скачать рефераты

МЕНЮ


Окружающая природная среда и экологический контроль

Текущий государственный экологический контроль осущест-вляется специально уполномоченными органами на стадии экс-плуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Поскольку в систему специально уполномоченных органов уп-равления природопользованием и охраной окружающей среды

входит ряд министерств и ведомств, необходимо выяснить, в каких сферах они осуществляют контроль.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ок-тября 1996 г. «Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды» на данный Комитет возложено осуществле-ние государственного экологического контроля. Что понимается под экологическим контролем? Его содержание определяется За-коном РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70). Это -- проверка выполнения планов и мероприятий по охране при-роды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Таким образом, Госкомэкология России и ее территориальные органы призваны осуществлять госу-дарственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов. Контроль за использовани-ем и охраной отдельных природных ресурсов осуществляется также природоресурсными государственными органами. Тем самым Правительство РФ планирует дублирование государственного экологического контроля. Однако при этом им не регулируют-ся отношения по координации осуществления государственного экологического контроля в системе специально уполномоченных государственных органов.

Наряду с Законом «Об охране окружающей природной среды», основным нормативным документом, регулирующим контроль-ную деятельность Госкомэкологии РФ, являются Правила осу-ществления государственного экологического контроля должност-ными лицами Министерства охраны окружающей среды и природ-ных ресурсов Российской Федерации и его территориальных орга-нов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля 1996г.

В части осуществления экологического контроля главной зада-чей Госкомэкологии является обеспечение соблюдения всеми юри-дическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и ино-странными лицами) требований природоохранительного законода-тельства, нормативных правовых актов, экологических норм, пра-вил и других нормативных документов по охране окружающей среды. Для повышения эффективности государственного экологи-ческого контроля Госкомэкология России при его осуществлении в пределах своей компетенции обеспечивает:

а) координацию деятельности специально уполномоченных го-сударственных органов РФ в области охраны окружающей среды и их территориальных органов в части осуществления ими государственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов и координацию дея-тельности других министерств и ведомств и их территориаль-ных органов, которые в соответствии с законодательством решают вопросы в области охраны окружающей среды. Коор-динация контрольной деятельности Госкомэкологии РФ е-другими государственными органами регулируется специ-альными актами, к примеру, Соглашением о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государ-ственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования, утвержденное Мин-природы РФ и Роскомнедра от 27 марта 1995 г.;

б) взаимодействие с органами Госсанэпиднадзора, МВД РФ, Прокуратуры РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с общественными объедине-ниями.

На государственных инспекторов по охране природы Госкомэкологии России и его территориальных органов при осуществле-нии государственного экологического контроля возложены сле-дующие обязанности:

1) самостоятельно или во взаимодействии с должностными ли-цами министерств, ведомств, их территориальных органов, выполняющих функции по осуществлению государственно-го контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, и с привлечением в установленном по-рядке специалистов по вопросам охраны окружающей при-родной среды систематически осуществлять проверки хозяй-ственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требо-ваний;

2) принимать меры по предотвращению и устранению экологи-ческих правонарушений и их негативных последствий, при-влечению в установленном порядке юридических и физичес-ких лиц к ответственности за нарушение экологических тре-бований;

3) осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организа-ции и осуществления государственного экологического кон-троля, анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и по-вышению эффективности государственного экологического контроля.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие до-статочного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70). Не-которыми дополнительными правами наделяют их Правила осу-ществления государственного экологического контроля долж-ностными лицами Госкомэкологии России и его территориальных органов.

Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности государственному инспектору по охране природы, в суд или арбит-ражный суд.

Приведенный перечень убеждает в том, что инспектора по охра-не природы Госкомэкологии России обладают необходимым объ-емом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Существенной предпосылкой эффективности государственного экологического контроля служит также адекватное регулирование и соблюдение процедуры принятия государственными инспектора-ми по охране природы мер по предупреждению, выявлению и уст-ранению экологических правонарушений и привлечению винов-ных к ответственности.

2. Материальная ответственность за экологические проступки

При изучении данного вида ответственности важно отли-чать его от имущественной ответственности, предусматриваемой гражданским законодательством. В науке экологического права имущественная ответственность в сфере охраны окружающей среды рассматривается иногда как материальная.

Материальная ответственность заключается в обязанности ра-ботника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине пред-приятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную от-ветственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, при-чиненного экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за причиненный ущерб призна-ется самостоятельным видом юридической ответственности. Поэ-тому работник, независимо от привлечения к материальной ответ-ственности, может быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.

По трудовому праву лица, находящиеся с предприятием, орга-низацией в трудовых отношениях, несут материальную ответст-венность при определенных условиях:

а) наличие прямого действительного ущерба, явившегося ре-зультатом совершения работником экологического правонаруше-ния, поскольку предприятие было вынуждено понести затраты на возмещение причиненного этим правонарушением вреда;

б) противоправность поведения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работником установ-ленного технологического процесса произошел сброс сточных вод," приведший к отравлению рыбы в водоеме);

в) причинная связь между действием (бездействием) работника и причиненным ущербом. Должно быть доказано, что возникший ущерб непосредственно связан с нарушением данным работником

технологического процесса;

г) вина работника в причинении ущерба своим действием или бездействием. Работник признается виновным, если противоправ-ное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Материальная ответственность рабочих и служащих регламен-тируется Кодексом законов о труде РФ, Положением о материаль-ной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный Предприятию, учреждению, организации, другими нормативны-ми актами.

Трудовое законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности работников: ограниченную и пол-ную. При ограниченной материальной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущер-ба, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка (ст. 119КЗоТРФ).

Случаи материальной ответственности, при которых ущерб подлежит возмещению в полном объеме, предусмотрены ст. 121 КЗоТ РФ:

а) когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда, либо работником, находившим-ся в нетрезвом состоянии;

б) когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность, а также в других случаях.

3. Правовая охрана атмосферного воздуха

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. Закон «Об охране атмосферного воздуха» не регулирует отношения по поводу воздуха жилых и производственных помещений. К атмо-сферному воздуху не относится также воздух, находящийся в ком-прессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помеще-ний и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит есте-ственная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незамени-мым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воз-духа в жизни человека подчеркивается, что человек может про-жить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является провод-ником энергии Солнца, служит защитой от губительных космичес-ких излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера -- это среда для удаления газообразных и пы-левидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха являет-ся то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традицион-ные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализи-рован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящего-ся в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми пра-вами территориального верховенства, государственного суверени-тета, исключительным правом на использование атмосферы. В со-ответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация об-ладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами госу-дарственного суверенитета России над своим воздушным простран-ством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пре-делах практически возможного использования воздушного про-странства или практического воздействия на состояние атмосфе-ры. В определенной мере граница действия законодательства опре-деляется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывает-ся при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, «Не признающий» политических границ, образует единую в гло-бальном масштабе среду жизни.

Если в отношении таких природных объектов, как земля, Ведра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулиро-вание использования атмосферного воздуха может быть осущест-влено лишь в самой малой степени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, сооружений и других объектов, а также при создании и совершен-ствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходи-мое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено, приостановлено или запрещено органами, осу-ществляющими государственный контроль за охраной атмосфер-ного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здо-ровье людей, растительный и животный мир.

Хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, атмосферный воздух как природный ресурс эксплуатируется весьма интенсивно. Напри-мер, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементом производственных процессов и иной хо-зяйственной деятельности человека.

Наряду с Законом РСФСР «Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Зако-ном «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и другими нормативными актами.

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состоя-ние атмосферного воздуха оказываются химические, физические и биологические воздействия, законодательство регулирует соответ-ствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромаг-нитные поля), регулируются преимущественно именно в рамках воздухоохранительного права. Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со сто-роны отдельных источников, регулирование размещения источни-ков вредных воздействий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный поря-док вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. Как видно, все это имеет целью предупреждение деградации атмосферы под воздействием человеческой деятельности.

К специфическим требованиям законодательства об охране ат-мосферного воздуха относится регулирование воздействия на пого-ду и климат (ст. 42 Закона «Об охране атмосферного воздуха»). Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могут осуществляться только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов и лишь при усло-вии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на пого-ду и климат. Такие воздействия на погоду проводятся в сельскохо-зяйственных и иных общественно значимых целях -- например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, для стимулирования осадков.

В воздухоохранительном законодательстве регламентируются все виды деятельности, сопровождаемой вредным воздействием на атмосферу, включая:

* размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплу-атацию новых и реконструированных предприятий, соору-жений и других объектов, совершенствование существую-щих и внедрение новых технологических процессов и обору-дования и их эксплуатацию;

* проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок;

* размещение и развитие городов и других населенных пунк-тов;

* применение средств защиты растений, стимуляторов их. роста, минеральных удобрений и других препаратов, приме-нение которых разрешается в народном хозяйстве;

* добычу полезных ископаемых, взрывные работы, размеще-ние и эксплуатацию терриконов, отвалов и свалок.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности:

* не допускается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах кото-рых содержание загрязняющих веществ превышает установ-ленные нормативы;

* не допускается размещение в жилых домах производств про-мышленного характера, а также оборудования, являющего-ся источником повышенного шума и вибрации;

* запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструирован-ных предприятий, сооружений и других объектов, не удовле-творяющих требованиям по охране атмосферного воздуха.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию пред-приятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установлен-ных требований. Они функционируют на основе временно согласо-ванных нормативов выбросов загрязняющих веществ, т.е. допус-кается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

Список литературы

1.Конституция РФ.

2. Научно-практическая конференция « Проблемы экологии Волжского бассей-на и практика применения природоохранительного законодательства». Тверь.

3. Кравченко С. Н. Материальная ответственность в системе охраны природы. Киев: Высшая школа.

4. Закон РФ «Об окружающей природной среде»

5. Экологическое право. Учебник

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.