скачать рефераты

МЕНЮ


Органы исполнительной власти

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов выше-стоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспе-чивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные крите-рии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправ-ления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формиро-вать (учреждать) органы:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру обра-зования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполни-тельной власти и их территориальные органы;

б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положе-ний Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъек-тов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной вла-сти. Например, управление внутренних дел МВД России, дей-ствующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или гла-вами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).

4. По организационно-правовым формам.

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управле-ния);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конк-ретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специаль-ные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти ме-жотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфе-ре деятельности.

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых ак-тов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.

IV. Правительство Российской Федерации

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституцион-ные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные зако-ны, нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнитель-ной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ве-дения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федераль-ным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуще-ствляет исполнительную власть Российской Федерации. Прави-тельство РФ -- это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему ис-полнительной власти в Российской Федерации.

От других федеральных органов Правительство РФ отлича-ется предметом и сферой деятельности. В пределах своих пол-номочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Пре-зидента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конститу-ции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президен-та РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заме-стителей в соответствии с письменно оформленным распреде-лением обязанностей.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют право подавать заявления отставке.

Для членов Правительства РФ устанавливаются определен-ные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в ус-тановленном порядке представлять в налоговые органы сведе-ния о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежа-щем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах госу-дарственной власти, органах местного самоуправления и обще-ственных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и органи-зации контроля за выполнением органами исполнительной вла-сти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппа-рат Правительства РФ, который взаимодействует с Админист-рацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения -- де-партаменты, управления, секретариаты Председателя Прави-тельства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Прави-тельства РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных мини-стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняют-ся Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руко-водства федеральными министерствами и иными федеральны-ми органами исполнительной власти:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавли-вает предельную численность работников их аппаратов и раз-мер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности террито-риальных органов федеральных органов исполнительной влас-ти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Пра-вительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных мини-стерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных орга-нов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ; б)осуществление регулирования в социально экономической сфере;

в) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспе-чение их реализации;

д) реализация права законодательной инициативы.

Законодатель нормативно устанавливает полномочия Прави-тельства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; на-уки, культуры, образования; природопользования и охраны ок-ружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности Рос-сийской Федерации; внешней политики и международных от-ношений.

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия оно определяет порядок принятия своих решений: постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, -- в форме распоряжении Правительства РФ. Постановления распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем.

Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ за исключением поста-новлений, содержащих сведения, составляющие государствен-ную тайну, или сведения конфиденциального характера, подле-жат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародо-вания доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постанов-ления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства-РФ не предус-мотрен иной порядок вступления их в силу распоряжения Пра-вительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть оспорены в суде. Прави-тельство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Основные решения и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа-теля Правительства РФ и федеральные министры должны уча-ствовать в заседаниях лично. В случае невозможности их учас-тия в заседании они информируют об этом Председателя Пра-вительства РФ.

В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституцион-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рас-сматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных воп-росов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.

Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются постоянно действующими совещательными органами.

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума РФ.

Правительство РФ осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ, случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.

Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посред-ством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство РФ в пределах своих полномочий;

а) производит финансирование судов только из федерально-го бюджета и обеспечивает возможность-полного и независимо-го осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Пра-вительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспече-ния сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществле-ния исполнительной власти координирует деятельность орга-нов исполнительной власти субъектов РФ.

Между Правительством РФ и органами исполнительной вла-сти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отно-шения. Они проявляются в прямом организационном подчи-нении органов исполнительной власти субъектов РФ федераль-ному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных ре-шений. Особенно важно взаимодействие этих органов испол-нительной власти при осуществлении ими полномочий по пред-метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъек-тов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполни-тельной власти субъектов РФ либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.

V. Федеральные органы исполнительной власти

Конституция РФ устанавливает систему органов исполни-тельной власти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Консти-туции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведений Российской Федерации относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организаций системы органов государственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных законов исполнительной власти не принят, поэтому не устанавливает своими указами Президент РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.