скачать рефераты

МЕНЮ


Происхождение государства

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

-- государство создано Богом, как и весь мир;

-- государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

-- беспрекословное подчинение воле государя;

-- церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь-ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

-- государство возникает в силу общественного договора, за-ключенного между людьми;

-- согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при-обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

-- каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

-- государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще-стве, защиту личности, имущества каждого;

-- государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства -- это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со-циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

-- государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья -- племя -- союз племен -- государство;

-- власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

-- государь -- отец народа, который заботится о своих поддан-ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье -- не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

-- главными факторами, обусловившими процесс происхож-дения государства, выступают военно-политические (завое-вание, насилие, порабощение);

-- государство является результатом завоевания слабого пле-мени другим, более сильным;

-- для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

-- порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве-дет к появлению частной собственности;

-- экономическое господство властвующих приводит к появ-лению классов, сословий;

-- государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи-тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха-рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

-- причины происхождения государства связаны с особеннос-тями человеческой психики;

-- личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

-- одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

-- из власти, основанной на авторитете, возникает государствен-ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз-действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы-ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде-ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

-- государство возникает вследствие проведения крупномас-штабных работ по строительству ирригационных сооруже-ний;

-- организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

-- для проведения строительства необходимо создание цент-рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об-разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир-ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про-ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак-торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери-алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

-- государство возникло в силу социально-экономических фак-торов;

-- общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част-ной собственности и, как следствие, к возникновению клас-сов -- богатых и бедных;

-- первобытная организация власти не способна управлять об-ществом, где существует противоборство классов;

-- государство является результатом раскола общества на клас-сы;

-- государственная власть принадлежит классу богатых;

-- государство по своей сути является машиной, созданной гос-подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео-рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко-номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти

Государственная власть является одной из разновидностей со-циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе-чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при-знаками. Однако государственная власть является особой разновид-ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно-сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ-ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес-кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа-лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ-ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа-лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу-дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име-ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива-ющих исполнение государственно-властных велений;

7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую-щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова-ние государственных органов на основании закона. Государственная власть -- это публично-политическая раз-новидность социальной власти, обладающая качествами верховен-ства и независимости, легитимности и легальности.

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство -- понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля-ется специальным аппаратом управления и принуждения, от-деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу-дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един-ство, верховенство государственной власти на всей террито-рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив-но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро-вать следующее его определение.

Государство -- это публично-политическая организация вла-сти в пределах, определенной территории, обладающая государ-ственным суверенитетом и выступающая официальным предста-вителем интересов своих граждан (подданых).

1.8. Сущность государства

По своей сути государство -- это организация власти. Сущ-ность государства раскрывает предназначение государственной вла-сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ-ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ-ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо-вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас-совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео-далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го-сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре-шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож-ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос-тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо-вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу-дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол-жна учитывать также и классовые интересы.

Правовое государство на современном этапе призвано устра-нить демократическими методами противоборство различных клас-сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф-ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ-ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно-стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Формы государства

2.1. Понятие и элементы формы государства

Важное теоретическое и практическое значение при исследо-вании сущности государства имеет такая категория, как форма го-сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред-ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре-деляет его внутренне устройство, способ организации государствен-ной власти.

Таким образом, если государство -- это организация публич-но-политической власти, то форма государства -- это способ орга-низации публично-политической власти.

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро-сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря-док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на-селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи-мосвязанных ее элементов:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Форму государства определяют как «способ организации по-литической власти, охватывающий форму правления, форму госу-дарственного устройства и политический режим»,

1) форма правления -- это организация государственной влас-ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо-отношения с населением,

2) форма государственного устройства -- это внутреннее тер-риториальное устройство государства, отражающее харак-тер взаимоотношений между государством в целом и его со-ставными частями.

3) политический режим -- это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.

2.2. Форма правления: понятие, виды

Особое место среди элементов формы государства принадле-жит форме правления.

Форма правления представляет собой организацию государ-ственной власти, характеризующую порядок образования государ-ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи-моотношения с населением.

Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави-симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так-же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро-да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.

Современная юридическая наука выделяет два основных спо-соба организации государственной власти, т.е. две формы правле-ния:

1) монархия -- это форма правления, при которой верховная го-сударственная власть полностью или частично осуществля-ется единоличным главой государства и, как правило, пере-дается по наследству;

2) республика --это форма правления, при которой государствен-ная власть осуществляется выборными органами, избирае-мыми на определенный срок и несущими ответственность пе-ред своими избирателями.

Кроме того, проводятся дополнительные классификации го-сударств в зависимости от формы правления.

По способу участия населения в принятии законов различают-ся:

1) формы правления с непосредственным участием населения в принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);

2) формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);

3) формы правления, для которых не характерно участие населе-ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не-которые особые формы правления).

По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:

1) парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);

2) формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от-сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо-нархии и республики.

2.3. Монархия как форма правления

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич-но осуществляется единоличным главой государства и, как прави-ло, передается по наследству.

Основные признаки монархии:

1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства -- монархом;

2) власть, как правило, передается по наследству;

3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по-жизненной;

4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо-нарха;

6) власть монарха признается, как правило, священной;

7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;

8) государство полностью несет расходы на содержание монар-ха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста-вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

-- абсолютные (неограниченные);

-- конституционные (ограниченные).

Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под-разделяются на:

-- дуалистические;

-- парламентские.

Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо-лютную, дуалистическую и парламентскую.

1. Абсолютная монархия характеризуется следующими призна-ками:

-- верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со-средоточены в его руках;

-- отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель-ной и судебной власти;

-- должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;

-- население не принимает никакого участия в законодатель-ной деятельности;

-- отсутствуют политические партии.

Абсолютные монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма правления еще существует в та-ких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего времени существо-вала в Саудовской Аравии.

2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

-- существует определенная двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осу-ществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;

-- монарх имеет обширные возможности влиять на деятель-ность парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует принятие законов (парла-мент, как правило, не имеет права собственной инициати-вы), пользуется правом абсолютного вето в отношении за-конов, принятых парламентом, созывает и распускает пар-ламент;

-- исполнительная власть полностью сосредоточена в руках мо-нарха, он сам формирует правительство, которое ему под-отчетно;

-- правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусмат-ривается право законодательного органа выразить недове-рие правительству, но окончательное решение принимается монархом;

-- парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает не-обходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.

Дуалистическая монархия существует в таких странах, как Иордания, Кувейт, и др.

3. Парламентская монархия характеризуется следующими при-знаками:

-- власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть -- лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений мо-нарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;

-- парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правитель-ство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;

-- монарх созывает и распускает в установленные сроки пар-ламент, утверждает своим актом на должность членов пра-вительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.

2.4. Республика как форма правления

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными орга-нами, избираемыми на определенный срок и несущими ответствен-ность перед своими избирателями.

Основные признаки республики:

-- народ признается источником власти и носителем суверените-та;

-- государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;

-- полномочия высших органов государственной власти ограни-чены определенным сроком;

-- деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государствен-ный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун-кции и обладает в этой связи соответствующими полномочия-ми;

-- должностные лица несут ответственность за принимаемые ими

решения перед своими избирателями.

В зависимости от соотношения полномочий между президен-том и парламентом выделяют президентские, парламентские и смешанны е республики.

1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:

-- президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го-сударства в осуществлении государственной власти;

-- глава государства избирается населением либо коллегией вы-борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

-- президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу-чаях назначает премьер-министра;

-- правительство формируется президентом, иногда с согла-сия парламента, министры не являются членами парламен-та;

-- правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав-ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;

-- парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

-- президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо-жет отрешить президента от должности в случае соверше-ния им преступления, злоупотребления властью;

-- президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при-нятых парламентом;

-- однако наиболее важные вопросы политической жизни стра-ны решаются совместно президентом и парламентом, на-пример объявление войны, и т.д.

Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.

2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

-- действует принцип верховенства парламента, который из-бирается населением;

-- правительство формируется парламентом из числа его де-путатов и несет перед ним ответственность;

-- в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави-тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;

-- существует должность председателя правительства, кото-рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;

-- должность президента номинальная, хотя формально он мо-жет обладать широкими полномочиями;

-- решения президента требуют одобрения со стороны прави-тельства либо парламента, действует так называемый прин-цип «контрассигнации»;

-- президент избирается парламентом либо коллегией выбор-щиков, в редких случаях -- населением;

-- в некоторых странах должность президента отсутствует во-обще.

К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.

3. Смешанная республика характеризуется следующими призна-ками:

-- данная форма правления сочетает в себе признаки прези-дентской и парламентской республик;

-- наряду с «сильной» президентской властью, парламент об-ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;

-- и президент и парламент избираются населением;

-- глава государства -- президент, который назначает на дол-жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);

-- состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;

-- министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат-ством;

-- правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;

-- президент может отправить правительство в отставку, пар-ламент может вынести правительству вотум недоверия;

-- президент в установленных случаях может распустить пар-ламент;

-- парламент может отрешить президента от должности в слу-чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян-дии, Франции, Польше, и др.

2.5. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражаю-щее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства подразде-ляются на:

1) унитарные;

2) федеративные.

Унитарное государство -- это простое, единое, централизо-ванное государство, состоящее из административно-территори-альных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими призна-ками:

-- состоит из территориальных единиц, не обладающих полити-ческой самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;

-- учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоя-тельно решать вопросы местного значения;

-- действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмот-ренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;

-- установлено единое гражданство.

К унитарным государствам относятся Великобритания, Япо-ния, Италия, Испания, и др.

Федеративное государство -- это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определен-ной политической самостоятельностью.

Федеративное государство характеризуется следующими при-знаками:

-- составные территориальные части (субъекты федерации) об-ладают политической самостоятельностью, являясь государ-ствами или государственными образованиями;

-- образуется по трем принципам: национальному, территориаль-ному и национально-территориальному;

-- субъекты федерации делятся на административно-территори-альные единицы;

-- наряду с федеральными государственными органами учреж-даются государственные органы субъектов федерации;

-- наряду с федеральным законодательством действует законо-дательство субъектов федерации;

-- в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;

-- действует принцип двуединого гражданства.

Федеративными государствами являются Российская Федера-ция, Германия, США и др.

В юридической литературе выделяют и иные формы государ-ственного устройства, которые представляют собой союз государств, а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содруже-ство, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной форме государственного устройства.

Конфедерация -- это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедеративная форма государственного устройства харак-теризуется следующими признаками:

-- представляет собой союз государств, а не союзное государство;

-- учреждается на основе договора, заключенного между госу-дарствами-участниками ;

-- носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;

-- в результате либо распадается, либо трансформируется в фе-дерацию;

-- действуют союзные органы, которые не создают единой сис-темы высших органов государственной власти, поскольку каж-дое государство сохраняет свой суверенитет;

-- за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей-цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).

В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ-ством: внутри ее территории не было никаких государственных об-разований, она подразделялась на административно-территориаль-ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде-ление и многонациональный состав России сыграли определяющую

роль в изменении формы государственного единства, и вскоре со-циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ-мом.

Выделяются три основных этапа развития российского феде-рализма2:

1) создание основ социалистического федерализма (1918--1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус-тройстве России (1937--1985 гг.)

3) реформы государственного устройства перед принятием Кон-ституции 1993 г.

На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:

1) республики (21);

2) автономная область (1) и автономные округа (10);

3) края (6) и области (49);

4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики обладают статусом государства, имеют свою кон-ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу-дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель-ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен-ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав-ноправны.

Наряду с федеральными органами государственной власти дей-ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе-дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком-петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во-просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде-ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу-дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен-ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж-ду органами государственной власти Российской Федерации и орга-нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации делятся на административ-но-территориальные единицы.:

1) районы, являющиеся составной частью республики, автоном-ной области, автономного округа, края, области;

2) города республиканского, краевого, областного, а также рай-онного подчинения;

3) городские районы, которые создаются в крупных городах;

4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;

5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, де-ревни, хутора, и т.д.

Кроме того, создаются также национальные районы, закры-тые административно-территориальные образования.

При этом следует отметить, что административно-территори-альное деление имеют только субъекты Федерации, сама же Рос-сийская Федерация делится на государства и государственные обра-зования (субъекты Федерации).

Таким образом, статус Российской Федерации как федератив-ного государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее субъектов строится на основе двух критериев: наци-онального и территориального. Так, республики и автономии орга-низуются по национальному признаку; края, области и города фе-дерального значения -- по территориальному.

Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимо-отношениях с федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус государства, все остальные субъекты Рос-сийской Федерации рассматриваются как государственные образо-вания.

В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Фе-дерации из ее состава.

Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточ-ный уровень самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить целостность и суверенитет Российской Федера-ции. .

2.7. Политический режим: понятие, виды

Составляющим элементом формы государства является поли-тический режим.

В научной литературе по-разному подходят к трактовке поня-тия политического режима. Одни авторы считают понятия «поли-тический режим» и «государственный режим» синонимами, дру-гие рассматривают «политический режим» как более широкую кате-горию. Существует и третья позиция относительно «политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предла-гается использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой» режимы.

Под политическим режимом понимается совокупность при-емов, способов, методов и форм осуществления политической вла-сти.

Политический режим -- это показатель того:

-- кому принадлежит власть в государстве;

-- соблюдаются ли права человека;

-- с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние: сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.

В истории развития государственности существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида поли-тических режимов:

1) демократический;

2) антидемократический.

Антидемократический режим в свою очередь имеет две разно-видности:

-- тоталитарный;

-- авторитарный.

Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:

-- народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;

-- утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельнос-ти государственных органов, признание человека высшей цен-ностью;

-- широкий спектр личных, политических и социально-экономи-ческих прав и свобод признается за всеми гражданами в рав-ной мере, реально действует механизм их реализации, систе-ма конституционных гарантий;

-- государственная власть носит легитимный и легальный харак-тер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;

-- действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;

-- государство содействует развитию рыночных отношений, кон-куренции, частной собственности;

-- действует принцип многопартийности, существует политичес-кая оппозиция (политический плюрализм);

-- признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.

1.. Непосредственная демократия, означающая непосредствен-ное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.

Под выборами понимается избрание гражданами путем голо-сования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе все-общего, равного и прямого избирательного права при тайном голо-совании.

Под референдумом понимается голосование по наиболее важ-ным вопросам государственной и общественной жизни.

2. Представительная (опосредованная) демократия, при кото-рой народ реализует свою власть через выборные представи-тельные органы.

При осуществлении государственной власти народные избран-ники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.

Тоталитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:

-- всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;

-- существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархичес-кой структурой;

-- сращивание партийного и государственного аппарата, возглав-ляемого харизматическим лидером;

-- отсутствие других политических партий, преследование поли-тической оппозиции;

-- формальное провозглашение демократии наряду с фактичес-ким ограничением как политических, так и других прав и сво-бод личности;

-- отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;

-- грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуально-сти и т.п.;

-- пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;

-- полный контроль над средствами массовой информации, жес-ткая цензура;

-- создание образа непримиримого врага, на которого списыва-ются ошибки правящей партии и все беды общества;

-- всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), вы-ражающаяся в существовании огромного военно-промышлен-ного комплекса;

-- наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;

-- полный государственный контроль в сфере экономики: огосу-дарствление всех-форм собственности, стремление к устране-нию частной собственности, конкуренции, рыночных отноше-ний, и т.д.

-- применение командно-административных методов управления;

-- провозглашение господства определенного класса, нации, расы.

Разновидностями тоталитарного политического режима вы-ступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:

-- власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;

-- власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;

-- государственная власть не подконтрольна населению;

-- организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппа-рат;

-- игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провоз-глашена;

-- может быть признано идеологическое многообразие;

-- допускается существование других политических партий, од-нако политическая оппозиция преследуется;

-- ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономичес-ких прав и свобод может характеризоваться фактическим от-сутствием механизма их реализации.

Авторитаризм является переходным режимом между тотали-тарным и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Рез-кий переход от тотального контроля, руководства единой полити-ческой партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сфе-рах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несо-стоятельность политической власти, анархию и установление в ре-зультате новой диктатуры.

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика их реализации

Идея социалистического государства была разработана в тру-дах К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Лени-на. Основная цель марксистско-ленинской теории состояла в осво-бождении человечества от таких явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и равноправными. Со-циальное равенство и независимость от каких-либо форм принуж-дения, свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только путем построения коммунистического об-щества.

Основоположники научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза представляла собой социалистическое государство, с помощью которого можно было достичь высшей фазы -- «полного коммунизма».

Коммунизм представляется бесклассовое общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким уров-нем общественного сознания, отсутствием государственно-право-вых институтов, основанным на системе общественного само-управления.

Социалистическое государство является «полугосударством» и имеет временный характер, поскольку служит переходным эта-пом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистичес-кому обществу. Выражая волю всех трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным «неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств.

Основные положения марксистско-ленинской концепции со-циализма заключаются в следующем1.

1. Социалистическое государство возникает только революцион-ным путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах исторического развития об-щества. Кроме того, развивается идея о всеобщей, мировой социалистической революции, которая носит непрерывный ха-рактер.

2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру про-летариата. Основу государственного аппарата образует еди-ная централизованная система представительных органов, объ-единяющих законодательные и исполнительные функции вла-сти.

3. Социалистическая республика является особой формой прав-ления. Полностью отрицается возможность использования ка-ких-либо элементов капиталистической республики, уничто-жается старый государственный аппарат и формируется совер-шенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяет-ся как «безвластная говорильня, призванная надувать просто-народье».

Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее поли-тическую основу составляет деятельность высших представитель-ных органов власти, организуемых в форме Советов.

4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В про-цессе строительства коммунистического общества и, как след-ствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.

5. Экономика основывается на социалистической системе хозяй-ствования и общественных социалистических формах собствен-ности. Для достижения основной цели социализм вводит пла-новую централизованную экономику при отсутствии конкурен-ции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными.

Социалистическое государство в России прошло в своем раз-витии несколько этапов:

1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;

2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуата-торских классов;

3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической де-мократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Однако в реальности утопическая идея построения бесклассо-вого коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным соб-ственником основных средств производства, обладающим неогра-ниченной властью над трудящимися массами. Формальному про-возглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политичес-кой элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким об-разом, в социалистическом государстве фактически был установ-лен тоталитарный режим.

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства

Под историческим типом государства понимается совокуп-ность общих признаков, выделенных на основе социально-экономи-ческих факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.

Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режи-мы.

1. Восточному типу характерна в основном монархическая фор-ма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой мо-нарх пользуется неограниченной властью, опираясь на воен-но-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство го-сударств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республикан-ская форма правления (некоторые государства Шумера, Ин-дии)1.

2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I--III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления -- в Спарте в V--IV вв. до н.э. и Риме в V--II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V--IV вв. до н.э. (демократи-ческая республика).

3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего раз-вития:

1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовла-дельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общин-ного уклада жизни в феодальном обществе;

2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных полити-ческих образований, децентрализацией власти, и т.д.;

3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ог-раничением власти монарха сословно-представительным ор-ганом;

4) абсолютная монархия, при которой верховная государствен-ная власть полностью принадлежит монарху.

К феодальным государствам с монархической формой прав-ления .относились Россия, Германия и др.

В период феодализма существует и республиканская форма прав-ления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собствен-ность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).

4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание аб-солютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократи-ческих республик (президентских, парламентских, смешан-ных).

5. Социалистическому типу соответствует только республикан-ская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. -- М., 1990.

2) Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. -- М., 1998.

3) Байтт М. И. Политическая власть и государство. -- Саратов, 1972.

4) Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.

5) Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.

6) Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. -- М., 1996.

7) Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.

8) Малько А.В. Теория государства и права. -- М., 2000.

9) Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. -- М., 1996.

10) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995.

11) Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. -- М., 1996.

12) Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. --М.,2000.

13) Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. -- М.,1985.

14) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. -- М., 1995.

15) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.

16) Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. -- М., 1999.

17) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -- М., 1999.

18) Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в Рос-сии. -- М.,1996.

19) Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. -- М.,1994.

20) Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. -- Издательство РГУ, 2000.

21) История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чи-стякова-М., 1999.

22) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде-рации.--М., 1995.

23) Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. -- М., 1998.

24) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995.

25) Чиркан В. Е. Основы государственной власти. -- М., 1996.

26) Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа-ние и форма // Государство и право. 1997, № 1.

Array

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.