скачать рефераты

МЕНЮ


Происхождение государства

Происхождение государства

ПЛАН

  • ПЛАН 1
  • Введение 2
  • 1. Происхождение и сущность государства 3
    • 1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь 3
    • 1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном строе. 4
    • 1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе 4
    • 1.4. Основные закономерности происхождения государства 6
    • 1.5. Теории происхождения и сущности государства 8
    • 1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти 11
    • 1.7. Понятие и признаки государства 12
    • 1.8. Сущность государства 12
  • 2. Формы государства 14
    • 2.1. Понятие и элементы формы государства 14
    • 2.2. Форма правления: понятие, виды 15
    • 2.3. Монархия как форма правления 16
    • 2.4. Республика как форма правления 18
    • 2.5. Форма государственного устройства 20
    • 2.6. Федеративное устройство Российской Федерации 22
    • 2.7. Политический режим: понятие, виды 24
    • 2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика реализации 27
    • 2.9. Соотношение исторического типа и формы государства 29
  • ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 31
  • Введение

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

1. Происхождение и сущность государства

1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь

Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек-тах:

-- как население конкретного государства;

-- как определенный этап исторического развития;

-- как определенный коллектив людей.

Общество как население конкретного государства можно оп-ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).

Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо-хи (например, феодальное общество).

Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов).

Таким образом, общество в широком смысле можно опреде-лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.

Любой более или менее организованной общности людей свой-ственны властные отношения. Власть существует в любом обще-стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак-торов. Существуют различные аспекты трактовки власти1.

В широком понимании власть -- это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия.

Основными компонентами власти выступают:

1) субъект управления;

2) объект управления;

3) средства воздействия;

4) сам процесс реализации власти.

Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при-каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру-ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны-ми, религиозными, и т.д.).

Источниками власти могут выступать: сила, социальное по-ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства-ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла-сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания.

Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова-ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио-нирование данного общества.

1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном

строе.

Первобытное общество -- первый этап организации человечес-кого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты:

-- люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку;

-- средства производства, труд и его результаты были общими;

-- все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественно-го и иного неравенства.

Первоначально люди объединялись в большие группы, пред-ставляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядоч-ные половые связи между его членами. Постепенно возникает бо-лее устойчивая форма организации первобытного общества -- ро-довая община.

Род основывается на кровных связях между его членами, общ-ности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственнос-тью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кро-восмешения и отказа от создания потомства между кровными род-ственниками.

Развитие брачных отношений между представителями различ-ных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким обра-зом, постепенно роды объединяются в более крупные образования -- племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образо-вание племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе

Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе-ния, существовавшие в первобытном обществе.

Для родового строя была характерна первобытная демокра-тия, которая характеризуется:

-- социальным равенством всех членов рода;

-- правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;

-- большой ролью общего собрания рода.

Таким образом, первобытная организация власти имела обще-ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по-литический характер, так как наиболее важные решения принима-ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен-ными органами.

Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред-ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен-ным атрибутом государства.

Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль-ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.

При объединении родов в племя структура власти усложняет-ся, появляются централизованные органы власти -- племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ-лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.

Любой общности людей присуща необходимость регулиро-вания их отношений. В первобытном обществе действовали со-циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле-мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа-лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо-нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.

Обычай -- это исторически сложившееся и вошедшее в при-вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.

Первобытные обычаи характеризуются следующими призна-ками:

1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи-тывались;

2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки;

3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп-равления и подавления не было;

4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.

Выделяют три способа регулирования поведения членов пер-вобытного общества:

1) запреты (например, табу на кровнородственные браки -- «ин-цесты»);

2) дозволения (например, охота на определенной территории);

3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна-ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра-шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро-зой наказания соответствующим божеством.

1.4. Основные закономерности происхождения государства

По вопросу происхождения государства существуют различ-ные мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на пер-вое место те или иные факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию основных закономер-ностей возникновения государства.

Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10--12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий.

Неолитическая революция -- это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1.

Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло круп-ное общественное разделение труда -- появились скотоводство, зем-леделие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повы-шается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собствен-ного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного кла-на, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственно-сти помимо общей -- частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и эконо-мическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, по-являются первые раннеклассовые общества. Естественным резуль-татом является изменение структуры власти, поскольку организа-ция первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда -- со-вершенствование орудий труда -- рост производительности труда -- появление излишков -- частная собственность -- появление клас-сов -- борьба классов -- государство (рабовладельческое). Этот про-цесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государ-стве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основ-ного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появ-ление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельчес-кие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные об-разования складывались на Востоке на рубеже IV--III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янц-зы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совмест-ного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответ-ственно, группа управляемых. Создается сложный организацион-но-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собствен-ности на землю. При этом возникает и государственная форма соб-ственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от соци-ально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный -- уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Типичным считается переход от первобытного строя к госу-дарству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштаб-ных работ по строительству ирригационных сооружений. Органи-зация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальной формой возникновения государственности явля-ется переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не бла-гоприятствовали природные климатические условия, малоплодо-родные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Со-ответственно не сохранилась сельская община, а также обществен-ная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной соб-ственности, рабовладение привели к усилению социального нера-венства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явле-нием для всех государств. Современная наука существенно изме-нила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, опреде-лив рабовладельческое государство как уникальное явление и госу-дарства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

1.5. Теории происхождения и сущности государства

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ-ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо-вания государственности, субъективными идеологическими и по-литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде-ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.