа равноправия и самоопределения народов, *осуществления м/у сотрудничества во всех областях, *быть центром для согласования наций в достижении общих целей… Организация основана на прогрессивных демократических принципах \мп, организация и ее члены (ст.2 ООН) действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного соблюдения принятых на себя обязательств; решение споров мирными целями и т.д.

Принципы Устава ООН: мирное сосуществование; добрососедских отношений (проявлять терпимость и жить в мире с соседями; признания равенства; совместных действий государств в целях поддержания мира и безопасности; обеспечение равноправия людей, их основных прав и обязанностей; и др.

ООН - открытая для членства организация. Член ООН систематически нарушающий принципы УООН может быть исключен решением ГА ООН, по решению совета безопасности (нет случаев). !! ООН не является и не может быть сверх- или над- государственным образованием; у него нет императивной принудительной силы.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.