Государственная поддержка инвестиционной деятельности
РФ от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»,
ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают
также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной
деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности,
регулируются международными соглашениями и договорами общего характера
(например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с
международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В
настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях
с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление
законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства
применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана
Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и
международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего,
на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря
на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски
явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом,
правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания
вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является
невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается де-факто с
приоритетным использованием государственными структурами всяческих
инструкций, противоречащих законам.
Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов
недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют
неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной
палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное
взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,
совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь
наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков
необходима деятельность государственных органов. В первую очередь
необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого
является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно
отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить
контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае
инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой
среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для
разумной оценки правовых рисков.
1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне
и уровне субъектов Федерации
Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе
рыночных реформ в российской экономике, является регулирование
взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной
сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их
социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в
регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать
региональную инвестиционную политику.
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы
регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание
благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:
. Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и
использования амортизационных отчислений;
. Установления специальных налоговых режимов;
. Защиты интересов инвесторов;
. Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий
пользования землей и другими природными ресурсами;
. Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников
финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально
- культурного назначения;
. Создания и развития сети информационно - аналитических центов,
осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;
. Принятия антимонопольных мер;
. Расширения возможностей использования залогов при осуществлении
кредитования;
. Развития финансового лизинга;
. Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
. Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.
Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут
осуществлять прямое участие, путем:
. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;
. Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;
. Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по
инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность
мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью
обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.
Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем
взаимодействия государственных органов управления федерального и
территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В
принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,
Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными
актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а
также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере
наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в
стране.
Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-
государственные и административно-территориальные образования, которые
согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с
Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство
субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю
национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема
инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в
финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для
административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -
соответственно 85 и 70 %.
Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет
региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам
привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых
примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,
жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные
для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие
инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как
правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта
строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто
используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой
остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и
подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется
принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные
механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы
создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,
вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и
другие экономические методы стимулирования инвестиций .
Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом
регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом
третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным
инструментом его инвестиционной политики остается федеральная
инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому
принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их
территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне
низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются
по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты
территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на
индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами
центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не
преднаначены для инвестиционных целей.
Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления
различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет
расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов
политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от
03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют
разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего
времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и
субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные
экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.
Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных
органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и
должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных
иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения
финансовую базу.
Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой
характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных
трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный
характер.
В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов
из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди
функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -
бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление
структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной
экономики.
Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов
должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по
единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных
органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли
бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных
источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,
необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий
для успешного осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,
поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую
экономическую отдачу.
Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией
развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и
развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику
региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное
вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития
и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики
регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения
проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и
соответствующим стратегии региона.
Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации
2.1.Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов
Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов,
влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона.
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов,
определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки применяют так
называемые выходные параметры инвестиционного климата - приток и отток
капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные
параметры:
. природные ресурсы и состояние экологии;
. качество рабочей силы;
. уровень безработицы;
. уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
. политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения
форс-мажорных обстоятельств;
. состояние бюджета, платежный баланс и долг ОГВ и МСУ региона;
. качество государственного управления, политика центральных и местных
властей;
. законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни;
. уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
. защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
. обязательность партнеров при исполнении контрактов;
. качество банковской системы и других финансовых институтов;
. доступность кредитования;
. административные, технические, информационные и другие барьеры входа на
рынок, уровень монополизма в экономике.
Согласно проведенному опросу журналом «Эксперт»[39], выделяют следующие
группы факторов, от которых зависит легкость и удобство привлечения
инвестиций:
. Макрофакторы - экономическая и политическая стабильность;
. Государственная политика;
. Законодательство и его соблюдение;
. Уровень развития инфраструктуры;
. Внутрифирменные факторы.
Прежде чем давать полное представление об инвестиционном климате
региона, мы должны рассмотреть инвестиционный климат в стране в целом.
В течение 90-х годов российская экономика претерпевала значительные
перемены, которые были обусловлены различного рода причинами, в т.ч.
политическими. Одним из самых значительных и переломных моментов в
экономике страны был кризис 1998 года., который был связан с тяжестью
перехода от планово-социалистической экономики к рыночной. К моменту начала
реформ ситуация выглядела следующим образом:1
К 1991 г. ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 13 %, при
росте потребительских цен в 2 раза. В стране существовала карточная
система, одна из основных отраслей экономики – ВПК переживает спад и
производство становится нерентабельным. С каждым годом экономика все больше
усугубляется кризисной ситуацией, среди факторов такой ситуации можно
выделить:
o Устойчивый бюджетный дефицит, пирамида ГКО, нехватка денежных ресурсов.
o Слабость самого государства, несогласованность принимаемых решений,
невыполнение договоренностей с МВФ.
o Проблемы реального сектора экономики. Продолжается переход от плановой
экономики к рыночной в искаженной форме. Рубль продолжает падать,
наблюдается инфляция.
Все это создает предпосылки для экономического кризиса.
К 1996г. в преддверии президентских выборов, несмотря на сложную
экономическую обстановку, законотворчество в стране продолжается,
принимаются следующие важные нормативные акты:
Указы президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ
президента РФ от 17.09.94г. №1928 «О частных инвестициях в РФ». 20.01.96.г.
№ 70., «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные
участки под объектами недвижимости в сельской местности» 14.02.96.г. №198.,
«О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 01.04.96.г.
№443.
Правительство РФ принимает «Положение о порядке установления границ
землепользования в застройке городов и других поселений» 02.02.96.г. № 105,
«Положение о совершенствовании информационного обеспечения потенциальных
инвесторов» 02.02.96.г. № 80.
Это далеко не полный перечень документов, которые должны были
урегулировать отношения между субъектами инвестиционной деятельности.
1997 год давал ощущение подъема, но нужно отметить промедление в
принятии решений по реструктуризации внешних и внутренних долгов,
нерасторопность в бюджетной и кредитно-денежной политике, неблагоприятные
внешние факторы.
Одним из самых переломных моментов в экономике страны стал август
1998г. Этот период характеризуется кризисом банковской системы,
инфляцией, возникают проблемы с урегулированием российского внешнего долга.
Заморожены ГКО, снижаются цены на обязательства государства, наблюдается
девальвация рубля, граждане стремятся забрать свои вклады. Повышаются цены
и тарифы.
В 1998г. инфляция составляет 84, 4 %. Были сокращены расходы бюджета,
доля дефицита бюджета во ВВП составила 4, 7%. Инвестиционная активность
вследствие отказа от обязательств находится в «точке замерзания». Из-за
нехватки оборотных средств и бюджетного дефицита предприятия охватил, так
называемый, инвестиционный голод. Экономисты отмечают системный кризис в
экономике.
В период кризиса мы переживаем постоянные смены Правительства, каждое
из которых стремится создать условия и принять меры по стабилизации
экономики. Финансовый кризис разразился как дополнение к экономическому. За
июнь-июль шестикратно взлетает ставка рефинансирования, за день сокращаются
резервы ЦБ на 1млрд$. Правительство предлагает ужесточить фискальную
политику, чтобы остановить давление на рубль. В столь сложной ситуации
Правительство Кириенко предлагает следующие антикризисные меры: создание
профицита бюджета в размере 2%, для этого предлагается не только уменьшить
расходы, но и развивать промышленность. Российский хаос в экономической и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|