скачать рефераты

МЕНЮ


Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

В прокуратурах субъектов Федерации действуют со-образно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредст-венно подчиняются соответственно прокурорам рес-публик, краев, областей, автономной области, автоном-ных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах -- столи-цах республик, краевых и областных центрах образуют-ся прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особен-ностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва -- прокуратуры кожуунов, а не районов.

В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответствен-но с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов обра-зованы межрайонные прокуратуры, которые осущест-вляют надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и организация органов прокурату-ры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайон-ные прокуратуры, обеспечивающие надзор на террито-рии ряда муниципальных районов, и прокуратуры ад-министративных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры администра-тивных округов осуществляют руководство межрайон-ными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной террито-рии. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

Как уже отмечалось, в систему прокуратуры Россий-ской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транс-портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осущест-вляющие надзор в закрытых административно-террито-риальных образованиях и на режимных объектах.

Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразде-ления входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных окру-гов, прокуратура Ракетных войск стратегического на-значения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокура-тур городов и районов.

Систему транспортных прокуратур возглавляет Уп-равление по надзору за исполнением законов на транс-порте и в таможенных органах Генеральной прокурату-ры Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспорт-ные прокуратуры, имеющие статус районных прокура-тур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог дейст-вуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог -- транспортные прокура-туры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспорт-ные прокуратуры. Так, например, Московской транс-портной прокуратуре подчинены Московская авиа-транспортная прокуратура и Московская речная проку-ратур, которые имеют статус районных.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие над-зор за исполнением законов в закрытых административ-но-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда минис-терств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

В систему этих прокуратур входят: Второе управле-ние Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором Россий-ской Федерации.[4, c.28]

Во всех субъектах Российской Федерации образова-ны межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту ок-ружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждения-ми, организациями, их должностными лицами, обще-ственными объединениями.

В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назна-чаемых судом, функционируют прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются со-ответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, со-блюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

В систему органов прокуратуры входят также науч-ные и образовательные учреждения, являющиеся юри-дическими лицами.

В системе органов прокуратуры Российской Федера-ции имеются один научно-исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это На-учно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокура-туре Российской Федерации, Институт повышения ква-лификации руководящих кадров Генеральной прокура-туры Российской Федерации (Москва), Институт по-вышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Ир-кутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Москов-ской государственной юридической академии, Саратов-ской государственной академии права и Уральской го-сударственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокуро-ром Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допус-каются.

Структура органов прокуратуры выглядит следую-щим образом.

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместите-лей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого за-местителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным про-курором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников и помощников по особым поручени-ям; помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федера-ции от 5 февраля 1996 г. № 12-111 (с последующими изменениями) созданы следующие структурные подраз-деления: Секретариат Генерального прокурора Россий-ской Федерации (на правах управления); Организаци-онно-контрольное управление; Управление кадров; Уп-равление по надзору за исполнением законов и закон-ностью правовых актов; Главное следственное управле-ние (оно включает: Управление по надзору за следстви-ем, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; Организационно-методическое управление; Управле-ние по расследованию особо важных дел; Отдел по надзору за расследованием особо важных дел -- на правах управления; Отдел криминалистики -- на правах управления; Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; Главное управле-ние по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Се-верном Кавказе; Управление по делам несовершенно-летних и молодежи; Второе управление; Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; Управление по надзору за законнос-тью постановлений судов по гражданским делам; Уп-равление по обеспечению участия прокуроров в арбит-ражном процессе; Управление по надзору за исполне-нием законов на транспорте и в таможенных органах; Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; Управление правового обеспече-ния; Международно-правовое управление; Отдел реа-билитации жертв политических репрессий (на правах управления); Центр информации и общественных свя-зей (на правах управления); Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; Отдел писем (на правах управления); Приемная (на правах управления); Первый отдел (на правах управления); Управление делами; Управление делопроизводства; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управ-ления); Отдел безопасности (на правах управления); Главная военная прокуратура.

В составе соответствующих управлений имеются от-делы.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Научно-консультативны и совет для рассмот-рения вопросов, связанных с организацией и деятель-ностью органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Начальники главных управлений, управлений и от-делов на правах управлений являются старшими по-мощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях и отделах уста-навливаются должности старших прокуроров и проку-роров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следо-вателей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор Российской Федерации на-значается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Россий-ской Федерации по представлению Президента Россий-ской Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Фе-дерации").[7, c.97]

Если предложенная Президентом Российской Феде-рации кандидатура на должность Генерального проку-рора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вы-полняет следующие функции:

руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой;

издает обязательные для исполнения всеми работни-ками органов и учреждений прокуратуры приказы, ука-зания, распоряжения, положения и инструкции, регу-лирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реали-зации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также штаты и структуру подчиненных органов и уч-реждений прокуратуры;

назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора и его заместите-лей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров - криминал истов, проку-роров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры Рос-сийской Федерации также назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложен-ных на органы прокуратуры Законом "О прокуратуре Российской Федерации". Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания Российской Федера-ции и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности испол-нения ими своих обязанностей -- один из заместителей Генерального прокурора.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации по его представлению назначаются и осво-бождаются от должности Советом Федерации Феде-рального Собрания Российской Федерации. Распреде-ление обязанностей между ними производит Генераль-ный прокурор Российской Федерации.

Коллегия Генеральной прокуратуры является сове-щательным органом. На заседаниях коллегии рассмат-риваются наиболее важные вопросы работы органов прокуратуры, актуальные проблемы, связанные с орга-низацией надзора и управления, исполнения приказов и указаний Генерального прокурора Российской Феде-рации. Работа коллегии строится на основе планов.

На основании решений коллегии Генеральный про-курор Российской Федерации издает приказы, которые обязательны для исполнения всеми работниками орга-нов и учреждений прокуратуры.

Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокура-туры возглавляют соответствующие прокуроры, кото-рые назначаются на должность Генеральным прокуро-ром Российской Федерации сроком на пять лет.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, при-равненные к ним иные прокуроры подотчетны Гене-ральному прокурору Российской Федерации и освобож-даются им от должности.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, при-равненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязатель-ные для исполнения всеми подчиненными работника-ми, вносят изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах чис-ленности и фонда оплаты труда, установленных Гене-ральным прокурором Российской Федерации. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначае-мых Генеральным прокурором Российской Федерации. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, при-равненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя, заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых проку-рором субъекта Российской Федерации.

Коллегии прокуратур субъектов Российской Федера-ции и приравненных к ним иных прокуратур на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнения при-казов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по осуществлению надзора за исполнением законов, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопро-сы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализиро-ванных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Началь-ники управлений и отделов на правах управлений явля-ются старшими помощниками, а их заместители и на-чальники отделов в составе управлений -- помощника-ми прокуроров субъектов Российской Федерации, назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности.

В указанных прокуратурах устанавливаются долж-ности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отде-лов, старших прокуроров-криминалистов и прокуро-ров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощни-ков, которые назначаются на должность и освобожда-ются от должности прокурорами субъектов Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федера-ции и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. Они назна-чаются на должность сроком на пять лет и освобожда-ются от должности Генеральным прокурором Россий-ской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоя-щим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. В указанных прокуратурах ус-танавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников, проку-роров, старших прокуроров-криминалистов, прокуро-ров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратуре городов -- следователей по особо важным делам) и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним про-куратур, вносят вышестоящим прокурорам предложе-ния об изменении штатной численности своих аппара-тов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности: по собственному желанию; в связи с выходом в отставку; в связи с переводом на другую работу; в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья; в ре-зультате аттестации; в случае совершения преступле-ния, установленного вступившим в законную силу при-говором суда; подругам основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.[8, c. 86]

Заключение

Прокуратура является вторым важнейшим после суда правоохранительным органом государства. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ),следуют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации", а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности.

Список использованной литературы

1. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова.-М.: Юрид. лит., 1998 г.

2. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. Под ред. проф. К.Ф. Гуценко. - М.: Издательство БЕК, 1995 г.

3. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. -М.: Издательство «СПАРК», 1996 г.

4. Клочков В.В. Прокуратура в системе государственной власти // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. -М., 1993

5. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилева. - М.: Юристъ, 1999 г.

6. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"/Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 1996 г.

7. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность/Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д: издательство "Феникс", 1999 г.

8. Закон о прокуратуре (ВВС. 1992. № 8. Ст. 366)

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.