Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него
Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него
Методология науки Теория государства и права. Философские подходы и общенаучные методы науки Теория государства и права
Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.
Теория государства и права использует следующие методы:
1. Общенаучные (задаются используемым философским направлением):
а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;
а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
б) диалектика -- учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;
в) метафизика -- явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.
2. Частнонаучные (общие для конкретной науки):
а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;
б) специальные методы, позаимствованные из других наук -- используются лишь в части исследований;
в) частноправовые -- используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др. ; формально-юридический.
4 Функции науки Теория государства и права Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в науке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.
Прикладная функция теории права и государства связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.
Место среди обществ. наук
Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную природу. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение, в свою очередь, также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:
а) теории права и государства (общая теория права и общая теория государства);
б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);
в) науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и т. д. );
г) науки, изучающие международное право (международное публичное и международное частное право);
д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).
Место теории права и государства в системе юридических наук в частности и в системе наук вообще определяется:
а) ее функциями;
б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.
Место науки Теория государства и права в системе юридических наук
История правовых и политических учений
История правовых и политических учений -- наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. Теория государства и права охватывает лишь современные учения о государстве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права. История государства и права
История государства и права -- наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу. Теория же государства и права изучает государство и право в теоретической абстрактной форме, т. е. общие черты государства и права всех обществ. Отраслевые юридические науки
Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т. е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон.
Общество, его институты и регуляторы
Общество - выделившаяся из природы и неразрывно связ в нею часть материального мира, сущность котор. Заключается в многообразии взаимосвязанных и взаимод-е людей друг с другом в процессе жизнедеятельности. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.
Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты -- племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др. ), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.
Управление, власть и социальное регулирование в первобытном обществе
Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.
Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей. Нормативное регулирование. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т. п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Пути и формы возникновения государства и права
1)восточный путь. Главным фактором выступают земельная община, коллективная собственность, постепенное превращение родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления, а коллективной собственности - в государственную. Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими, т. е выступало организатором производства. 2)западный путь. Главный государствообразующий фактор - классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
Примером может служить Древняя Греция. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба 2 группировок свободных членов родоплеменного общества-патрициев и плебее
Сущность государства, основные теории, классовое и общесоциальное в сущности государства
Сущность государства - качеств внутр основа, характеризующая его внутр свойств и взаимосвязи, определяющие его предназначение и роль в ж. об-ва.
Сущ-ет огр кол-во теорий. К гл теории сущности относятся теологич, договор, органич, психологич, классовую, историко-матер., т. соц гос-ва, теор прав. гос-ва.
1)классовый - в рамках которого государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса
2)общесоциальный - в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп
Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления
Гос. Власть - концентрированное выражение силы и мощи гос-ва, его спос-стью и возможность управлять делами общ-ва, деятельность уч-ков обществ отношений ч/з сист гос. Органов и служащих с использованием методов гос принуждения и убеждения.
Св-ва гос власти:
1Соц характер проявляется в общ отношении
2гос власть-это власть публичная
3полит характер
4суверенитет (независимость)
5легитимность-соц обоснованность, т. е. поддержка принятия вл. Всем обществом либо его большинством.
Основные подходы к типологии государства и права. Типология государств в формационном подходе
Тип государства - взятые в единстве наиболее похожие общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономической формации. По мнению представителей данного подхода именно тип производственных отношений, является фактором общественного развития.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВ:1)эксплуататорские (рабовл., феодальные, буржуазные)- характеризуются наличием частной собственности и непримиримыми противоречиями между классом угнетателей и угнетенных. 2)неэксплуататорские (социал. государство)-на смену частной собственности на средства производства приходит государственная собственность, противоречия между классами перестают носить антагонистический характер, имеет место тенденция к слиянию основных классов и образованию социально однородной общности - советских людей,
Цивилизационный подход к типологии государств
За основу классификации государства и правовых систем берется их причастность к той или иной цивилизации. Цивилизация-это социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Типы государств:1)государства первичной цивилизации - характеризуется существенной ролью государства и соединение государства с религией политико-религиозный комплекс; 2)государства вторичной цивилизации - характеризуется отчетливым различием между гос. властью и культурно-религиозным комплексом, правовое положение главы государства было двойственным-с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна.
В древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.
Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую -- взимание податей; 3) военную -- оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.
Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю -- наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики.
Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др. ).
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной -- огромный шаг вперед по пути социального прогресса.
Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция.
Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений.
Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней -- функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|