скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

65

Содержание

Введение

Глава 1. Парламентаризм - признак демократического государства

1.1 История российского парламентаризма

1.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

1.3 Совет Федерации

1.4 Государственная Дума

1.5 Законодательный процесс в Российской Федерации

Глава 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Глава 3. Законодательные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3.1 Основные законодательные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3.2 Внутренняя организация законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность квалификационной темы исследования. Становление и развитие в субъектах Российской Федерации собственной системы органов государственной власти, наделения полномочиями субъектов России определяет актуальность исследования различных аспектов компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в широком спектре научно-практического изучения. Законодательный орган субъекта Российской Федерации, являясь одновременно представительным органом государственной власти, выполняет важную роль в демократическом развитии и построении правового государства.

Исследование полномочий законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации актуально и с точки зрения влияния этих органов на развитие правового государства. В рамках построения правового государства идет формирование новой правовой системы, в которой активно участвуют законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. Они реализуют как полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и собственную компетенцию субъектов Федерации. Таким образом, законодательные органы субъектов Российской Федерации ответственны за построение "нижнего этажа" правовой системы.

Усиление контрольных полномочий, детальная правовая регламентация контрольных процедур за деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является одним из важнейших приоритетов деятельности законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации. Особое значение имеют такие виды контроля законодательного (представительного) органа власти, как: контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации; контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Проведение комплексного исследования компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дает возможность выявить недостатки существующего регулирования деятельности данных органов, имеющиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. В свою очередь, это позволяет сформулировать необходимые предложения и принять меры по совершенствованию на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации правовой основы деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются полномочия законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, логический, формально-юридический, статистический и другие методы познания.

Цель дипломной работы заключается в теоретическом и практическом изучении полномочий законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации на основе анализа научных положений и изучения имеющейся практики, выявлении основных направлений развития федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в этой области.

Исходя из цели дипломной работы, определены следующие задачи

Ш Изучить механизмы становления и тенденции развития парламента Российской Федерации

Ш Проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;

Ш Дать характеристику основным функциям Федерального

Ш Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

Ш Раскрыть правовое содержание законодательных полномочий субъектов Российской Федерации.

Теоретическую основу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, а также научные труды известных российских ученых, специализирующихся в области конституционного права.

Структура выпускной квалификационной работы, состоит из введения, трех глав и подпунктов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Парламентаризм - признак демократического государства

1.1 История российского парламентаризма

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР. См. Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. - С-П.: ПИТЕР,2003г.-с.34-36

Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993г. ныне действующей Конституции РФ.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др. См. М.М.Рассолов, А.Б.Венгеров, В.Е.Чиркин .Теория государства и права.

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по - видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания. См. Учебник.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ,2000г.-с.143-144.

1.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.

В обязательном порядке Государственная Дума образует:

ь Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека;

ь Комитет по социальной политике;

ь Комитет по бюджету, налогам и финансам;

ь Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике;

ь Комитет по вопросам экологии и природопользования;

ь Комитет по международным делам и обороне;

ь Комитет по вопросам безопасности;

ь Комитет по образованию, науке и культуре;

ь Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;

ь Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы:

ь Комитет по экономической политике,

ь Комитет по делам женщин, семьи и молодежи,

ь Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками,

ь Комитет по делам национальностей,

ь Комитет по делам Федерации и региональной политике,

ь Комитет по вопросам местного самоуправления,

ь Комитет по организации работы Государственной Думы,

ь Комитет по информационной политике и связи,

ь Комитет по вопросам геополитики,

ь Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. См. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало,2001.-с.98.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.