скачать рефераты

МЕНЮ


Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

2

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

по теме: ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа выполнена студентом

5 курса, группы № 56

заочной формы обучения

Волковой Мариной Геннадиевной

Преподаватель: К.п.н., доцент

Федюковская М.Г.

Санкт-Петербург

2007 год

ПЛАН РАБОТЫ:

Страницы

Введение.

3 - 5

1.

Понятие, категории и правовые основы статуса иностранцев в России

§ 1. Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации

§2. Содержание понятия «иностранец» в законодательстве Российской Федерации.

6 - 8

6

7 - 8

2.

Особенности правового положения иностранцев в Российской Федерации

§1. Привлечение, прекращение и использование иностранной рабочей силы

§2. Применение труда российских граждан на территории иностранных государств

9 - 14

9 - 11

11 - 14

3.

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

§ 1. Особенности при трудоустройстве на работу

иностранцев в Российской Федерации

§ 2. Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

§ 3. Виды трудовой деятельности, осуществляемые иностранными гражданами и лицами без гражданства

§ 4. Усиление ответственности работодателя за
незаконное привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности

15 - 24

15

16 - 19

19 - 21

22 - 24

4.

Заключение.

25 - 27

5.

Список использованной литературы.

28 - 32

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно в Российскую Федерацию въезжает более 20 миллионов ино-странных граждан. Основная масса прибывает к нам на заработки, причём на одного легально работающего иностранца приходится десять граждан, осу-ществляющих трудовую деятельность незаконно. С каждым годом в Россий-ской Федерации увеличивается количество иностранных работников на рын-ке труда, и с принятием в 2002 г. новой нормативно-правовой базы возникло немало вопросов и сложностей, в частности, с получением разрешений и по-рядком их оформления как у работодателей, так и у органов, занимающихся их выдачей.

Федеральные законы "О беженцах"Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.) и "О вынужденных переселен-цах" Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 18 июля 2006 г.) не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с мас-совым въездом иностранцев в Российскую Федерацию без всеобъемлющего Федерального закона об иностранных гражданах. Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951г.) "Конвенция о статусе беженцев" (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) , вступила в силу 22.04.1954.

Россия присоединилась к Конвенции с заявлением (Постановление ВС РФ от 13.11.1992 N 3876-1). Конвенция вступила в силу для России 01.02.1993.

и Протоколу, касающе-муся статуса беженцев (1966г.) Постановление ВС РФ от 13.11.1992 N 3876-1 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев"

, создало необходимость привести нормы рос-сийского права в соответствие с вышеперечисленными актами. В связи с этим назрела необходимость принятия целого ряда законов, регулирующих порядок въезда и пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без граж-данства, их права и обязанности, ответственность за нарушение российского законодательства, а также иные аспекты миграционных процессов в России.

Правительство РФ и депутаты отмечают отсутствие эффективных пра-вовых механизмов по привлечению к административной ответственности как гастарбайтеров Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изм. и доп. от 18 июля 2006 г.)

, так и работодателей, незаконно использующих труд иност-ранных работников. Согласно действующему законодательству получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников и раз-решений на работу осуществляется работодателем. В этой связи иностранные работники легко становятся добычей недобросовестных работодателей, стре-мящихся к извлечению сверхприбылей, а также криминальных структур. Не-законное привлечение иностранной рабочей силы наносит колоссальный ущерб экономике России, в том числе из-за неуплаты налогов.

Основной целью курсовой работы является проведение на основе изу-чения и анализа нормативно-правовых актов РФ и международной практики, юридической литературы исследования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства прибывающих для ведения трудовой деяте-льности на территории Российской Федерации и возникающих в связи с этим правоотношениях и отличие его от правового положения российских граж-дан. Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения сле-дующих задач:

ь изучение места, роли и правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;

ь определение и классификация иностранных граждан;

ь компетенция и ответственность работодателей;

ь трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства;

ь привлечение, прекращение и использование иностранной ра-бочей силы.

Объектом работы выступили нормативно закрепленное положение иностранных граждан и лиц без гражданства прибывающих для ведения тру-довой деятельности на территории Российской Федерации и находящихся в Российской Федерации на законном основании.

Предметом являются нормы действующего российского законодатель-ства и международные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отно-шения - иностранный работник или иностранный рабо-тодатель), так и в объекте (труд ра-ботника протекает за границей, хотя участ-ники отношения могут принадлежать к одному государству).


§ 1. Классификация лиц прибывающих для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Россий-ской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного госуда-рства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.) Статья 2 «Основные понятия».

Иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного про-живания в РФ.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российс-кой Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностран-ного государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.) Статья 2 «Основные понятия».

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.) Статья 2 «Основные понятия»

, могут работать в РФ наравне с местными гражданами.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут занимать-ся трудо-вой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.) Статья 2 «Основные понятия».

§ 2. Содержание понятия «иностранец» в законодательстве

Российской Федерации

Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обя-занностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязан-ностей носят подвижный характер, изменяются с течением времени под вли-янием многих обстоятельств. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства или лиц с двойным гражданством, постоянно или временно пре-бывающих на территории страны, имеет определенные особенности и спе-циально регулируется законодательством каждого государства.

Конституция РФ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязан-ности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федераль-ным законом или международным договором РФ. Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно отличается от правового статуса граждан РФ.

Особую актуальность приобретают проблемы, связанные с законода-тельным регулированием процесса привлечения и использования в России иностранной рабочей силы. В общем объеме иммиграционных потоков боль-шой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российс-кую Федерацию.

К сожалению, в России до сих пор не принят специальный закон в отношении трудящихся-мигрантов. К тому же Российская Федерация не яв-ляется участником Конвенций о трудящихся-мигрантах Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.)

, принятых под эги-дой таких авторитетных международных межправительственных организа-ций, как Организация Объединенных Наций и Международная Организация Труда. Так же назрела необходимость присоединения к ряду конвенций, ус-танавливающих тот минимальный объем прав, который государство должно предоставить иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящи-мся на его территории.

В России одним из важнейших нормативных актов в этой области выс-тупил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1475 настоящий Указ признан утратившим силу с 15 января 2007 г. и принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007г.)

.

Согласно Указу выдача разрешений на привлечение ино-странной ра-бочей силы и контроль за ее использованием осуществлялось Федеральной миграционной службой РФ по предложениям органов исполнительной влас-ти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов, городов феде-рального значения. Разрешениями устанавливаю-тся квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в це-лом и по группам профессий, нанимаемых работодате-лями для работы.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1. Привлечение, прекращение и использование иностранной рабочей силы Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.)

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Феде-ральная ми-грационная служба РФ. С января 1996 г. работодатели, привлека-ющие работников из стран - участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осу-ществляет контроль за использованием (реализаци-ей) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата - минималь-ный месячной оплаты труда.

Разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без граждан-ства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Фе-дерации. Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, времен-но пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут на-ходиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп. от 10 января 2007 г.) Статья 25.8 Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетен-тного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового догово-ра или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Фе-дерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее реше-ние территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной кар-те.

Федеральный закон Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.)

, как и прежнее законодательство, предусматри-вает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Это означает, что, прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) ра-ботодатель обязан:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гра-жданства разрешения на работу;

- получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностра-нных работников работодателю необходимо обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о необходимости использования иност-ранных работников и лиц без гражданства с приложением подтверждающих документов. В качестве документов, подтверждающих необходимость испо-льзования иностранных работников, могут выступать проект трудового дого-вора либо другие документы, подтверждающие предварительную договорен-ность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намере-нии и условиях привлечения иностранных работников, а также копии учре-дительных документов организации и пр. Обязательно требуется представить заключение территориального органа, ведающего вопросами занятости насе-ления, о целесообразности привлечения в данном случае иностранных работ-ников. Такие заключения должны основываться на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и выдаваться с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, в целях предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан РФ.

В разрешении указывается общая численность привлекаемых иност-ранных работников, срок его действия, основания для выдачи. Работодатель может быть без предупреждения лишен пра-ва пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. При прекращении деяте-льности предприятия или проведения им сокращения чис-ленности или шта-тов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от оконча-ния срока, на который оно было выдано.

§2. Применение труда российских граждан

на территории иностранных государств

Процесс внешней трудовой миграции россиян Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г.)

сопряжен с рядом нега-тивных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие - несбалансиро-ванность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за гра-ницей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально-квалификационной структу-ры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.

Применение труда российских граждан на территории иностранных го-су-дарств может иметь место вследствие возникновения трудовых отноше-ний на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключае-мого с иностранным нанимателем. Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по дого-вору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпри-нимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законода-тельством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм на-шего трудового права.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.