скачать рефераты

МЕНЮ


Возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих

Возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих

25

Возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий в порядке использования международно-правовых процедур

Действия военнослужащих по возмещению вреда, причиненного им в условиях боевых действий, в порядке национального судебного производства не всегда является окончательным этапом защиты их личных прав и законных интересов. Как показывает практика - даже в случае положительного разрешения дела в суде и принятия решения об удовлетворении требований истца (заявителя), последним не всегда удается добиться его реального исполнения ответчиком (публичным органом). Статистика рассмотрения военными судами дел, связанных с возмещением военнослужащим (членам их семей) вреда причиненного их личным правам и законным интересам в условиях боевых действий, свидетельствует о том, что, например, в 2003 году из 23 568 решений судов об удовлетворении упомянутых требований военнослужащих, более 40% не были исполнены в течение года, около 15% - в течении нескольких летр Статистика.

Причины данного явления весьма многогранны - здесь и несогласие органов государственной власти с решениями судов (иногда молчаливое), отсутствие реальной возможности исполнить решение суда (как следствие недофинансирования или избытка подобных решений) или же просто нежелание отдельных должностных лиц подчиняться такому решению.

Указанные обстоятельства позволяют автору сделать вывод о том, что использование всех предусмотренных российским законодательством национальных механизмов (институтов) не гарантирует полную защиту личных прав и законных интересов. Но, к счастью, мировое сообщество, предвидя подобные обстоятельства и действуя в интересах личности, разработало международные механизмы защиты личных прав и законных интересов граждан (военнослужащих).

В их числе деятельность Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Международный военный трибунал, Европейский Суд по правам человека и др. Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 764 - 780.

В настоящее время, по утверждениям многих известных правозащитников, государственных деятелей и обычных граждан Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. № 4. С. 74 - 119., наиболее эффективным международным институтом защиты личных прав и законных интересов обычных граждан (военнослужащих) является Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд), осуществляющий свою деятельность на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (далее - Европейская конвенция), а также регламента Европейского Суда Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163. .

Европейский суд по правам человека - это наднациональный орган правосудия, который с момента создания 21 января 1959 года ознаменовал собой качественно новый этап интеграции правовых систем европейских стран. Как отмечает известный российский ученый А.Я. Сухарев, решения Европейского суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей Сухарев А.Я. .

В соответствии со статьей 15 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом важно отметить, что не все международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные договоры, являются частью российской правовой системы.

Российская Федерация, став 28 февраля 1996 г. полноправным членом Совета Европы, уже в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию и тем самым присоединилась к ее контрольному механизму. С этого момента прецедентная практика Европейского Суда по правам человека стала играть важную роль в российской правовой системе.

Высшие суды Российской Федерации предприняли шаги по включению национальной судебной системы в общеевропейскую систему защиты прав человека. Так, Конституционный Суд Российской Федерации принял большое число постановлений, в которых отражены стандарты европейской системы судебной защиты прав и свобод человека Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2003. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к Конституции Российской Федерации. Избранные права. М.: Институт права и публичной политики, 2002..

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в одном из постановлений указал судам: "Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья I Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод" Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября
2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"..

Согласно части 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты". К весне 2004 года на основании Европейской конвенции в канцелярию Европейского Суда по правам человека поступило около 18 тыс. заявлений (жалоб), поданных против Российской Федерации, в числе которых были и заявления военнослужащих, чьи права и законные интересы были несправедливо ограничены. Только по 10 жалобам приняты постановления по существу, констатирующие нарушения прав граждан, 40 жалоб признаны приемлемыми, то есть, приняты к рассмотрению, по 300 жалобам посланы "коммуникации" (запросы) властям Российской Федерации, около полутора тысяч жалоб ждут своей очереди на коммуникацию. Остальных же заявителей постигло разочарование: в результате длительной процедуры изучения жалоб большинство из них были признаны неприемлемыми по основаниям статьи 35 "Условия приемлемости" Европейской конвенции. По ряду жалоб было установлено отсутствие признаков нарушения Европейской конвенции  Европейский суд по правам человека и Российская Федерация: Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года / Отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. - М.: Норма, 2005 - с. XIII..

При этом, как показал анализ обращений граждан Российской Федерации (военнослужащих) в Европейский Суд одной из главных проблем, с которой сталкиваются и на которую жалуются граждане, является неисполнение судебных решений по гражданским делам, прежде всего в области различного рода выплат и компенсаций.

Так, первое постановление Европейского Суда по России (постановление по делу Бурдова от 7 мая 2002 г., жалоба № 59458/00) касалось длительности судебной процедуры, но не в силу судебных проволочек, а именно ввиду неисполнения судебного решения, что по европейским критериям является незавершенностью процедуры, то есть ее затягиванием (см. также постановление по делу вдовы военнослужащего Петрушко от 24 февраля 2005 г., жалоба № 36494/02 Материалы аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Ноябрь, 2006 г.). Эти прецеденты подвигли Верховный Суд Российской Федерации в вышеупомянутом постановлении Пленума от 10 октября 2003 г. указать, что "по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства"  Европейский Суд по правам человека. Избранные постановления и решения 2002 г.: М.: Юрид. лит., 2004. - С. 345..

Из 500 судебных решений, которые Европейский суд рассматривает или рассматривал в последний год, почти половина касается неисполнения судебных решений, ответчиком (должником) по которым является Российская Федерация. Исполнение таких актов по искам к казне Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета возложено на органы Федерального казначейства, которые в отличие от службы судебных приставов, не имея достаточных сил, средств и методик не обеспечивают эффективное исполнение данной функции Российская газета. 2005. 26 мая..

Решение данного вопроса, по мнению автора, возможно, потребует изменения существующего механизма исполнения судебных решений. Один из вариантов решения проблемы - возложение этой обязанности на службу судебных приставов.

Граждане (военнослужащие) могут подать заявление против действий органов публичной власти государства-ответчика в Европейский Суд, если они считают, что явились жертвой нарушения государством-участником прав, гарантированных Европейской Конвенцией или, в случае смерти такого лица, - его близких родственников. Наряду с этим заявления могут подаваться доверенными лицами жертвы, но не от своего имени, а только от имени человека, который лично пострадал в результате конкретных нарушений прав человека (статья 34). Такими лицами могут быть адвокаты или представители общественных организаций при наличии надлежаще оформленных полномочий. Следует также знать, что заявителем может быть не только гражданин государства - ответчика, но любой человек (иностранец, лицо без гражданства), чьи права были нарушены властями данного государства. При этом предметом рассмотрения в Европейском Суде могут быть заявления о нарушении лишь тех прав человека, которые зафиксированы в Европейской Конвенции по правам человека: право на жизнь, право на справедливый суд, право на защиту от незаконного ареста, пыток и другого бесчеловечного обращения, право на уважение частной и семейной жизни, право на защиту от дискриминации, право на свободу ассоциаций и собраний, свободу совести, выражение своего мнения, на защиту собственности и т.д. Иные нарушения и незаконные действия в компетенцию данного международного судебного органа не входят. К заявлению должны прилагаться все необходимые документы, подтверждающие факты нарушений прав и свобод, ставшие поводом для обращения в Европейский Суд.

Так же необходимо отметить, что обязанность обоснования жалобы в соответствии с Регламентом Европейского Суда лежит на заявителе. Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. № 4. С. 74 - 119.

Заявление представленное в Европейский Суд, может быть составленно на русском языке, как на официальном языке государства - участника Европейской конвенции. Однако официальными языками Европейского Суда являются английский и французский, и соответственно решения выносятся только на этих языках. Вместе с тем, до стадии коммуникации переписка может идти на русском языке, в частности требования об уточнении жалобы, информация о регистрации высылаются заявителю на русском языке, но после коммуникации переписка с заявителем ведется только на одном из официальных языков.

Подача и рассмотрение заявлений не облагаются никакими пошлинами. Кроме того, Советом Европы разработана схема предоставления бесплатной юридической помощи лицам, не располагающим достаточными финансовыми средствами. Такая помощь предоставляется только в случае коммуникации дела правительству. В этом случае заявитель должен заполнить соответствующий формуляр, который затем визируется государственными органами страны Чернышова О.С. Жалобы против России в Европейском Суде по правам человека. // Российская юстиция, № 4, 2002..

Европейский Суд по правам человека является постоянно действующим органом. Заявления о нарушениях прав человека поступают в канцелярию Европейского Суда, который регистрирует их или отказывает в приеме заявлений. После того как заявление считается принятым, а по делу собрана достаточная для рассмотрения информация, назначается судья-докладчик. Европейский Суд решает вопрос о приемлемости жалобы (статья 35 Европейской Конвенции). Большинство дел рассматривается комитетом из 3 судей, которые могут принимают решение о неприемлемости дела (только при единогласной поддержке судьями). Такое решение является окончательным и не подлежит пересмотру.

В случаях, когда по делу встают достаточно серьезные вопросы и для решения вопроса о приемлемости недостаточно только информации со стороны заявителя, палата Европейского Суда в составе 7 судей или Большая палата в составе 17 судей направляет сообщение соответствующему правительству и просит его представить свои замечания по приемлемости и по существу жалобы. При этом Европейский Суд задает правительству вопросы по делу, на которые в течение установленного срока должен быть представлен ответ. Чтобы обеспечить рассмотрение дел в Европейском Суде на условиях равенства сторон, копии коммуникации и ответы правительства направляются заявителю для ответа, а комментарии заявителя - Правительству Российской Федерации (причем, такая переписка может продолжаться длительное время). Если Европейский Суд объявляет жалобу приемлемой, он продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон. Далее Европейский Суд по правам человека выносит решение по существу жалобы. Такая насыщенная процедура отчасти объясняет общие сроки рассмотрения дел в Европейском Суде, которые могут составлять от года до 4-5 лет.

Важным моментом процедуры деятельности Европейского Суда является вопрос о приемлемости обращений в Европейский Суд по правам человека. В Европейской конвенции предусмотрен целый ряд требований, которым должно соответствовать обращение, для того чтобы Европейский Суд признал его приемлемым. Ранее эту функцию выполняла Комиссия по правам человека, которая выносила специальное решение о приемлемости обращения Москаленко  К.С. Общие вопросы процедуры подачи и рассмотрения индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека // Государство и право, 2003. № 7. с. 57.. После вступления в действие Протокола № 11 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод такое решение принимает Суд в первой стадии рассмотрения дела.

Анализ положений Европейской Конвенции позволил автору выделить несколько обязательных условий, соблюдение которых является гарантом рассмотрения дела в Европейском Суде.

В Европейском Суде не принимаются анонимные заявления о нарушениях прав человека (пункт "а" статьи 35.2), а также не принимаются к рассмотрению и заявления, которые ранее по тем же основаниям направлялись на рассмотрение в суды в соответствии с какой-либо иной международной процедурой (пункт "б" статьи 35.2). При этом в статье 37 Европейской Конвенции по правам человека сказано, что Европейский Суд оставляет за собой право принять решение об исключении жалобы заявителя из списка подлежащих рассмотрению дел, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы или спор был урегулирован Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. № 4. С. 74.. Жалоба может быть исключена из списка по любой другой причине, если Европейский Суд установит, что дальнейшее рассмотрение жалобы неоправданно.

Так, в деле "Белкин против Российской Федерации" (жалоба № 12242/03), принятого к рассмотрению в связи с длительным неисполнением решения Белогородского гарнизонного военного суда о выплате Министерством обороны Российской Федерации денежной компенсации по случаю утраты трудоспособности во время несения военной службы на территории Северно-Кавказского региона Европейским Судом было отмечено: "…заявитель был извещен о необходимости представить письменные замечания по приемлемости и существу данной жалобы. До сих пор ответа получено не было, и заявитель не сообщил Европейскому Суду свой новый почтовый адрес, если он изменился. На основании изложенного Европейский Суд приходит к выводу, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы (подпункт "а" пункта 1 статьи 37 Европейской Конвенции). Кроме того, Европейский Суд считает, что соблюдение прав человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, не требует продолжения рассмотрения данной жалобы (пункт 1 статьи 37 Конвенции in fine). Следовательно, пункт 3 статьи 29 Конвенции не применим больше к данной жалобе, и она подлежит исключению из списка дел, рассматриваемых Европейским Судом" Европейский суд по правам человека и Российская Федерация: Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года / Отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. - М.: Норма, 2005 - с. 131..

В деле "Якушкин, Оганесян, Зорин и др. против Российской Федерации" (жалобы №№ 37928/02,3094/03,3941/03 и т.д.), принятого к рассмотрению в связи с длительным неисполнением решений судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского военного окружного суда о возмещении материального ущерба Европейским Судом было отмечено: "…заявители уведомили 30 июня и 7 сентября 2004 года уведомили Европейский Суд о своем желании отозвать поданные ими жалобы. Как следует из документов, представленных сторонами, вовремя невыплаченные заявителям суммы были им выплачены в полном объеме. Более того, власти Российской Федерации выразили готовность выплатить заявителям компенсацию морального вреда за длительное неисполнение судебных решений. Европейский Суд также отметил, что заявители более не намерены добиваться рассмотрения их жалоб по смыслу статьи 37 Конвенции,

Европейский Суд полагает, что соблюдение прав человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, не требует продолжения рассмотрения указанных жалоб.

Таким образом, применение положений пункта 3 статьи 29 Конвенции должно быть прекращено в настоящих делах, и жалобы должны быть исключены из списка жалоб в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 37 Конвенции. Материалы аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Ноябрь, 2006 г.".

При этом Европейский Суд оставляет за собой право продолжать рассматривать жалобу, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных Европейской Конвенцией и Протоколами к ней. Европейский Суд также может принять решение о восстановлении жалобы в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.

Другим важным и обязательным условием рассмотрения заявления в Европейском Суде является то, что заявитель до момента подачи жалобы должен исчерпать все надлежащие и эффективные средства защиты нарушенного права в своей стране (статья 35.1 Европейской Конвенции).

Если Европейский Суд установит, что заявитель еще не исчерпал всех возможностей для защиты своих прав в системе правовых органов той страны, где имело место их нарушение, то он отказывает в приеме заявления. Заявитель вправе вновь обратиться в Европейский Суд по этому же основанию, но после выполнения всех необходимых действий для разрешения своего дела в соответствующих органах страны - нарушителя. Как известно, срок рассмотрения дел в наших судах довольно велик. Поэтому существует опасность того, что в момент получения ответа из последней - надзорной инстанции срок для подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека может быть пропущен. Чтобы этого не произошло, имеет смысл (и это не является нарушением первого условия) подавать жалобу в этот международный орган сразу после получения решения кассационной инстанции.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.