скачать рефераты

МЕНЮ


Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него

Решение дела по существу как стадия применения права

- это главная, решающая стадия применения права. Именно в издании на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (приговор суда, приказ руководителя предприятия и т. д. ) проявляется применение права в собственном смысле слова.

Вынесение решения по делу следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это умственная деятельность по оценке собранных доказательств, окончательной юридической квалификации и определении для сторон юридических последствий - прав и обязанностей, меры ответственности виновного. С другой стороны, решение по делу - это документ, в котором закрепляются результаты деятельности по разрешению дела, официально фиксируются юридические последствия.

Правоприменительный акт, как любой документ, имеет свои реквизиты - название, подписи, дата, строгую структуру, в нем используются стандартные юридические конструкции.

Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются специальными юридическими науками, прежде всего процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды

Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или лица, изданный на основе юридических фактов и норм права, содержащий властное индивидуальное предписание и определяющий права, обязанности или меру ответственности конкретных субъектов.

Особенности отличающие правоприменительные акты от иных видов правовых актов:

1) они издаются компетентными органами или должностными лицами;

2) обладают государственно-волевым характером и обязательны для субъектов, которым адресованы;

3) строго индивидуальны, т. е. поименно называют лиц - адресатов;

4) направлены на реализацию требований юридических норм;

5) обеспечиваются государственным принуждением.

Акты применения права многообразны, их можно классифицировать по различным основаниям.

- По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных судебных органов, органов местного самоуправления.

- По способу принятия правоприменительные акты подразделяются на принятые коллегиально (постановление налоговой инспекции о наложении и единолично (распоряжение главы администрации);

- По характеру правового воздействия - регулятивные (приказ о принятии на работу) и охранительные (приговор суда);

- По значимости в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда);

- По формe акты применения делятся на акты-документы (постановление об избрании меры пресечения), акты-резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения), а в некоторых случаях могут иметь устный вид (наложение штрафа за переход улицы в неположенном месте.

Законность: понятие и признаки

Законность - это комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Принципы и требования законности

В качестве принципов законности в литературе выделяют следующие:

а) всеобщность ее требований;

б) верховенство закона;

в) единство (единообразие) законности;

г) гарантированность основных прав и свобод граждан;

д) неотвратимость наказания за совершенное правонарушением,

е) недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления;

ж) связь законности и культурности; и др.

Требования законности:

- 1). всеобщность права;

- 2). единство законности;

- 3). верховенство Конституции и закона;

- 4). равенство всех перед законом;

- 5). наличие юридических механизмов, обеспечивающих реализацию права;

- 6). последовательная борьба с правонарушениями и неотвратимость юридической ответственности;

- 7). правильное и эффективное применение права, недопустимость произвола в деятельности должн. , лиц;

- 8). стабильность, устойчивость правопорядка, эффективность правового регулирования.

1). Всеобщность права, как требование законности, заключается в необходимости развитого, совершенного законодательства - такого порядка, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом; в законодательстве отсутствуют пробелы, противоречия и несовершенства, ведущие к произволу.

2). Единство законности означает единое применение законов и других актов су6ъектами права на всей территории страны. Этот принцип означает также единство прокурорского надзора за законностью, единство судебной политики, недопущения противопоставления местных интересов законам, принятым центральной властью или референдумом при одновременном учете местных условий;

3). Верховенство Конституции и закона означает подчиненность Конституции и закону всех нормативных и индивидуальных актов

4). Равенство всех перед законом есть предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие каких-либо привилегий.

5). Наличие юридического механизма, обеспечивающего реализацию права, способствует строжайшему соблюдению и исполнению обязанностей, беспрепятственному использованию субъективных прав.

6). Законность немыслима без последовательной, активной и решительной борьбы с правонарушениями, неотвратимости государственной реакции на их совершение, юридической ответственности для каждого нарушителя закона. Неотвратимость юридической ответственности предполагает создание таких условий, при которых ответственность за совершенное правонарушение наступает для всех, без какого бы то ни было исключения. Перед законом все должны быть равны.

7). Надлежащее правильное и эффективное применение права, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, устранение волокиты, бюрократизма, субъективизма, наличие ответственности за принимаемые властные решения являются важнейшими средствами достижения законности.

8). Осуществление указанных требований и образует законность, а стабильность устойчивость правопорядка, эффективность правового регулирования выступает одним из ее показателей.

Гарантии законности

Достижение режима законности - сложная задача, для решения которой необходим комплекс экономических, социальных политических, идеологических, организационных, правовых мер, обеспечивающих осуществление требований законности.

Гарантии законности - это совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных средств, обеспечивающих режим законности.

В настоящее время общепризнанным является выделение в системе гарантий двух ее групп:

общие условия обеспечения законности;

специальные (юридические) средства.

1). Общие условия - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование, функционирует правовая система.

Общие условия определяют атмосферу существования и реализации права, его престиж и эффективность и, как следствие, уровень законности.

- экономические - представляют собой материальные условия жизни общества, различные формы собственности, хозяйственную самостоятельность физических и юридических лиц;

- политические - демократизм существующего государственного и общественного строя, политическая система, политический плюрализм, принцип разделения властей;

- идеологические - включают в себя идеологию, правовое воспитание, правовую пропаганду, повышение правосознания и правовой культуры граждан т. п. ;

правовые;

социальные.

2). Специальные средства обеспечения законности - организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан.

Юридические гарантии - специально-юридические средства, “внутренние” юридические механизмы, которые, являясь реальным воплощением в сфере права требований законности, призваны в то же время обеспечивать режим законности.

Правопорядок, понятие, признаки, содержание

Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов).

Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В. В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие».

Основными признаками правопорядка являются следующие: он основан на нормах права, в нем отражаются социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы, он является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности, он формируется при активном участии всех субъектов права, основан на законах, от которых приобретает соответствующие юридические качества и свойства, является завершающей формой всех юридических процессов, он формирует образцы правомерного поведения и оказывает обратное воздействие на законодательство.

Правосознание: понятие, признаки

Правосознание - представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву.

Это находит свое выражение:

- в представлениях о праве, т. е. в правопонимании;

- во взглядах на роль права, правовых учреждений в жизни общества;

- в идеях о правах человека, в его ответственности перед другими перед государством и обществом.

Признаки:

Одна из форм общественного сознания

Правосознание состоит из различных компонентов (идей, взглядов, эмоций…), которые отражают различные формы правовой действительности.

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права (индивиды, социальные группы, общества в целом)

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему.

В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права

Правосознание ориентирует субъектов права в социально юридических ситуациях т. е. позволяет сделать соответствующий выбор того или иного варианта поведения

Функции и виды правосознания

Функции правосознания

Виды функции:

- познавательная

- оценочная

- регулятивная

Познавательная включает в себя определенные суммы знаний, которые являются результатом мыслительной деятельности и выражающиеся в понятии правовая подготовка.

Оценочная функция вызывает определенные эмоциональные отношения личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни, на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации. С точки зрения индивида, группы или общества ценным является то, что служит желаемым объектом.

Регулятивная функция осуществляется по средствам правовых установок и ценностно-правовых ориентации включающих в себя все иные источники правовой активности. Результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта в виде правомерного или противоправного поведения.

По виду субъектов правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

· индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;

· групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);

· общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т. д. ).

В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.

Научное (теоретическое) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Структура правосознания

Структура правосознания - это строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его деятельность.

Элементы структуры: 1) правовая идеология (эмоции, концепции, конструкции, идеи, категории, понятия, принципы); 2) правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы и т. д. ); 3) поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).

Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего рода чувство права и законности.

Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности.

Основу правовой идеологии должна составлять принятая в данном обществе (общепринятая) система политических и правовых идей - государственно-правовая идеология. Особенно актуальна эта проблема для России на современном этапе ее развития.

Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, причины возникновения, уровни

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Правовой нигилизм может проявляться как на уровне индивида, так и на уровне государства, общества; как в теоретической (идеологической) форме, так и на практике. Эффективным средством преодоления этого негативного явления представляется целенаправленная деятельность по воспитанию и формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры общества в целом и каждой личности в отдельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.