скачать рефераты

МЕНЮ


Окружающая природная среда и экологический контроль

Окружающая природная среда и экологический контроль

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ПЛАН

1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды

2. Материальная ответственность за экологические проступки

3. Правовая охрана атмосферного воздуха

1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды.

Экологический контроль -- важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окру-жающей среды от вредных воздействий, функция государственно-го управления и правовой институт права окружающей среды. Ос-новываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право-вую меру. Именно посредством экологического контроля в основ-ном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требова-ний. Меры юридической ответственности за экологические право-нарушения применяются либо в процессе экологического контро-ля, либо с привлечением иных государственных органов.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспече-ния рационального природопользования и охраны окружающей среды -- экологического нормирования, экологической эксперти-зы, экологического лицензирования, экологической сертифика-ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес-кий контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых тре-бований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представ-ляет собой целенаправленную деятельность специально уполномо-ченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Российское административное право выделяет два вида кон-трольной деятельности -- контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отно-шении органов исполнительной власти, предприятий, обществен-ных формирований и граждан.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Гос-стандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических пра-вил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и кара-тельную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъ-екты экологического контроля, зная о возможной проверке соблю-дения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Ин-формационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную инфор-мацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в при-менении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам со-ответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следую-щие виды экологического контроля: государственный, ведомст-венный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля яв-ляется обеспечение выполнения правовых требований по рацио-нальному использованию природных ресурсов и охране окружаю-щей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осу-ществляемый в рамках экологической функции государства госу-дарственный контроль в данной сфере в значительной мере опреде-ляет эффективность данной функции. Потенциально государст-венный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функ-ции государства может использовать не только собственные полно-мочия государственно-властного характера, но и прибегать к под-держке правоохранительных органов -- прокуратуры и суда. Ос-новными мерами административного принуждения при этом явля-ются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), ад-министративной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общест-венного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стади-ях планирования или проектирования этой деятельности, реализа-ции проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государст-венный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природополь-зования.

Соответственно подразделению органов государственного уп-равления природопользованием и охраной окружающей среды органы общей и специальной компетенции государственный эко-логический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осу-ществляется органами общей компетенции, специальный -- орга-нами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля делится на: общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения..

Государственный экологический контроль проводится на опре-деленных принципах. Основные из них -- законность, объектив-ность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Прин-цип законности проявляется в том, что такой контроль могут про-водить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельнос-ти контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполно-моченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического кон-троля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природ-ные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государствен-ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за-конами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законода-тельством, а также рядом специальных подзаконных актов. Зако-ном «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) опреде-лены задачи, органы государственного экологического контроля, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). За-дачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. К специальным актам в рассматри-ваемой сфере относятся:

1) Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны ок-ружающей среды и природных ресурсов РФ и его территори-альных органов, утвержденные приказом Минприроды Рос-сии от 17 апреля 1996 г.;

2) Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной окружающей природной среды и соблю-дением требований экологической безопасности при произ-водстве, использовании, хранении, захоронении радиоак-тивных материалов и источников ионизирующего излуче-ния, утвержденный приказом Минприроды России от 8 ок-тября 1993 г.;

3) Приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершен-ствовании технического и методического обеспечения эколо-гического контроля и использования новых экономических механизмов при осуществлении природоохранной деятель-ности»;

4) Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной зе-мель при проведении земельной реформы»;

5) Положение о порядке осуществления государственными ор-ганами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверж-денное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. и др.

Государственный общий экологический контроль

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представи-тельными органами субъектов РФ, Правительством РФ, прави-тельствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и орга-нами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по про-ведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непо-средственного контроля Президента РФ и опосредованного -- через подразделения его администрации. Непосредственный кон-троль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению эко-логических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, предсе-дателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 14 ав-густа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это -- МВД РФ, Федеральная пограничная служба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра-вительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.

Президентский контроль реализуется также через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольное управление осуществляет контроль за исполнени-ем федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предпи-сания руководителям федеральных органов и главам исполнитель-ной власти субъектов РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и контрольные органы.

Хотя государственный экологический контроль осуществляет-ся преимущественно в системе органов исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружаю-щей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конститу-цией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.

На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Они проявляются в том, то Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ при формировании бюд-жета. В соответствии с Законом «Об охране окружающей природ-ной среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования -- задача Го-сударственной Думы. Важным является также контроль за испол-нением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающим-ся охраны окружающей среды: он относится к совместному веде-нию обеих палат Федерального Собрания РФ. На регулярной осно-ве такой контроль от имени федерального Собрания РФ осущест-вляет специально созданный орган -- Счетная палата. Контроль-ная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным за-коном от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федера-ции». Она, в частности, проводит оперативный контроль за испол-нением федерального бюджета в отчетном году; комплексные реви-зии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспер-тизу проектов федерального бюджета и др. (ст. 9 названного Феде-рального закона).

Контрольные полномочия представительных органов субъек-тов РФ, как правило, шире федеральных. Так, согласно конститу-циям республик Татарстана и Башкортостана представительные органы являются высшими законодательными и контрольными органами. Они контролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов, каковыми являются, в частности, пра-вительства.

Государственный общий экологический контроль осуществля-ют также органы исполнительной власти общей компетенции -- Правительство РФ, правительства субъектов Федерации. Экологи-ческий контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствую-щими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Кон-ституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Пре-зидента РФ, постановлениям правительств.

Администрации краев, областей и других субъектов РФ осу-ществляют контроль за использованием природных ресурсов и ох-раной окружающей среды, радиационным состоянием террито-рий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоя-нием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, нахо-дящихся в собственности субъекта РФ.

Государственный специальный экологический контроль

Государственный специальный (надведомственный) экологи-ческий контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризует-ся, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, пред-приятий, а также граждан по вопросам природопользования и ох-раны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объек-тами этого контроля отсутствует организационная подчинен-ность1.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственно-го надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государствен-ные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

* Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

* Министерство природных ресурсов РФ;

* Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и зем-леустройству;

* Федеральная служба лесного хозяйства России.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и теку-щего. При этом предупредительный контроль осуществляется при-менительно к различным видам экологически значимой деятель-ности и различными способами. Основными из них являются со-гласования с природоохранительными органами, дача ими заклю-чений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроиз-водство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом феде-рального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Соглас-но ст. 25 Закона «О недрах», проектирование и строительство про-мышленных комплексов и других хозяйственных объектов разре-шается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориаль-ного подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может слу-жить участие представителей специально уполномоченных госу-дарственных органов в области охраны окружающей среды в госу-дарственных приемочных комиссиях.

К специфическим способам осуществления предупредительно-го экологического контроля относится также проведение государ-ственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек-тов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проекти-рованию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Полагаем необходимым отметить, что не можем рассматривать Государственную экологическую экспертизу, экологическое ли-цензирование, экологическую сертификацию как способы прове-дения экологического контроля, хотя, и подчеркиваем, что все на-званные меры служат правовыми средствами, имеющими целью обеспечить выполнение правовых экологических требований. Но, как отмечалось, это -- самостоятельные функции государственно-го управления, осуществляемые разными структурными подразде-лениями в системе специально уполномоченных органов, имею-щие собственные правовые основы и собственные процедуры. Не случайно в соответствии с Положением о государственной экологи-ческой экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г., контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы осущест-вляют органы государственного экологического контроля, феде-ральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает в п. б ст. 18, что для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологичес-кой экспертизы направляется территориальным специально упол-номоченным на то государственным органам в области охраны ок-ружающей природной среды (в случае проведения государствен-ной экологической экспертизы федеральным специально уполно-моченным государственным органом в области экологической экс-пертизы), органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, а в случаях, определяемых спе-циально уполномоченным государственным органом в области эко-логической экспертизы, -- банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государствен-ной экологической экспертизы. И именно в этом проявляется пред-упредительный характер государственного экологического конт-роля.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.