скачать рефераты

МЕНЮ


Закон в современной России. В поисках правового государства

Закон в современной России. В поисках правового государства

4

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: ЗАКОН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

В ПОИСКАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Выполнил:

студент 1 курса ЮФ З/О

по сокращенной форме обучения

Таюрский Георгий Владимирович

Проверил: _____________________

Якутск 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Правовое государство согласно Теории государства и права

Глава 2. Историческое отношение к законам в России

Глава 3. Силовая составляющая правовой России

Глава 4. Закон суров - но он закон

Глава 5. Круговая порука в системе власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Все равны перед законом и судом. Конституция Российской Федерации, п.1 ст.19. - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Российская федерация - правовое государство Там же, п.1 ст.1, но отношение к закону в нашей стране во все времена было неоднозначным. Тем не менее, в последние годы мы все же идем к тому, что в нашем сознании все четче прорисовывается понимание и осознание первых строчек Конституции РФ. И, пусть небольшими шагами, но мы движемся в направлении того правового государства, которое, прежде всего, начинается в наших же головах. В свете вышесказанного налицо актуальность темы, которая будет рассмотрена в данном курсовом проекте.

Безусловно, нельзя объять необъятное, поэтому цель, которая поставлена перед этой работой, ограничена узкими рамками. Мы выясним, что есть правовое государство как таковое? Попробуем понять, к чему ведет неприятие законов, неуважение к ним со стороны граждан и, напротив, рассмотрим возможные причины, благодаря которым люди выходят из рядов «серых мышек», предпочитая если не социально-активную позицию, то, как минимум, выбирая обычную с точки зрения правомерности поведения. Кроме того, на реальном примере дадим субъективную оценку определенному Конституцией РФ правилу о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Там же, ст.10. Наконец, проанализировав все вышеназванное, сделаем определенные выводы, которые помогут понять - насколько в действительности мы далеки или близки от понимания того, что закон превыше всего, что мы живем в правовом государстве.

Для проведения исследования в работе будут использованы, в первую очередь, законодательная база Российский Федерации во главе с Конституцией РФ, труды Лазарева В.В., Певцовой Е.А., Меркулова В.И. и других, а так же опыт журналистских расследований, проведенных как автором этого проекта, так и другими корреспондентами печатных средств массовой информации.

Результатом работы должно стать понимание того, насколько вправе называться правовым государством, в котором мы живем. Если оно в действительности правовое, то в чем это выражается. Если же нет - то в чем кроется причина, и какие меры необходимо предпринять для того, чтобы привести отношение граждан и власти к закону в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Глава 1. Правовое государство согласно Теории государства и права

Вообще, сама по себе идея правового государства преследует цель достижения гармонии и справедливости в обществе. При этом речь идет о механизмах, благодаря которым достигается оптимальное соотношение интересов государства и личности, когда личность, в том числе, ограждается от произвола государства. В числе родоначальников теории правового государства в первых рядах стоят Платон и Аристотель, Кант и Гегель и другие.

Может ли власть в том или ином государстве заявить и прописать в Конституции то, что оно правовое? Безусловно, но это пока еще ни о чем не говорит, так как для того, чтобы действительно сделать государство правовым, мало одних слов - необходимо еще и задействовать целый ряд механизмов, благодаря которым будут реализованы основные признаки правового государства. К таким признакам относятся верховенство закона, организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций, обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. По сути, это едва ли не исчерпывающий список, так как большинство иных признаков, так или иначе, вытекают из трех вышеназванных. Но давайте разберемся, что они представляют собой.

Говоря о верховенстве закона нужно понимать, что закон может быть как справедливым, так и несправедливым. Значит, если речь идет о правовом государстве, то содержательная сторона должна базироваться на справедливости и беспрекословном приоритете общечеловеческих ценностей. При этом, государственная власть в своих законах должна закреплять волю народа, которая выражается через механизмы гласности и свободы слова, а так же в определенных случаях выборы и референдумы.

Стоит отметить, что верховенство закона - это не только справедливость содержания законов. В первую очередь, это требование неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми без исключения гражданами. Отсюда вытекает и еще одно требование - абсолютное исключение противоречий между нормативными актами, допускающее неоднозначное толкование в зависимости от ситуации, и соответствие государственных законов нормам международного права. Кроме того, во главу угла необходимо поставить и четкую иерархию законов, главное место в которой занимает основной закон - Конституция и какое-либо противоречие ей недопустимо в принципе.

Еще один неотъемлемый признак правового государства - принцип разграничения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебных функций, прописанный в Конституции. При этом должен быть выработан четкий и отлаженный регулирующий механизм - сдержек и противовесов. Согласитесь, нельзя говорить о самостоятельности и разграничении, когда одна ветвь власти в том или ином виде присваивает себе функции, несвойственные для нее. Однако при взаимных сдержках и противовесах приветствуется двойственное разделение функций. Например, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти, выборность органов и другие. Но наиболее важным механизмом в системе сдержек и противовесов является работа Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Что же касается взаимной ответственности государства и гражданина, то здесь, в первую очередь, необходимо поставить их в один ряд - признать их равными субъектами. Достаточно незначительного перекоса в сторону государства и гражданин неминуемо вытесняется из политической системы, в результате чего гарантированные государством права и свобода превращаются в формальность. Но необходимо помнить, что в правовом государстве не только государство должно нести ответственность перед личностью, но личность должная нести ответственность перед государством Певцова Е.А., «Основы правовой культуры», учебник, ч.1, стр.53 - М., 2006.. В свою очередь, государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования, выполняя взятые на себя обязанности.

Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что именно человек является основной мерой для трех основных признаков, реализация которых и ведет к правовому государству. И все существование правового государства, в первую очередь, нацелено на создание благоприятных, цивилизованных условий для личности. Но, при этом, сама личность должна не только осознавать, но и в полной мере нести ответственность перед этим государством.

Глава 2. Историческое отношение к законам в России

Об исторически сложном отношении к законам в России говорилось всегда и первопричина здесь отнюдь не в плохих законах. Например, «Свод законов Российской империи» - это уникальный юридический памятник, аналоги которого достаточно сложно найти в мировой практике. Но даже эти законы исполнялись далеко не всегда.

Некоторые историки сходятся во мнении, что причина проблемы сокрыта в двойственности нашего к закону отношения. По мнению профессора, доктора исторических наук Аполлона Григорьевича Кузьмина, весьма оригинально и точно такого рода двойственность подметил Александр Николаевич Островский в «Горячем сердце». В сюжете пьесы градоначальник спрашивает купцов: «Как вас мне вас судить?.. Ежели судить вас по законам, так законов у нас много...» И тут же пугает пухлыми томами Свода российских законов. «Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне бог на сердце положит?» Островский А.Н., «Собрание сочинений», т.5. стр.158 - М., ГИХЛ, 1950. Купцы взывают к «совести», и не только потому, что не знают о содержании этих томов - просто они привыкли к другому…

Многие современные государства формировались под влиянием лозунгов французской буржуазной революции. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 год провозгласила, что « все то, что не запрещено законом, то дозволено». В России же примерно в это время, в своде законов, установленным Петром I , существовала норма, по которой «полиция пресекает всякую новизну, законам противную». Лазарев В.В., «Общая теория государства и права». - М., 1992 год. Но почему в Европе, под правовую модель которой в разные времена неоднократно пытались подвести государство российские власти, законы уважают, а у нас в стране, по большому счету, нет? Неужели Россия значительно менее цивилизованное государство, как иногда заявляют на Западе? Дженнифер Патико, «Возможен ли в России цивилизованный капитализм», доклад. - Вашингтон, США, 2004. Или, все-таки, дело в историческом аспекте? В частности, в одном из, пожалуй, самых тяжелых периодов - в 300-летнием гнете татаро-монголов, в ходе которого страну неустанно грабили и разоряли. Так или иначе, но этот этап не мог пройти бесследно и в любом случае наложил определенный отпечаток на нашу ментальность. Да, именно ментальность, ведь иначе не объяснить столь массовое не восприятие закона.

По мнению кандидата исторических наук Меркулова В.И., наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. Меркулов В.И., «Почему в России не уважают законы». - М., 2005. При этом нарушение целостности или выход из изначальной территориальной общины практически всегда ведет к утрате специфического менталитета. Пример - современная Европа, на большей части которой в течение долгого времени расселялись славяне (славяне - это группа родственных по языку народов, объединенная общностью происхождения) Тюняев А.А., «Славянство - как материнская религиозная культура для всех современных религий». - Ростов-на-Дону, 2006..

По большому счету, понимая историческое отношение к законам в России, нужно лишь разделить все население на две группы - крестьян и не крестьян. По сути, у крестьян не было потребности в государственных письменных законах за все время существования Российского государства. Почему? Хотя бы, потому, что в отношении них - крестьян - само государство не уважало собственные законы. Взять хотя бы крепостнический и грабительско-фискальный характер законов в период крепостного права, когда само наказание за нарушение никак не соответствовало мере вины. В частности, Василий Татищев (10.06.1686 - 15.07.1750, ученый, государственный деятель) Большаков Л.Н., «Оренбургская пушкинская энциклопедия», т.2. - Оренбург, 2001. , побывав на казачьем круге, был крайне удивлен тем, что «государственные преступления ни во что не ставят, а за безделицу смертью казнят». Соловьев С.М., «История России с древнейших времен», т.20. - Новосибирск, 1999. Таким образом, будучи в состоянии постоянного гнета, в крестьянине всегда теплился огонек бунтарства - по сути, отрицания противных ему законов, от которых он не получал ничего хорошего, которые при желании мог нарушить кто угодно, будь он богаче и знатнее.

Казалось бы, после Октябрьской революции 1917 Соловьев В.М., «История России для детей и взрослых». - М., изд-во «Белый город», 2001. года ситуация должна была измениться к лучшему - как же, «земля - крестьянам, власть - рабочим»! Александр Элиович, «История России и ее ближайших соседей», т.5 ч.3 стр. 365. - М., 2003. Но едва ли это произошло. Напротив, постепенно власть все плотнее отделялась от народа ширмой бюрократии, на фоне чего разрастался аппарат нечистых на руку чиновников, только и делающих, что запугивающих законами окружающий их «простой люд». В результате, получилась так, что и на этом этапе власть сама, своими деяниями - действием и бездействием, инициировала неуважение к собственным же законам.

Указывая на то, что отношение к законам, как к регулирующей общественной норме, зависит от менталитета народа, складывающегося столетиями, профессор, доктор исторических наук Аполлон Кузьмин как бы подводит черту: славянская община, широко принимая в свой состав иноплеменников, сформировала специфические неписаные законы - так называемые «понятия», позволяющие человеку существовать в разнородном коллективе. И эти внутренние «понятия», регулирующие распорядок общинной жизни, всегда будут находиться в конфликте с законом, «навязанным» общине сверху.

Но как быть, когда одни, в соответствии с Конституцией РФ и моральными убеждениями, стремятся создать полноценное правовое государство и предпринимают все от них зависящее для достижения этой цели, а другие при малейшей возможности плюют на установленные нормы? Самый простой выход - силовое воздействие. Однако, как показывает практика, усиливая роль правоохранительной системы и спецслужб в жизни государства и требуя полнейшей отдачи, власть фактически вынуждает тех, кто должен защищать закон, на его попрание.

Глава 3. Силовая составляющая правовой России

Благодаря писателю Джорджу Оруэллу в обиходе появилось такое понятие как «Большой Брат» Джордж Оруэлл, «1984». - Спб, изд-во «Ностра» 1999.. Оно олицетворяет символ диктатуры, держащей под колпаком все общество и предельно ограничивающей политические и гражданские права и свободы. По большому счету, с этим проявлением имели дело и мы - те, кто родился и вырос в СССР.

Казалось бы, с падением советской системы и появлением на политической карте мира России, провозгласившей ориентацию на либерально-демократические ценности, Большой Брат бесповоротно уйдет с нашей земли. Однако сегодня, как будто после нескольких лет затишья, он вновь начинает проявлять себя. Правда, не в той форме, что десятки лет назад. Тем не менее, уже нельзя не замечать расширение функций спецслужб и правоохранительных органов. В результате, время от времени в сознании людей, помнящих советское прошлое, а потому могущих сравнивать, закрадываются мысли о том, что Большой Брат где-то рядом. Мало того, все чаще об этом пишут в прессе Баталов Э.Я., «Независимая газета»: Возвратится ли в Россию Большой Брат. - М., 2002., эту тему обсуждают в телевизионных ток-шоу.

Правильно ли то, что власти наращивают долю силового влияния в стране? Учитывая, что одним из способов реализации власти является как раз силовое воздействие, такой подход вполне объясним даже с точки зрения науки - Теории государства и права. Мало того, если вдуматься, то становится понятно, что в демократическом правовом государстве Конституция Российской Федерации, п.1 ст.1. - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., где человек, его права и свободы являются высшей ценностью Там же, ст.2, не может функционировать масштабная государственно-репрессивная система Баталов Э.Я., «Независимая газета»: Возвратится ли в Россию Большой Брат. - М., 2002. без еще одной составляющей - без массовой поддержки самих граждан. И, что примечательно, такая поддержка есть: многие из нас, встав перед выбором «свобода или безопасность» непременно выберут второе. И это вполне нормально - мы боимся быть обокраденными, избитыми, изнасилованными или, что самое ужасное, убитыми. Получается, что усиление роли милиции, прокуратуры, ФСБ и других спецслужб - это не столько прихоть руководства страны, сколько наше с вами желание, которое и реализует власть.

Но у этой медали есть обратная сторона, от которой время от времени приходится страдать как рядовым гражданам, так и сотрудникам силовых служб. Невозможно и бессмысленно наращивать силу, не применяя ее. Силуянов О.Г., Антипина Е.В., Макашов Л.Л. и др., «Мысли великих людей», т.4. - М., изд-во «Астра-Нова», 2001. Время от времени требуется выплеск энергии, но если мы говорим о системе правоохранительных органов, то здесь отдача должна идти не время от времени, а постоянно. Чем масштабнее становится правоохранительный механизм, тем большие требования к нему предъявляются. Хотя, требование-то, по сути, одно (помимо профилактики преступлений Уголовный кодекс Российской Федерации, п.1 ст.14 гл.3 разд.2. - принят Государственной Думой РФ 24.05.1996 года. и правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, п.п.1,2 ст.2.1 гл.2 разд.1. - принят Государственной Думой Российской Федерации 30.12.2001.) - нужна раскрываемость.

С одной стороны, объемы раскрываемости преступлений говорят том, насколько плохо (или хорошо) обстоят дела с преступностью в стране. Но, с другой стороны, они являются главным показателем работы правоохранительных органов, оправдывающим или не оправдывающим их содержание. И для того, чтобы показатели находились в положительном секторе, зачастую силовики вынуждены прибегать к не вполне законным и вполне незаконным методам. Мнение автора, основанное на личной журналистской практике. Например, выбиванию показаний, фальсификации доказательств и даже фабрикации уголовных дел, когда граждане в результате гонений теряют все, становясь, по сути, никому не нужными бомжами. Таюрский В.Г., «Неделя Якутии»: Вечный подсудимый. - Якутск, 28.12.2007.

В результате таких действий правоохранительных органов на скамье подсудимых могут оказаться как невиновные люди, так и те, кто никогда не оказался бы в руках правосудия, не преступи оперативник или следователь закон. В первом случае поднимается волна общественного возмущения, телеканалы наперебой сообщают о произволе в правоохранительной системе. Но во второй ситуации на первый план выходит наша двойственность характера: мы сквозь пальцы смотрим на то, как милиционеры или прокурорские работники нарушают закон для того, чтобы преступник понес положенное наказание. И это - в правовом государстве.

Впрочем, страшно представить, что произойдет, если вдруг вся российская правоохранительная система начнет неотступно следовать закону, не нарушая его ни на букву. Скорее всего, это можно будет сравнить разве что с ампутацией рук, без которых жить можно, но это будет уже не жизнь, а сплошное мучение. Причем, в окружении тех, кто хочет отнять у тебя еще и ноги.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.