скачать рефераты

МЕНЮ


Земельное право

Земельное право

35

Уральская государственная юридическая академия

Региональный факультет

Пермское представительство

Кафедра земельного и экологического права

Контрольная работа

По предмету «Земельное право»

Выполнил студент гр. В-05

Писцов Д.В.

Пермь 2007

2

Вариант 2

1. Акционерное общество «Маяк» начало строительство базы отдыха на острове, который образовался несколько лет назад. Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству предложил руководству АО прекратить строительство, так как участок находился в запасе и в пользование не предоставлялся.

АО отказалось выполнить требования комитета, ссылаясь на то, что остров возник в результате намыва и долгое время был бесхозным.

Назовите основания возникновения прав на землю и разрешите данную ситуацию.

Специалисты справедливо отмечают, что земельные участки всегда являются объектами права собственности - государственной, муниципальной или частной. В условиях кадастрового учета земель бесхозность земельного участка представляется невозможной: можно говорить о заброшенности земельного участка, о том, что собственник не выполняет обязанностей по его освоению, обработке.

Как видно из задачи данные земли находились в запасе, а согласно Статье 103 ЗК РФ ч. 2 Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Таким образом, действия общества не правомерны и м. б. основанием для привлечения к административной ответственности. А поскольку данные земли запаса они соответственно находятся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса.

Земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам. Применительно к участкам, находящимся в государственной собственности, соответствующей компетенцией обладают: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительство РФ; в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации - глава администрации (или) правительства субъекта Федерации. Материалы для принятия решений готовят соответствующие органы, осуществляющие управление земельными ресурсами.

Предоставлением земельных участков из фонда муниципальной собственности заняты главы местных администраций. Предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство. Предварительная градостроительная проработка осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации.

Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, согласованному местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется местными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Рассмотрение ходатайств застройщиков, материалов предварительной градостроительной проработки по выбору земельного участка, включая обязательное обследование в натуре, сопоставление сравнительных вариантов размещения, выработка условий предоставления земельных участков, независимо от способов и форм предоставления земли (бесплатное, на аукционной или конкурсной основе, аренда и др.), осуществляются постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под застройку при органах местного самоуправления. Указанные комиссии осуществляют свою работу в соответствии с утвержденными главой муниципального образования регламентом и персональным составом.

В выборе земельного участка обязательное участие принимают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, чьи интересы затрагиваются предстоящим строительством.

Размещение объектов строительства должно производиться в соответствии с функциональным зонированием территории городов и поселений, принятом в их генеральных планах, проектах детальной планировки районов или другой градостроительной проектно-планировочной документации, а при размещении за пределами городской или поселковой черты - в соответствии с функциональным зонированием, принятым в проектах или схемах районной планировки.

Земельные участки для капитального строительства предоставляются путем принятия постановления органа местного самоуправления. Организации (заказчики) обращаются с ходатайством о намечаемом строительстве, реконструкции объекта в органы местного самоуправления. В ходатайстве с приложенной пояснительной запиской излагается: обоснование необходимости строительства, техническая характеристика объекта, примерный размер и месторасположение испрашиваемого участка, сроки и вид пользования землей, предполагаемые экологические последствия, заключение о возможности использования под строительство данной территории. К ходатайству также могут быть приложены технико-экономические обоснования инвестиций.

Земельное законодательство не устанавливает особых оснований возникновения прав на землю, отличных от тех, что уже установлены гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 1 ГК граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В то же время возникновение (как и прекращение) прав на земельные участки подчинено и общему правилу ст. 129 ГК, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Некоторые особенности возникновения, равно как и реализации прав на земельные участки, могут быть также установлены и аграрным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах и др. в зависимости от того, к какой из категорий земель принадлежит тот или иной земельный участок. Однако следует заметить, что нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.

Таким образом, права на земельные участки возникают на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, с учетом специальных норм законодательства земельного, определенных положений иного отраслевого законодательства.

Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки может возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя - по договору аренды земельного участка и права пользователя по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Акт (решение) органа государственной власти или местного самоуправления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в процессе приватизации), права безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также:

1) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из материалов и доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей В то же время предоставление земельных участков в собственность или на основании иного права не входит в компетенцию суда. Но суд может вынести решение, обязывающее соответствующие органы предоставить земельный участок;

2) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Помимо оснований, собственно установленных гражданским законодательством, к таким основаниям относятся, в частности, нормы ст. 20 и 21 ЗК о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность или заключить договор аренды;

3) вследствие иных действий граждан и юридических лиц. К ним можно отнести приобретение земельных участков на основании приобретательной давности;

4) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему в порядке наследования. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Но есть и исключения, государственная регистрация договоров аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенных на срок менее чем 1 год, не требуется.

В данной ситуации АО «Маяк», не имел правовых оснований для строительства базы отдыха на острове, так как земельный участок находится в запасе и в соответствии со ст. 103 ЗК РФ не может быть представлен кому-либо, без перевода его в другую категорию.

Доводы АО «Маяк» о том, что земельный участок долгое время был безхозным, так же не состоятельны, так как из смысла ст. 225 ГК РФ с правом на признание земельного участка бесхозным, обладает лишь органы местного самоуправления.

Так же АО «Маяк» не может приобрести участок в силу приобретательской давности (право собственности на земельный участок может приобрести лицо (гражданин или юридическое лицо), которое добросовестно, открыто и непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати лет) так как по условиям задачи земельный участок возник несколько лет назад.

Таким образом, требования районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству законны и обоснованны.

2. Сельскохозяйственный кооператив, добывая песок и гравий для своих нужд, испортил 2 га сельскохозяйственных угодий. Госинспектор районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству предписал восстановить нарушенные земли. Кооператив отказался выполнить предписание, считая, что данные земли являются его собственностью и он вправе свободно распоряжаться ими, а госинспектор не может предъявлять к кооперативу требования, касающиеся его права собственности.

Госинспектор составил акт о совершенном правонарушении и вынес постановление о привлечении кооператива к административной ответственности. Кооператив обжаловал его в судебном порядке.

Рассмотрите дело.

Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятие "порча земли". Лишь в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения установленного режима использования земель и вследствие различных процессов, ухудшающих состояние земель.

Согласно ст. 12 ЗК РФ «земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Кроме того, ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

А так как, сельскохозяйственные угодья, относятся в соответствии со ст. 79 ЗК РФ к особо охраняемым земельным участкам, их порча наносит ущерб окружающей среде.

При этом статья 40 ЗК РФ в ч. 1. пп.1 устанавливает, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т. е. собственник может использовать землю не как ему хочется, а только в установленном порядке. А именно, как установлено в ст. 78 Земельного кодекса в п. 1 для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, среди данных направлений деятельности отсутствует добыча песка и гравия.

В соответствии со ст. 76 ч. 1. ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. При этом ч. 3 названной статьи обязывает провести приведение земельных участков в пригодное для использования состояние … порчи виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Аналогичное требование содержится в Постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

В соответствии со ст. 23.21 КоАП РФ определены органы осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, предполагаю, что в задаче имеется ввиду именно госинспектор соответствующей структуры. Однако хотя и фактически требования госинспектора были обоснованные по восстановлению земель и правомерно было выдано предписание, он был не вправе выносить постановление, т. к. в соответствии с названной статьей, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Названный инспектор явно не являлся главным, а соответственно мог вынести лишь составить протокол об административном нарушении, после рассмотрения которого названными лицами кооператив был бы привлечен к административной ответственности, скорее всего, по ст. 8.7 КоАП РФ, т. е. не за порчу, а за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Однако независимо от нарушения установленных правил по привлечению к административной ответственности, действия кооператива являются неправомерными, а требования госинспектора законны, также неверна позиция кооператива по бесконтрольному использованию земли, находящейся в собственности.

3. Ведерников решил создать крестьянское (фермерское) хозяйство и обратился в администрацию села с просьбой выделить ему земельный участок размером 150 га. Глава сельской администрации Ведерникову отказал, сославшись на отсутствие свободной земли.

Правомерны ли действия Ведерникова и главы администрации села? Каков порядок создания крестьянского хозяйства?

В соответствие статьи 81 ЗК РФ ч. 1 «Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, данная статья носит отсылочный характер.

В случае, описанном в задаче, явно речь идет о земле, находящейся в муниципальной собственности. Заявление главы местной администрации об отсутствии свободной земли носит не нормативный характер, т. к. у муниципального образования не может не быть земли. Если вся земля находится вне собственности муниципального образования, встает вопрос о целесообразности существования муниципального образования. Таким образом данный отказ Главы является не правомерным, но это не значит, что Ведерников должен был получить обязательно положительный ответ. Обоснования данного утверждения описаны мною ниже.

Согласно ст. 11, 34 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" статьей 12 определен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.