Государственная поддержка инвестиционной деятельности
Управляющего и организует проверку документов, подтверждающих фактическое
расходование бюджетных средств, выданных на предусмотренные в
инвестиционном договоре цели.
Не целевое использование инвесторами средств Бюджета развития по
инвестиционному договору, предоставленных на безвозвратной и возвратной
основе, несвоевременный возврат, а также просрочка уплаты процентов за их
использование служат основанием для принятия Управляющим решения о:
> расторжении инвестиционного договора и досрочном взыскании с Инвестора
выделенных ему бюджетных средств с учетом процентов по кредиту;
> сокращении или прекращении предоставления инвестору всех форм
государственной поддержки, в том числе отсрочек (рассрочек) налоговых
платежей;
> взимании с инвестора в безакцептном порядке штрафа в размере 100-кратном
МРОТ.
Возврат средств, предоставленных в виде прямого финансирования
инвестиционных проектов с условием закрепления в государственной
собственности Новосибирской области соответствующей части акций
акционерного общества, происходит путем реализации указанной доли акций
акционерного общества на рынке ценных бумаг по истечении года с начала
получения прибыли от реализации проекта, с направлением выручки от
реализации этих акций в доход Бюджета развития. В случае отсутствия
свободного обращения указанных акций у организаторов торгов на рынке ценных
бумаг, продажа указанных долей акций осуществляется на открытом аукционе по
реализации государственного имущества.
Уполномоченный орган:
> оформляет и согласовывает инвестиционные договоры в установленном
порядке;
> принимает от инвесторов платежные документы, формирует письмо-заключение
о соответствии произведенных инвестором затрат условиям инвестиционного
договора и переправляет указанные документы, подтверждающие произведенные
инвестором затраты, Управляющему;
> осуществляет в соответствии с Положением «О порядке осуществления
текущего контроля эффективности деятельности по оказанию государственной
поддержки для реализации инвестиционных проектов» текущий контроль
целевого использования инвесторами средств Бюджета развития в процессе
реализации курируемых инвестиционных проектов; общего хода реализации
инвестиционных проектов и ежеквартально представляет Управляющему отчет в
разрезе инвесторов об объемах и направлениях использования средств
Бюджета развития;
> осуществляет непосредственный контроль полноты и своевременности возврата
инвесторами полученных бюджетных средств и перечисления процентов за
пользование ими, и сообщает Управляющему о фактах несвоевременного
гашения полученных кредитов и начисленных процентов по ним, несоблюдения
долей участия средств Бюджета развития и доли собственных и заемных
средств инвестора и соинвесторов по инвестиционному проекту, иных фактах
нарушения условий инвестиционных договоров.
Управляющий отдельным бюджетным счетом Бюджета развития:
> формирует сводную смету доходов и расходов по Бюджету развития, выделяя
лимиты бюджетных обязательств, для представления УФиНП с целью
формирования сводного плана-графика привлечения средств для целей
реализации Бюджета развития;
> осуществляет сверку сумм оказываемой государственной поддержки в разрезе
Инвесторов с общей сметой доходов и расходов по Бюджету развития,
лимитами бюджетных обязательств;
> на основании платежных документов Инвесторов и письма-заключения
Уполномоченного органа в соответствии с инвестиционным договором отдает
распоряжение УФиНП на привлечение указанных в платежных документах сумм
на отдельный бюджетный счет Бюджета развития и перечисление указанных
сумм с отдельного бюджетного счета Бюджета развития на счета контрагентов
инвесторов;
> в течение всего срока пользования средствами Бюджета развития вправе по
согласованию с УФиНП в одностороннем порядке изменять процентную ставку
за пользование средствами Бюджета развития в зависимости от изменения
учетной ставки Центрального Банка РФ, уведомляя об этом Инвестора в
письменном виде не менее чем за 1 месяц до ее изменения;
> осуществляет сводный текущий контроль движения средств по счету Бюджета
развития, целевого использования средств Бюджета развития в разрезе
Инвесторов, общего хода реализации инвестиционных проектов, и с
периодичностью раз в полгода формирует и представляет отчет главе
администрации Новосибирской области и в Новосибирский областной Совет
депутатов;
> осуществляет сводный контроль полноты и своевременности возврата
инвесторами бюджетных средств и перечисления процентов за пользование
ими, соблюдения долей участия средств Бюджета развития и долей
собственных и заемных средств инвесторов и соинвесторов по инвестиционным
проектам;
> в случае нецелевого использования инвесторами средств Бюджета развития по
инвестиционному договору, несвоевременного возврата, или просрочки уплаты
процентов за их использование, обнаружения иных фактов нарушения условий
инвестиционного договора – вправе расторгнуть инвестиционный договор и
осуществить бесспорное досрочное взыскание с инвестора выделенных ему
бюджетных средств с учетом процентов по ним, сократить или прекратить
предоставление всех форм государственной поддержки, либо взять в
безакцептном порядке с инвестора штраф.
Контроль за целевым использованием средств Бюджета развития
осуществляют Новосибирский областной Совет депутатов, глава администрации
Новосибирской области.
Управляющий представляет отчеты об использовании средств Бюджета
развития в Новосибирский областной Совет депутатов раз в полугодие не
позднее 1 месяца по окончании отчетного периода, в соответствии с
Положением «О порядке осуществления текущего контроля эффективности
деятельности по оказанию государственной поддержки для реализации
инвестиционных проектов».
Инвестор на всех этапах выполнения инвестиционного проекта, но не реже
одного раза в квартал, представляет Уполномоченному органу информацию о
целевом использовании средств государственной поддержки для реализации
инвестиционных проектов.
Обязательным является поведение мониторинга исполнения инвестиционных
проектов, эта проблема широко обсуждается, но, к сожалению, она не
воплощена в жизнь. Корректировку инвестиционных проектов осуществляют
консультанты ГлавЭУ, давая рекомендации по экономическим расчетам.
Для обеспечения возврата средств из бюджета развития рассмотрим
поучительный пример на опыте коммерческих банков, которые успешно
справляются с проблемой возврата предоставляемых кредитов.
Существует несколько возможных форм участия банка в кредитовании
инвестиционных проектов1. Рассмотрим некоторые из них.
Инвестиционное кредитование- участие банка в инвестиционном проекте в
форме предоставления кредита на срок более 1 года, при котором источником
возврата кредита является вся хозяйственная и финансовая деятельность
заемщика, включая доходы, генерируемые проектом.
Проектное финансирование- участие банка в инвестиционном проекте в
форме предоставления кредитов на срок более одного года, при реализации
которых возврат вложенных средств и получение доходов осуществляется на
этапе эксплуатации проекта из выручки от реализации продукции и услуг,
генерируемой самим проектом.
При финансировании инвестиционных проектов, банк взимает с заемщика в
зависимости от их видов, характера и сложности, выполняемых операций плату
за:
. проведение операций по ссудному счету
. пользование открытым лимитом кредитной линии
. управление финансированием проекта
. организацию финансирования и проведение экспертизы проекта
При обращении в банк, заемщик направляет заявку на финансирование,
которая составляется в произвольной форме с указанием цели, суммы, сроков
кредитования и возможного обеспечения.
Кредитный работник в течение 2-х дней с момента получения им заявки
направляет заемщику для заполнения формуляр. Рассмотрение формуляра
кредитный работник осуществляет в течение 5 рабочих дней с момента его
получения. При положительных итогах анализа формуляра кредитный работник в
течение 2 рабочих дней после завершения анализа направляет инициатору
проекта формы исходных данных для финансового анализа инвестиционного
проекта с рекомендациями по их заполнению. В случае отрицательного
заключения кредитный работник готовит предложение руководителю кредитного
подразделения о нецелесообразности дальнейшей работы с проектом. В течение
10 дней кредитный работник выполняет предварительную оценку коммерческой
эффективности проекта и анализ финансового состояния потенциального
заемщика.
Решение о принятии проекта в детальную проработку и форме
финансирования или отказе принимается на совещании у руководителя
кредитного подразделения с участием кредитного работника в течение 30
рабочих дней с даты регистрации заявки в кредитном подразделении.
При положительном решении заемщику предлагается представить в банк
полный комплект документов по проекту:
. заявка на получение кредита
. формуляр инвестиционного проекта
. карточка с образцами подписей и оттиском печати
. документ о государственной регистрации
. приказы о назначении должностных лиц, имеющих право подписи от имени
предприятия
. учредительные документы
. финансовые документы (полный комплект бухгалтерской отчетности за три
года, аудиторское заключение, список кредиторов и должников, справка из
ГНИ о счетах открытых в коммерческих банках, расшифровки краткосрочных
финансовых вложениях, правоустанавливающие документы на предмет залога)
. стандартные документы по проекту
. базовые контракты проектов
. маркетинговые исследования и план сбыта продукции
. предложения по структуре финансирования проекта
. исходные данные для анализа инвестиционного проекта
. текущая переписка по проекту
. материалы в поддержку проекта
. документы, подтверждающие намерения гарантов, поручителей
. учредительные и финансовые документы гарантов
. предпроектные материалы
. прочие документы
При отрицательном решении заемщику кредитным работникам направляется
мотивированный отказ за подписью руководителя банка
Основания для отказа могут быть следующими:
. проект имеет низкие технико-экономические, финансовые показатели
. испрашиваемые инициатором проекта условия финансирования проекта и
обеспечение кредита не могут быть приняты банком
. имеются в наличии стоп-факторы
При проектном финансировании между банком и заемщиком заключается
договор на организацию финансирования и проведение комплексной экспертизы
проекта.
Получение полного пакета документов считается моментом принятия банком
проекта в дальнейшую проработку. Кредитный работник в течение 2 рабочих
дней с даты их получения проверяет полноту и соответствие предоставленных
документов установленным формам и формирует кредитное дело.
В течение 15 рабочих дней с даты получения полного пакета документов
кредитный работник проводит анализ документов по следующим основным
направлениям:
. финансовое состояние потенциального заемщика
. коммерческая схема проекта
. структура финансирования
На основе предложений заемщика, изложенных в формуляре, анализируется
структура финансирования проекта. Структура должна отражать все источники,
условия и формы финансирования проекта, а именно:
. собственные средства заемщика
. инвестиции участников проекта в акционерный капитал
. банковские кредиты
. лизинг
. привлечение заемных средств путем размещения облигаций
. бюджетное финансирование
Предложения по структуре финансирования проекта выносится на кредитный
комитет и в части, касающейся кредита банка, утверждается по следующим
основным параметрам:
. лимит кредитования
. срок кредитования
. процентная ставка и условия ее корректировки в течение срока кредитования
. график использования и возврата кредита
. график выплаты процентов
. льготный период по уплате процентов
Доля участия банка в проекте, как правило, не может превышать 70% от
общей стоимости проекта.
. финансовый анализ проекта
На основе полученных исходных данных для финансового анализа
инвестиционного проекта и после уточнения условий финансирования всеми
участниками проекта, платежных условий всех контрактов, потребностей в
оборотном капитале, затрат и поступлений по проекту в обязательном порядке
проводится финансовый анализ проекта.
Финансовый анализ, проведенный инициатором проекта/потенциальным
заемщиком, используется только для сравнения с получаемыми кредитным
работником результатами.
. риски проекта
после изучения ТЭО проекта проводится анализ рисков проекта.
. обеспечение
. По мере разработки структуры финансирования, коммерческой схемы
реализации и анализа рисков проекта формируется обеспечение
своевременного и полного исполнения обязательств заемщика по кредиту
банка. При этом возможные варианты обеспечения оцениваются с точки
зрения:
. наличия прав потенциального заемщика и третьего лица на предлагаемое
обеспечение
. потенциальной ликвидности этого обеспечения
. возможности его использования в качестве основного, дополнительного
обеспечения.
Обеспечение, которое имеет величину и ликвидность, достаточную для
покрытия всей суммы основного долга и процентов называется основным
обеспечением кредита. На него в первую очередь обращается взыскание в
случае нарушения заемщиком своих обязательств перед банком.
в качестве основного обеспечения в соответствии с действующими в
Сбербанке правилами, заемщиком могут быть представлены следующие формы
обеспечения:
. залог ценных бумаг сбербанка России и государственных ценных бумаг РФ
. залог ценных бумаг субъектов РФ в пределах установленных на них лимитов
риска
. залог ликвидных ценных бумаг банков в пределах установленных на банки-
контрагенты лимитов риска
. залог акций корпоративных эмитентов в пределах установленных на них
лимитов риска
. поручительства Министерства финансов РФ
. поручительства органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах
установленных на них лимитов
. банковские гарантии в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов
риска
. поручительства платежеспособных предприятий и организаций
. залог оборудования, транспортных средств, другого имущества
. залог недвижимости, имущественных- прав на недвижимость, прав по
инвестиционным контрактам, прав на объекты незавершенного строительства
. средства на депозитном счете заемщика или его учредителей в банке
Если по мнению кредитного работника необходимо увеличить общую сумму
обеспечения, то помимо основного заемщик предоставляет дополнительное
обеспечение.
В качестве вспомогательного обеспечения применяются банковские гарантии
надлежащего исполнения обязательств и возврата аванса по контрактам,
заключаемые в рамках проекта, тендерные гарантии, соглашения о безакцептном
списании денежных средств со счетов заемщика, страхование и иные
обязательства, гарантирующие лишь частичную компенсацию предоставленных
кредитных ресурсов.
При инвестиционном кредитовании заемщик предоставляет ликвидное
обеспечение, достаточное для покрытия всей суммы основного долга, процентов
и других платежей по кредиту.
Имущество, являющееся предметом залога должно быть застраховано.
кредитный работник направляет запрос о заемщике и других участниках
проекта в управление безопасности банка. По требованию Управления
Безопасности кредитный работник передает необходимые документы по
инвестиционному проекту.
Заключение Управления Безопасности должно содержать заключение о
деловой репутации заемщика и других участниках проекта, их руководителей, а
также информацию об отсутствии стоп-факторов по работе с проектом,
относящихся к компетенции управления Безопасности.
Если по результатам рассмотрения формуляра инвестиционного проекта,
исходных данных для финансового анализа инвестиционного проекта,
разрешительной, контрактной или иной документации по проекту, руководитель
кредитующего подразделения приходит к выводу о необходимости проведения
независимой экспертизы, то об этом случае сообщается инициатору проекта, и
такая экспертиза организуется банком, с привлечением приглашенных экспертов
или сторонних организаций, но оплачивается заемщиком.
На основе проведенного анализа пакета документов, результатов экспертиз
и проверок кредитный работник заполняет заявку на предоставление кредита.
В случае положительного решения комитета оно оформляется в
установленном порядке и доводится до сведения заемщика. На основании
решения Комитета осуществляется оформление кредитной документации и
выдача кредита.
При наличии причин, указывающих на нецелесообразность участия банка в
проекте, кредитный работник готовит мотивированный отказ банка
финансировать проект в письменной форме за подписью руководителя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|