скачать рефераты

МЕНЮ


Принципы организации судебной власти

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равно-
правия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все сто-
роны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном - подсуди-
мый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий консти-
туционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим острием
она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что
было свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независи-

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

12

мость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конститу-ционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и неза-висимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не лич-ной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством за-щиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессио-нальный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.

Однако неприкосновенность судей не является абсолютной, что было под-тверждено в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, Суд отметил, что отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Далее, в соответст-вии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд дейст-вий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодатель-ными актами Российской Федерации действия и решения государственных ор-ганов, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж-ностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в суд может быть обжаловано и реше-ние квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбужде-ние уголовного дела, в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его

действий. Наличие такой возможности служит реальной гарантией осуществле-ния конституционного права каждого на судебную защиту, а также прав, преду-смотренных ст. 52 и 53 Конституции РФ. Следовательно, установленный Зако-ном РФ "О статусе судей в Российской Федерации" усложненный порядок воз-буждения уголовного дела в отношении судьи выступает лишь в качестве про-цедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означа-ет освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии дос-таточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законода-тельстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия.

В соответствии с приведенными аргументами Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. постановил, что положения Закона РФ "О ста-тусе судей в Российской Федерации" не могут быть истолкованы как исклю-чающие возможность обжалования в судебном порядке решения квалификаци-онной коллегии судей и препятствующие осуществлению гражданами их прав на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма фактически дублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В ст. 36 и 421 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР указаны наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необхо-димость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия

4

подробно регламентируются законом.

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Общие требования к судьям. Правовое положение судей, их права и обя-занности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополне-ниями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конститу-ционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исклю-чения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями от-мечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определен-ные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче-ской профессии .не менее пяти лет. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридиче-ских подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно со-блюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих пол-номочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что

могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье за-прещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движени-ям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать рабо-ту в дожности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, препода-вательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не со-вершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и по-лучившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лети имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: воз-раст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятна-дцати лет.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими обра-зуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Россий-ской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбит-ражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы су-дей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.

Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и

16

арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, уста-новленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо пред-ставление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Ар-битражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных су-дов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодатель-ными (представительными)- органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государ-ства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители пред-седателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (изби-раются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осущест-вляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требова-ниям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впер-вые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификаци-онные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рас-сматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновен-ности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационно-го класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж-

ного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и дея-тельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Вер-ховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации су-дебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам, Конститу-ция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию кон-ституционных и законодательных норм.

Пониманию того, в каких случаях суду надлежит непосредственно приме-нять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении от 31 октября 1995 г. В этом Постановлении указывается, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматривае-мые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Кон-ституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответ-ствии с законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими

18

правовыми актами: указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ведомств, актами органов местного самоуправления, актами общественных объединений и т. д. Следова-тельно, нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд выступает как главный механизм господства закона, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права.

Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятель-ность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий су-дьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой го-сударства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обес-печению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья име-ет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Осущест-вляются и другие меры по обеспечению условий, необходимых для судебной деятельности.

19

Независимости судей способствует законодательный запрет вмешательства в их деятельность. Всякое такое вмешательство преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находя-щихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для оз-накомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи не-сменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согла-сия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в от-личие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой су-дья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

По общему правилу полномочия судьи не ограничены определенным сро-ком. Исключение составляют судьи районных (городских) народных судов, су-дьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), впервые назначаю-щиеся на свои должности. Они назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Такое правило установлено в целях своеобразного испытательного срока для "нович-ка", в течение которого он должен зарекомендовать себя как полностью соот-ветствующий своей должности.

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

20

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к

уго-

ловной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав
органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или
субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.
Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалифика-
ционной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных зако-ном основаниях, а именно письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении су-дьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди-цинского характера;

совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляю-щего авторитет судебной власти;

вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реоргани-зацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая пред-ставляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновен-ности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется

21

ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть при-влечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом феде-ральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи рас-пространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имуще-ство и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с про-изводством по уголовному делу в отношении судьи.

Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного ми-ра. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запреще-но привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осу-ществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в за-конную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступ-ном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно при-нудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке произ-водства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его лично-сти должен быть немедленно освобожден.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от не-обоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом феде-ральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено

только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответст-вующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу до-пускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Ге-нерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за пра-вонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти тре-буют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных слу-жащих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. М.1998

М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. М. 1998.

Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации".

Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.