скачать рефераты

МЕНЮ


Правоохранительные органы РФ

В частности, к таким положениям можно отнести некоторые пункты раздела 2 «Общие обязанности водителей», раздела 3 «Применение специальных сигналов», раздела 4 «Обязанности пешеходов», раздела 5 «Обязанности пассажиров».

Отдельные статьи ПДД, касающиеся порядка движения, также затрагивают права и обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Это относится к некоторым статьям раздела 10 «Скорость движения»,11 «Обгон, встречный разъезд», 12 «Остановка и стоянка», 14 «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств», 17 «Движение в жилых зонах», 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств», 21 «Учебная езда», 22 «Перевозка людей», 23 «Перевозка грузов», 24 «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных».

Из «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации….» также следует перенести в проект ФЗ «О дорожном движении» все вопросы, затрагивающие процедуры проведения государственного технического осмотра, основания для запрещения эксплуатации транспортных средств, а также обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из той же юридической логики, в проект ФЗ «О дорожном движении» необходимо включить нормы, касающиеся требований по обеспечению безопасности движения в процессе его организации, медицинского обеспечения дорожного движения, условий получения права на управление транспортными средствами, оснований для прекращения действий этого права, требований по подготовке водителей и обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. В настоящее время часть таких норм содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», однако требуется большая работа по доведению их до приемлемого уровня.

Много вопросов вызывает п.2.3.3. «Правил…», согласно которому водитель обязан предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством; а так же медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни. При этом не регламентируется порядок предоставления водителем транспортного средства для указанных целей, каким именно сотрудникам и на основании каких документов и условий должно предоставляться транспортное средство. Обойден этот вопрос и в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Очевидно, такая норма необходима, но она должна быть установлена с учетом статей 35 и 55 Конституции РФ и исключать возможность проявления волюнтаризма.

«Правила…» вводят бланкетную ному режима труда и отдыха водителей. Кроме того, статьей 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Однако, такой режим на сегодняшний день нашим законодательством не установлен, а нормы Трудового кодекса регулирующие продолжительность рабочего времени, не применимы к регулированию труда водителей.

Организация дорожного движения это процесс комплексный и сложный. Организация дорожного движения должна включать изучение и прогнозирование транспортных потоков, подготовку схем развития территорий с формированием транспортных коммуникаций с оптимальным распределением транспортных потоков, планированием мест размещения остановок и стоянок автотранспорта, создание и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения, совершенствование, а не строгое применение действующей нормативной базы и, наконец, создание соответствующих структур на федеральном, региональном и местном уровне, ответственных за организацию дорожного движения, которых у нас в стране (за исключением гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Ростов-на-Дону, Екатеринбурга), пока нет.

С учетом новаций Градостроительного кодекса в новом законопроекте следует предусмотреть обязанность проектировщиков включать в состав проектной документации на строительство и ремонт дорог раздел “Безопасность дорожного движения”, и определить ответственность всех участников инвестиционного процесса за соответствие проекта требованиям безопасности дорожного движения.

Несмотря на большое количество принятых нормативных актов, целый ряд важных вопросов, касающихся организации дорожного движения, в настоящее время остается вне сферы правового регулирования.

Следствием несовершенства законодательства в этой области следует считать отсутствие установленных федеральным законом норм, регулирующих порядок остановки транспортных средств, порядок и процедуру их задержания и доставки на штрафную площадку, порядок и права должностных лиц на досмотр транспортных средств.

Необходимо законодательно урегулировать вопросы стоянки и парковки в городах, установить особый порядок движения общественного транспорта, а также создать необходимые условия для работы дорожно-эксплуатационных служб в условиях заторов.

Законом следует установить ответственность соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления за состояние безопасности дорожного движения на находящихся в их ведении дорогах.

Требуется законодательно установить порядок введения различных ограничений на движение по дорогам. Сегодня, например, на отдельных мостах, на автодорогах стоят знаки, ограничивающие нагрузки на ось или полную массу транспортного средства, исполнение которых ставит водителя в тупик и не предоставляет ему другой альтернативы, кроме нарушения. Во многих случаях не понятно, по каким причинам введено ограничение скоростного режима на дороге.

Следует так же определить порядок установки знаков, ограничивающих скорость движения, чтобы такие ограничения могли вводиться только в обоснованных случаях, а не по волевому решению отдельных должностных лиц.

Кроме того, необходимо установить процедуру и порядок установки знаков, ограничивающих габариты и нагрузки на дороги и дорожные сооружения с обязательным указанием оснований для введения таких ограничений, порядка их введения и оповещения пользователей, указания возможных объездов по пути следования

В условиях нашей страны целесообразно установить обязательные требования использования соответствующих шин в различные периоды года.

В настоящее время большинство параметров автомобильных дорог регулируется государственными стандартами и СНИПами. В связи с предстоящим внедрением Федерального закона «О техническом регулировании», который устанавливает добровольное применение стандартов, многие нормы будут не выполняться или, возможно, будет снижен уровень требований к автомобильным дорогам.

Поэтому особенно актуальным становится законодательное закрепление основных требований к автомобильным дорогам, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. Это положение в полной мере распространяется и на транспортные средства, параметры которых в настоящее время также регулируются государственными стандартами.

В «Правилах…» и указанном выше ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствует регламентация по допуску к движению транспортных средств по условиям экологической безопасности.

Весьма существенным и актуальным следует считать создание норм и правил регулирования дорожного движения, а также определение органов отвечающих за эту работу.

В связи с планируемым вступлением России в ВТО следует принять законодательные нормы, обеспечивающие защиту интересов отечественных перевозчиков. Это в первую очередь должно касаться вопросов взимания дорожных сборов, а также иных вопросов. Решение указанных и целого ряда других вопросов, связанных с регулированием вопросов дорожного движения, должно найти отражение в будущем федеральном законе «О дорожном движении».

В действующих ПДД наблюдается несоответствие некоторых положений требованиям «Конвенции о дорожном движении», которое должно быть устранено на стадии подготовки законопроекта «О дорожном движении».

Например, в отличие от зарубежных норм у нас отсутствует четкая процедура допуска транспортных средств к дорожному движению с учетом предельных осевых нагрузок, габаритов и минимальных радиусов поворотов.

Не установлены обязательные требования по обязательному страхованию временно пребывающим на нашу территорию транспортных средств иностранных государств. Согласно части 3 статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Однако это положение не запрещает на законодательном уровне допуск на автомобильные дороги тяжелых специальных автомобилей, движение которых по обычным дорогам может привести к разрушению дорожных сооружений.

Согласно части 2 статьи 4 «Конвенции…» договаривающиеся стороны принимают также надлежащие меры к тому, чтобы действующие на их территории правила, касающиеся технических условий, которым должны отвечать автомобили и прицепы, соответствовали положениям приложения 5 к настоящей «Конвенции…».

В отличие от международных норм, отечественное законодательство содержит весьма ограниченные требования, касающиеся требований по допуску к движению прицепов, а также установки и использования световых сигналов на автомобилях, Очевидно, этот недостаток следует устранить при подготовке законопроекта.

В отечественных нормах не установлены предельные скорости для автопоездов и тяжелых грузовиков, которые необходимо ограничивать в случаях, когда их масса превышает допустимые нормы. При согласовании таких перевозок допустимые скорости в настоящее время устанавливаются чиновником по своему усмотрению без использования каких-либо критериев.

Статьей 13 «Конвенции…» установлено, что в национальном законодательстве должны быть предусмотрены ограничения максимальной скорости для всех категорий дорог. Кроме того, для некоторых категорий транспортных средств, представляющих особую опасность, в частности вследствие их повышенной массы или нагрузки на ось, в национальном законодательстве должны быть установлены специальные ограничения скорости. Аналогичные положения могут быть предусмотрены в законопроекте также для некоторых категорий водителей, в частности для начинающих водителей.

В наших Правилах дорожного движения установлены предельные скорости лишь для автомагистралей и остальных дорог. В международных документах приняты три класса автодорог: автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги. Каждая из этих дорог обладает своими требованиями к условиям и безопасности дорожного движения, проектируется и строится под соответствующие скорости движения. Очевидно, и в отечественных нормах следует дифференцировать максимальные скорости для трех видов автодорог.

Кроме этого целесообразно установить ограничения скорости для автопоездов и рассмотреть вопрос о различных максимальных скоростях движения в летний и зимний период.

В законопроект следует внести требования «Конвенции…» (статья 30): «любой груз должен быть размещен и в случае необходимости закреплен на транспортном средстве таким образом, чтобы он:

-не подвергал опасности людей и не наносил ущерба государственному, общественному или личному имуществу, в частности не волочился и не падал на дорогу;

-не ограничивал видимости и обзорности, не нарушал устойчивости транспортного средства и не затруднял управления им;

-не производил шума, не поднимал пыли и не вызывал других неудобств, которых можно избежать.

Все вспомогательные приспособления, используемые для закрепления и обеспечения сохранности груза (веревки, цепи, брезент), должны быть туго затянуты и прочно закреплены. Все вспомогательные приспособления, используемые для обеспечения сохранности груза, должны удовлетворять требованиям, предусмотренным в отношении груза».

В будущем отечественном законодательстве следует соблюдать норму статьи 8 «Конвенции…», определяющую требования к водителю, который должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Кроме того, ни в Правилах дорожного движения, ни в ФЗ «О безопасности дорожного движения» не нашли отражения положения статьи 4 «Конвенции..», согласно которой должны приниматься меры к тому, чтобы было запрещено:

-помещать на сигнальном знаке, на его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления; однако если договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения разрешают какой-либо ассоциации, не имеющей целью получение материальной выгоды, устанавливать указательные знаки, они могут разрешать, чтобы эмблема этой ассоциации обозначалась на знаке или на его опоре при условии, что это не затруднит его понимания;

-помещать плакаты, афиши, производить разметку и устанавливать приспособления, которые либо могут быть приняты за сигнальные знаки или другие приспособления для регулирования движения, либо могут снизить их видимость или эффективность, либо ослеплять пользователей дороги или отвлекать их внимание и тем самым ставить под угрозу безопасность дорожного движения;

-устанавливать на тротуарах и обочинах устройства или оборудование, которое может необоснованно затруднять движение пешеходов, и в частности престарелых лиц и инвалидов.

Вопросы эти весьма актуальны для нашей страны. Отсутствие соответствующих законодательных норм привело к тому, что в целом ряде городов (например, в Москве, Санкт-Петербурге и др.) дорожные знаки и указатели тяжело различить из-за массы рекламных щитов и т.п., а по многим тротуарам затруднен проход из-за обилия торговых ларьков и других строений, не имеющих отношения к дорожному движению. Статья 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения не соответствуют положениям приложения 6 поправки в «Конвенцию…», вступившим в силу 28 марта 2006 года, в части установления категорий транспортных средств. В этой связи в новом законопроекте необходимо законодательно закрепить 13 новых категорий и подкатегорий транспортных средств (А, А1, В, В1,ВЕ, С, С1,СЕ, С1Е, Д, Д1, ДЕ, Д1Е) вместо прежних 5 категорий (А, В, С, Д, Е).

Анализ других действующих нормативных правовых актов, регулирующих дорожное движение показывает, что в них используется различный понятийный аппарат, который не всегда согласуется с понятиями, установленными международными нормами.

Это, прежде всего, касается понятий прицеп, механическое транспортное средство и др. В «Правилах…..» нет таких понятий как автомобиль, транспортное средство с прицепом, международное движение и ряда других. Кроме того, в отечественном законодательстве допускаются некоторые различия в толковании отдельных терминов по сравнению с международными нормами.

В отечественных Правилах дорожного движения есть принципиальное отличие в толковании понятия «автомагистраль». Согласно п.1.2. Правил «автомагистраль» - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

В Конвенции о дорожном движении термин "автомагистраль" означает:

- дорогу, специально построенную и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не обслуживает придорожных владений (за исключением отдельных мест или во временном порядке),

- имеет для обоих направлений движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;

- не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями ни с пешеходными дорожками;

-специально обозначена в качестве автомагистрали;

Не совсем корректно понятие "тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. В данной редакции не ясно, каким элементом является элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, в случае, если он отделен от проезжей части, например барьером. Можно привести много примеров подобного рода.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации - 42 термина, в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» - восемь. Но дело не только в количестве. Термины Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не стыкуются с другими законодательными актами. Например, термин «транспортное средство» по-разному толкуется в ПДД, в КОАП, в Налоговом кодексе.

Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование дорожного движения и его безопасность в Российской Федерации в основном соответствует принципам, установленным международными нормативными документами.

Однако на сегодня наша страна относится к тем немногим странам, где до сих пор не принят закон о дорожном движении. В настоящее время подобные законы приняты в бывших республиках СССР - Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии.

Законы о дорожном движении, в которых регулируются и вопросы обеспечения его безопасности, действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине, Белоруссии, Эстонии. В Испании аналогичный документ называется “Основной закон о движении механических транспортных средств и о безопасности дорожного движения”. В Болгарии, Дании, Испании, Украине, Финляндии закон о дорожном движении является единственным законом, регулирующим отношения в этой сфере.

В Германии отдельно, кроме основного закона - “О безопасности дорожного движения”, действует Кодекс положений о допуске к дорожному движению.

В виде отдельных законов в Швеции существуют законы, которые определяют порядок подготовки водителей и изъятия водительских удостоверений; основные требования, касающиеся автошкол; штрафы за нарушение правил стоянки; принудительную эвакуацию транспортных средств; перевозку опасных грузов; штрафы за превышение максимально допустимого веса.

В Эстонии приняты законы в отношении каждого вида транспорта (общественного, грузового и т.д.), а также закон о дорогах. Отдельными законами также регулируются: нарушения норм административного права; страхование на транспорте; ответственность владельцев или администраторов дорог и участников дорожного движения за содержание, эксплуатацию и охрану дорог, а также стоянку транспортных средств.

Некоторые страны ограничились принятием только правил дорожного движения. Причем обычно они не составляют единого правового акта. Отдельно регулируются правила нанесения дорожной разметки, использования дорожных знаков, применения Закона о механических транспортных средствах (Австрия); правила регистрации автомобилей и связанная с этим учетная документация, техосмотр, светофорное регулирование, нанесение дорожной разметки, дорожное строительство, вопросы пересечения дорог, процедура допуска к движению автомобилей большой грузоподъемности и габаритных размеров (Болгария), правила регистрации механических транспортных средств, их оборудования, выдачи водительских удостоверений, подготовки водителей (отдельно для каждой категории, здесь же содержатся санкции по отношению к инструкторам по вождению); отдельно действует акт о дорожных знаках и сигналах (Дания).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.