скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

В отношении ст. ст. 6 - 8 и п. 2 ст. 9 Федерального закона "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" Конституционный Суд отметил, что федеральный законодатель, исходя из основ конституционного строя, закрепил в них лишь такие положения - относящиеся к праву законодательной инициативы, порядку принятия и обнародования нормативных правовых актов законодательного органа субъекта Российской Федерации, возможности досрочного прекращения его полномочий, - которые имеют общее принципиальное значение, затрагивают существенные свойства законодательного процесса и взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в федеративном правовом государстве и потому должны реализовываться в организации и деятельности, как федеральной власти, так и власти субъектов Российской Федерации. При этом регулирование конкретных вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется их законодательством.

2.2 Внутренняя организация Законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Постановлениями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

ь определяется порядок деятельности этого органа;

ь назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

ь назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

ь назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

ь оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

ь утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ь назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

ь оформляются другие решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Осуществление законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определенных контрольных функций позволило некоторым субъектам Российской Федерации именовать эти органы контрольными.

Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации избирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Они избирают также заместителей председателя законодательного (представительного) органа государственной власти (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти.

Народное Собрание Республики Дагестан для координации законодательной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает Президиум Народного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания. См. Мальцев Г.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Закон, ЮНИТИ,2007г.-с.150-154.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, применении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо при наличии заключения этого лица. Такое заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее четырнадцати дней.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ним принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законодательством. См. Марченко М.Н. Теория государства и права/ М.Н.Марченко. - М.: Зерцало,2008.

Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, направляются для обнародования высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. См. В.М.Корельский , В.Д.Перевалов. Теория государства и права /. - М. : Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 2007. -с.56-58.

Заключение

Итак, правовой статус органа законодательной (представительной) власти субъекта федерации представляет собой совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации полномочий, прав и обязанностей органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. При этом полномочия законодательных органов субъектов РФ можно условно поделить на законотворческие, представительские, контрольные и учредительские. Законодательные и учредительские полномочия представляют формальную, а представительские и контрольные - содержательную стороны правового статуса. Из этих полномочий законотворческие и представительские функции являются наиболее развитыми (хотя последняя нередко страдает от политического доминирования исполнительной власти, или, проще говоря, уступает перед администрацией). Представляется положительным развивать и укреплять представительскую и учредительскую функции, разумеется, не в ущерб прочим ветвям власти.

Можно сказать то, что парламентаризм в регионах России развивается. Наблюдается достаточно видимая тенденция усиления политического влияния представительных органов власти субъектов Федерации, в том числе и по сравнению с федеральным парламентом. Она проявляется в усилении процедур контроля за деятельностью исполнительных органов, в том числе с помощью созданных органов - счётных палат, в судебной защите (уставные (конституционные) суды субъектов и, конечно, Конституционный Суд РФ), в росте числа депутатов, работающих на профессиональной основе. Вместе с тем, требуют решения случаи неоправданного ограничения определенных полномочий, а также влияния внеправовых факторов (например, политической конъюнктуры, авторитета главы исполнительной власти и т. д.) на решения законодательных органов. В целом идея регионального парламентаризма, самостоятельности субъектов федерации нашла свою поддержку и начинает приносить положительные результаты в различных сферах деятельности.

Подводя итог в дипломной работе можно сделать выводы:

Во-первых, орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Во-вторых, независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы. Федеральное Собрание не подчиняется, какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиям Конституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается независимость парламента в отправлении своей главной функции. Парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятие Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

В-третьих, Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти.

В-четвертых, конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

В-пятых, За прошедшие после принятия Конституции Российской Федерации годы законодательная власть в субъектах стала заметной и весьма активной составляющей регионального политического ландшафта.

Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный порядок.

В данной работе были решены следующие задачи: рассмотрена история развития парламентаризма в России, статус Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов РФ, законодательные полномочия субъектов РФ и законодательный процесс в РФ.

Список использованной литературы

Нормативные источники

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 года. М.: ООО “Фирма "Издательство АСТ"”, 2000. - 64 с.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (Российская газета. № 3, 06.01.97) (ред. 15.12.2001).

3. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счётной палате РФ», // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 169-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4934).

5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -- Парламента РФ. Принят 25 марта 1994г. -- Издание Государственной Думы 1994. № 80-1.

6. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2000. N 32. Ст. 3339; 2002. N 22. Ст. 2026; N 28. Ст. 2790; 2003. N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4844; N 52 (ч. I). Ст. 5036; 2004. N 34. Ст. 3526, 3535; N 52 (ч. 2). Ст. 5278; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 8, 21; N 19. Ст. 1756; N 27. Ст. 2717

7. Федеральный закон от 17. 12.98 № 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” (Российская газета, № 242, 22.12.98).

8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3131-1 “О статусе судей в Российской Федерации” (Российская газета № 170, 29.07.92)(ред. 15.12.2001).

9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005).

Научная литература:

10. Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. - С-П.: ПИТЕР,2003г

11. Автономов А.С., Захарова А.А., Орлова Е.М. Региональные парламенты в современной России. - М.: Изд. центр науч. и учеб. программ, 2000. - 88 с.

12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. -- М.: Юристъ, 1999. с. 709.

13. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - 720 с.

14. Богданова Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 13 - 18.

15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства /.-. М.: Юристъ, 1996.-с.105-108.

16. В.Д.Перевалов. Теория государства и права /. - М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997. -с.56-58

17. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л. Указ. соч. С. 155. 04. 04. 02.

18. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. - М.: Городец-издат, 2001. - 288 с.

19. Витрук Н. Б. Проблемы теории правового положения личности в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. на соискание учён. степени д-ра юрид. наук. М., 1979, с. 9.

20. Грингольц И.А. Компетенция // Юридический эниклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. - С. 146.

21. Грингольц И.А. Компетенция // Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 146; Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000, с. 244; и др.

22. Ковачев Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Известия вузов. Правоведение. - 1985. - № 4. - С. 41 - 45.

23. Корельский В.М. В.Д.Перевалов. Теория государства и права /. - М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 2007. -с.56-58.

24. Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебное пособие. -- М.: Юристъ, 1996 с. 340

25. Краснов М.А. Депутат в системе народного представительства // Конституционный строй России. - М., 1992. - Вып. 1. - С. 148 - 160.

26. М.М.Рассолов, А.Б.Венгеров, В.Е.Чиркин.Теория государства и права

27. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало,2001

28. Масленникова С.В. Право граждан на представительство // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 25.

29. Н.И.Матузова А.В.Малько Теория государства и права. Курс лекций.. - М.: Юристъ, 2004 с.134-135

30. Несмеянова С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации // Российский юридический журнал. - Екатеринбург, 1998. - № 1. - С. 106 - 115.

31. Сурков Д. Л. Правовое регулирование компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти в уставах субъектов федерации: общее и особенное // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., 2000. Вып. 1.

32. Тарасов О. Законодательное регулирование общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: конституционные основы, цели воздействия // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2000, № 1. - С. 59 - 65.

33. Закон и право учебник.. - М.:, ЮНИТИ,2000г

34. Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата // Актуальные вопросы правоведения в современный период. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. - С. 72 - 73.

Щербакова Н.В. К вопросу о сущности представительной власти // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 29 - 33.

Доклад

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!

Я, Шуаипов Тимур Шарипович, представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Законодательные полномочия субъектов РФ».

Актуальность темы обусловлена тем, что становление и развитие в субъектах Российской Федерации собственной системы органов государственной власти, наделения полномочиями субъектов России определяет актуальность исследования различных аспектов компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в широком спектре научно-практического изучения. Законодательный орган субъекта Российской Федерации, являясь одновременно представительным органом государственной власти, выполняет важную роль в демократическом развитии и построении правового государства.

Исследование полномочий законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации актуально и с точки зрения влияния этих органов на развитие правового государства. В рамках построения правового государства идет формирование новой правовой системы, в которой активно участвуют законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. Они реализуют как полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и собственную компетенцию субъектов Федерации. Таким образом, законодательные органы субъектов Российской Федерации ответственны за построение "нижнего этажа" правовой системы.

Усиление контрольных полномочий, детальная правовая регламентация контрольных процедур за деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является одним из важнейших приоритетов деятельности законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации. Особое значение имеют такие виды контроля законодательного (представительного) органа власти, как: контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации; контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Проведение комплексного исследования компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дает возможность выявить недостатки существующего регулирования деятельности данных органов, имеющиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. В свою очередь, это позволяет сформулировать необходимые предложения и принять меры по совершенствованию на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации правовой основы деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательная (представительная) власть -- это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Объектом исследования являются полномочия законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, логический, формально-юридический, статистический и другие методы познания.

Цель дипломной работы заключается в теоретическом и практическом изучении полномочий законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации на основе анализа научных положений и изучения имеющейся практики, выявлении основных направлений развития федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в этой области.

основные задачи:

Исходя из цели дипломной работы, определены следующие задачи

Ш Изучить механизмы становления и тенденции развития парламента Российской Федерации

Ш Проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;

Ш Дать характеристику основным функциям Федерального

Ш Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

Ш Раскрыть правовое содержание законодательных полномочий субъектов Российской Федерации.

Теоретическую основу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, а также научные труды известных российских ученых, специализирующихся в области конституционного права.

Структура выпускной квалификационной работы, состоит из введения, трех глав и подпунктов, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе раскрываются исторические аспекты парламентаризма, а также дается общее понятие Федерального Собрания.

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разнос в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

В этом, подразделе я провёл краткое исследование деятельности Государственной Думы РФ.

Во второй главе рассматриваются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Российская Федерация -- государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83. субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа (Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург и другие). В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплён во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

Представительные органы в республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сроки полномочий парламентов колеблются в пределах 4--5 лет.

Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание Депутатов, городская Дума (г. Москвы), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года. Однако есть и двухпалатные (Свердловская область).

Уставами и законами многих субъектов РФ установлено, что депутаты законодательных органов пользуются неприкосновенностью на своей территории.

Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. Проводя свои исследования по органам законодательной власти субъектов РФ, я кратко изложил их организацию и деятельность.

Третья глава раскрывает основные законодательные полномочия субъектов РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации и не устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, в частности законодательных органов. Однако в ст. 73 Конституции установлена конституционная презумпция полноты государственной власти субъектов Федерации вне пределов предметов ведения Российской Федерации и федеральных полномочий по предметам совместного ведения.

В статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Как известно, круг зафиксированных конституцией (уставом) субъекта Федерации вопросов, по которым данный орган правомочен принимать законы, распространяющие свое действие на территорию субъекта РФ. К числу таких полномочий относятся:

ь утверждение бюджета субъекта РФ;

ь утверждение разработанной в соответствии со схемой управления структуры органов исполнительной власти субъекта РФ;

ь установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления;

ь установление отнесенных к ведению субъекта РФ налогов, сборов, тарифов, платежей, а также порядка их взимания;

ь установление порядка образования и деятельности внебюджетных, валютных и иных фондов субъекта РФ;

ь установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, использования природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия;

ь установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;

ь установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

ь установление основ административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения и др.

Кроме того, законодательный орган субъекта РФ дает толкование конституции (устава) субъекта РФ, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и др.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия указанным органом решения о самороспуске; б) роспуска указанного органа высшим должным лицом субъекта РФ; в) вступления в силу решения соответственно Верховного суда субъекта РФ

При досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении этих полномочий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.