скачать рефераты

МЕНЮ


Трудовые пенсии

· гражданам, необоснованно ре-прессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилити-рованным (пункт «и»)

Кроме того, могут быть учтены:

· установленные Героям Совет-ского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжден-ным орденом Славы трех степеней повышения размера пенсии на 100 процентов, но не менее чем на 370 руб. 64 коп., Героям Социалистиче-ского Труда -- на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., -- соответственно каждому полученно-му званию (пункт «а» статьи ПО За-кона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 13.07.2001 г. № 100-ФЗ ,вступившей в силу с в соответствии с Феде-ральным законом от 15.12.2001 г. № 168-ФЗ);

· установленное чемпионам Олимпийских игр повышение раз-мера пенсии на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (пункт «б» статьи 110 Закона от 20.11.1990г.);

· установленное гражданам, на-гражденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, повы-шение размера пенсии на 15 процентов (пункт «в» статьи 110 Закона от 20.11.1990 г.).

Учет компенсационной выплаты и районного коэффициента

Если пенсия исчислена без при-менения ИКП, то в сумме пенсии, исходя из которой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионера, учитывается компенсационная выплата, установленная получателю соответствующей пен-сии, в полном размере. Получателю двух пенсий учитывается одна ком-пенсационная выплата -- та, кото-рая была рассчитана исходя из сум-мы пенсии, принимаемой в качест-ве расчетного размера пенсии.

Также учитывается установлен-ное в соответствии со статьей 112 Закона от 20.11.1990 г. повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, исчис-ленных без ИКП с применением районного коэффициента к зара-ботной плате рабочих и служащих, установленного решениями орга-нов государственной власти СССР или федеральных органов государ-ственной власти. Если установле-ны разные районные коэффициен-ты к заработной плате, учитывает-ся коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных от-раслей.

Сохраняется также установлен-ное повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, назначенных в соответст-вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990 г. в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде пенсионера из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства (независимо от даты выезда) с учетом соответствующего районного коэффициента Предельный размер районного ко-эффициента, с учетом которого при выезде определяется максимальный размер указанной пенсии, составля-ет 1,5.

Для пенсий, исчисленных с при-менением ИКП, лицам, проживаю-щим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к райо-нам Крайнего Севера (а также вы-ехавшим после 01.08.2001г. и имеющим право на пенсию в соответст-вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990г.) учитывается отноше-ние среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зара-ботной плате в стране в повышен-ных в зависимости от районного ко-эффициента пределах (не свыше 1,4; 1,7 или 1.9), согласно статье 7 Закона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ, который вступил в си-лу с 01.08.2001 г. Сумма установлен-ной и исчисленной в этом порядке пенсии также может использоваться при определении расчетного пенси-онного капитала пенсионера.

Учитываемый общий трудовой стаж

В соответствии с п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. под общим трудо-вым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г, учитываемая в календар-ном порядке. В нее включаются те же пе-риоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП (см. таблицу 2.6.)(Приложение 5).

При этом в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях приме-няется порядок исчисления и подтверж-дения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в не-обходимых случаях - заработка застра-хованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государст-венных пенсий и действовал до 01.01.2002г. См. «Пенсия»,2001,№8(59), с.24-27

Учитываемые виды стажа и порядок их подтверждения приведены в таблице (Приложение 5).

Включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

* обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической интернатуре;

* пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных не-приятелем в период Великой Отечест-венной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;

* нахождение в фашистских концла-герях в период Великой Отечественной войны;

* проживание в г. Ленинграде в пери-од его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);

* уход за инвалидом I группы, ребен-ком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пре-старелым, нуждающийся в постоянном уходе по заключению лечебного учреж-дения;

* уход неработающей матери за каж-дым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;

* уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицирован-ными несовершеннолетними детьми;

* проживание жен (мужей) военно-служащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоуст-роиться по специальности в связи с от-сутствием возможности трудоустройства. Воронин Ю.В. Афанасьев С.А. Конвертация из суммы пенсии: практический комментарий к п.6 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Социальное обеспечение.-2002.-№3.-с.42-47

III.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства

Российской Федерации

С 1 января 2003 года вступили в действие за-коны, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраиваю-щие правовое регулирование в данной сфере.

Это в первую очередь законы «О трудовых пен-сиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции» и «О государственном пенсионном обеспече-нии в Российской Федерации», принятые Государ-ственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об уп-равлении средствами государственного пенсионно-го обеспечения (страхования) Российской Федера-ции» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».

Таким образом, при разработке законов, регу-лирующих отношения в сфере пенсионного обеспе-чения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимо-связей.

Внесенные в Государственную Думу Президен-том Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали такое количество недостатков, что после первого чтения в профиль-ный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное коли-чество, к сожалению, было отклонено.

На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является наруше-ние положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменя-ющие или умаляющие права человека и гражданина.

В чем это проявляется?

Прежде всего в самом понятии трудовой пен-сии, которая определяется как выплата в целях ком-пенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица пе-ред установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Дей-ствующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связы-вало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидно-сти и потерей кормильца. Таким образом, закреп-ленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжаю-щих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуще-ствляющему назначение пенсии, по этому основа-нию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов -- Правительство и Пенсионный фонд -- неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискрими-национная неопределенность в законной формули-ровке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пен-сионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях».

Далее, хотелось бы остановиться на новом опреде-лении пенсии по инвалидности, а точнее -- на усло-виях ее назначения. В соответствии с новым законом данный вид пенсии устанавливается при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II и III степени. Однако действующее законода-тельство, в частности Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также поло-жение «О порядке признания лица инвалидом», ут-вержденное Правительством, не содержат понятия степени ограничения способности к трудовой дея-тельности и предусматривают установление I, II и III групп инвалидности. После больших споров опреде-лились, что 2 года инвалидность будет устанавли-ваться по-прежнему, а с 2004 года -- по-новому, но понятие «степень ограничения способности к трудо-вой деятельности» осталось (степени ограничения трудоспособности привязаны к процентам утраты трудоспособности). Здесь также имеет место воз-можность для различного рода ущемления прав граждан, являющихся инвалидами.

Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по под-готовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужа-щего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности.

Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособно-сти или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим перио-дам предшествовала : трудовая или иная деятель-ность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два -- служ-ба в армии и уход за детьми -- будут оплачиваемыми.

Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в за-конах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспе-чения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, по-лучаемых большинством пенсионеров.

С 2002 года изменен существующий порядок, и обязательные пенсионные платежи делятся на две равные части: одна из них по-прежнему будет име-новаться единым социальным налогом (до 14%, в среднем 13%), а другая часть (в том же размере) -- страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Первая часть зачисляется в федераль-ный бюджет и затем передается (не полностью, а лишь частично) в Пенсионный фонд, а вторая часть сразу зачисляется непосредственно в бюджет Пенсионного фонда.

Единый социальный налог в части, зачисляе-мой в федеральный бюджет, будет расходоваться не только на выплату базовой части трудовой пенсии и на повышение ее размера, но и на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на выплату пенсий военнослужащим, их семьям, социальных пенсий и других, выплата ко-торых осуществлялась за счет иных источников фе-дерального бюджета.

Другая часть пенсионных платежей пойдет в страховую часть, которая будет аккумулироваться на персональном счету гражданина и которая в ко-нечном итоге и составит основу для будущей его трудовой пенсии.

По ориентировочным расчетам, средняя страховая часть трудовой пенсии (около 670 руб.) пре-вышает среднюю часть базовой трудовой пенсии (около 450 руб.) примерно на 40%. Следовательно, для выплаты базовой части трудовых пенсий доста-точно социального налога в размере 8% заработка вместо 13%. Реальный объем средств, которые могут быть направлены на выплату текущих трудовых пенсий, сокращается, таким образом, с 26% фонда оплаты труда до 21% (в 2002 году это было примерно 95 млрд. руб.).

С начала 2002 года введены обязательные стра-ховые платежи на накопительную часть трудовой пенсии. Их размер 2% и 6 % (из 14%) для типичных налогоплательщиков при налоговой базе до 100 тыс. руб. в год (такую налоговую базу имеет подав-ляющее большинство застрахованных). При более высокой налоговой базе их размеры снижаются.

Платежи в размере 2% вносятся за застрахован-ных мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин 1957 по 1966 г. рождения. За всех застрахованных 1967 г. рождения и моложе размер этого платежа со-ставляет 6%. Все такие граждане после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) могут рассчитывать на полу-чение накопительной части трудовой пенсии сверх базовой и страховой ее частей. За тех застрахованных, которые старше, страховые взносы в накопительную часть не уплачиваются, и они, следовательно, не вправе претендовать на получение накопительной части трудовой пенсии (их трудовая пенсия равна сумме базовой и страховой частей трудовой пенсии).

Следует отметить, что накопительные пенсионные системы, существуют в ряде зарубежных стран, но не как обязательные, а как добровольные. Взаимоотношения в данной сфере строятся в рам-ках гражданско-правовых отношений.

Введенная в России накопительная система яв-ляется принудительной, что в корне противоречит принципам как гражданского права, так и права социального обеспечения.

В этой связи возникает ряд проблем, затрагивающих не только право социального обеспечения, но и ряд смежных отраслей.

Например, механизм наследования средств накопительной части пенсии не соответствует тому механизму, который прописан в Гражданском кодексе. Вместо четырех очередей наследования предусмотрены лишь первые две. При этом указанные средства фактически исключаются из состава наследства, и соответственно наследники 3-й и 4-й очередей лишаются права на эти средства, что противоречит опять-таки Конституции.

Наиболее проблемным с точки зрения влияния на смежные отрасли законодательства является законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации», принятый в первом чтении.

Само название законопроекта не соответствует его содержанию. По смыслу названия законопроект должен бы содержать нормы, определяющие механизм управления средствами государственного пенсионного обеспечения, т.е. определяющие источники формирования, регулирующие сбор, аккумуляцию, капитализацию, распределение указанных средств и т.п., однако на самом деле из 11 статей проекта лишь 2 посвящены вопросам управления средствами, а остальные так или иначе определяют организацию, полномочия и функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Фактически законопроект является положением о Пенсионном фонде, которому придан статус федерального закона.

Законопроект предусматривает преобразование Фонда в некоммерческую организацию, а его территориальные органы получают самостоятельный статус в форме государственных учреждений. При этом в части статуса территориальных органов законопроект противоречит сам себе. В статье 1 говорится о том, что Фонд и его территориальные органы составляют централизованную единую систему, а в статье 2 -- что территориальные органы Фонда являются юридическими лицами, т.е. самостоятельными субъектами.

Предлагаемые указанным законопроектом меры по преобразованию Пенсионного фонда столь необычны, что потребовалось вместе с ним подготовить законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Фе-дерации в связи с принятием Федерального закона «Об управлении средствами государственного пен-сионного обеспечения (страхования)».

Под «некоторыми законодательными актами» понимаются Бюджетный кодекс, Закон «О государ-ственных пенсиях» и Закон «О некоммерческих организациях». При этом разработчики законопро-ектов не учли, что потребуется внесение изменений также в Гражданский кодекс, в части, касающейся правового регулирования создания некоммерчес-ких организаций, а заодно и в Конституцию Рос-сийской Федерации, в части, касающейся предме-тов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, участие которых в управлении пенси-онным обеспечением не предусмотрено, и возмож-ности передачи полномочий.

Таким образом, проводимая фактически Пра-вительством и Пенсионным фондом пенсионная реформа затрагивает не только профильное законо-дательство, но и правоотношения в сфере конститу-ционного, налогового, бюджетного и гражданскою права. Ради принятия этих законопроектов так или иначе изменяются основные, базовые, акты рос-сийской правовой системы, что неизбежно впос-ледствии повлечет ряд коллизий законодательства. Кроме того, создается опасный прецедент, ведь сле-дом за реформой Пенсионного фонда можно за-няться реформой фондов социального и медицинс-кого страхования, которая также потребует опреде-ленных изменений, которые, в свою очередь, повле-кут новые несоответствия, и т.д.

Считаем, что если бы не было такой спешки в принятии реформенных законов, если бы Прави-тельство и Президент были последовательны в про-ведении мер по реформированию пенсионной сис-темы, то можно было бы реально улучшить положе-ние пенсионеров.

Тема реформы пенсионной системы обсуждает-ся с 1994 года. Единственный основополагающий документ, в котором сформулирована цель пенси-онной реформы, -- Концепция реформы пенсион-ного обеспечения в Российской Федерации, одоб-ренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 790, -- факти-чески отменена программой пенсионной реформы, одобренной постановлением Правительства от 20 мая 1998 года № 463 (с изменениями от 17 сентября 1999 г.), в которой цели реформы вообще не указа-ны. Следствием этого является несогласованность и противоречивость действий государственной влас-ти (в том числе и законодательной) в области пен-сионного обеспечения. В последние годы словом «реформа» обозначились самые разные действия власти, от существенного изменения общественных отношений до косметических реорганизаций орга-нов государственного управления.

Ведь суть любой реформы, в том числе и пенси-онной, заключается в том, что должно быть соответ-ствие целей, задач, программ, с одной стороны, И средств, ресурсов, форм и методов их реализации -- с другой, то есть реформа должна быть тщательно просчитана, продумана, сконструирована и должна приносить позитивные результаты. Эта реформа не принесет людям позитивных результатов, и расчеты не в пользу сегодняшних и будущих поколений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.