Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов Хозяйства проаначизируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.
В таблице приведен анализ прибыли по различным группам продуктов на примере КФХ «СПК КОЛОС».
Таблица 2.6 - Анализ прибыли по различным видам продукции
Наименование
1999
2000
2001
продукции.
Чис-
При-
Доля
Чис-
При-
Доля
Чис-
При-
Доля
ло
быль
в об-
ло
быль
в об-
ло
быль
в об-
вар.
тыс.
щем
вар.
тыс.
щем
вар.
тыс.
щем
грн.
объ-
грн.
объ-
грн.
объ-
ёме
ёме
ёме
при-
при-
при-
были,
были,
были,
1. Масло
подсолнеч-
ное
7
51,3
61
7
71,5
61,3
8
107,3
65
вт.ч:
1.3 Не
фасованное
2
40,8
48
2
59,9
48
2
93
51
1.4 фасованное
5
9,5
13
5
10,8
13,3
7
14,3
14
2. Зерновые.
2
3,8
6
2
5,5
7
2
10,4
12,5
3. Майонез.
8
3,7
5,6
10
4,6
6
16
6,7
6
4. Кетчуп.
3
2,5
5,4
5
3,9
5
8
3,1
3
5. Крупы.
3
8,5
13
3
9,5
13,5
3
10,4
12,5
6. Макарон-
ные изд.
5
3,1
5
5
3,4
5
5
4,1
4
7. Консервы
5
2,5
4
5
3,9
5
8
3,1
3
Всего:
33
92,52
100
37
108,5
100
51
142,4
100
Теперь, для наглядности изложенной информации изобразим это графически.
Рисунок 2.5 Анализ прибыли, по различным видам продукции.
Из вышеприведенных таблицы и рисунка анализируя данные за 2001г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимает масло подсолнечное - 107,3 тыс.грн., или 65% (в т.ч. не фасованное производства КФХ «СПК КОЛОС» - 93 тыс.грн., или 51% и фасованное других производителей - 14,3 тыс.грн., или 14% ) в общем объёме прибыли.
Второе место в структуре прибыли занимают примерно одинаковые по показателям прибыли зерновые и крупы соответственно 10,4 или 12,5% в общем объёме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объёме прибыли продукции и составляют 3 - 6,7 тыс.грн или 3% - 6% в общем объёме прибыли.
Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 1999-2001 г. на основании таблиц 2.3, 2.4, можно сделать вывод о общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукщш и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2001 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное производства КФХ «СПК КОЛОС».
Для определения наиболее эффективных направлений деятельности хозяйства расчетаем уровень рентабельности по каждой группе товаров.
Таблица2.7 - Уровень рентабельности отдельных видов продукции
Наименование ассортиментной группы
Выручка, тыс.грн
Прибыль, тыс.грн .
Уровень рентабельности продукции
масло поде, не фас.
618,8
93
21%
масло поде, фасов.
352,1
24,3
7%
зерновые
87,5
10,4
11%
майонез
96
6,7
7%
кетчуп
39
Г 3,1
7%
крупы
98
10,4
10%
макарон.изд.
83
4,2
5%
консервы
41
3,1
8%
Из вышеприведенной таблицы следует, что наибольший уровень рентабельности соответствует 21% - масло подсолнечное не фасованное производства КФХ «СПК КОЛОС». Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%) для производителя подсолнечного масла; уровень рентабельности по зерновым -11% скорее носит вероятностный характер, чем постоянный в виду непостоянства урожайности и субсидированности сельского хозяйства; невысокий уровень рентабельности других ассортиментных групп является в принципе характерным для предприятий реализующих продукты питания других производителей.
Анализируя затраты следует отметить, что при производстве масла подсолнечного не фасованного наибольшее значение имеют сырьевые затраты (закупка семян подсолнечника), а второе по значению и первое для других реализуемых товаров приобретают затраты на оплату труда.
В общем следует отметить, что увеличение конкуренции, снижение инфляции на рынке продуктов питания привели к снижению цен на продукцию и коэффициентов рентабельности.
2.4 Анализ качества подсолнечного масла
Анализируя качество любого продукта, следует учитывать его составляющие, то есть способность товара правильно выполнять свои функции; соответствие нормам и стандартам на необходимом уровне; отсутствие дефектов в течение заданного времени; полезный срок и частота использования; эстетичность. При анализе производства подсолнечного масла основным моментом является качественность сырья и правильность выполнения всех требований, которые предъявляются к нему. Подсолнечное масло должно вырабатываться из семян подсолнечника, соответствующих требованиям ГОСТ 2240 - 93. Объектом стандарта является подготовка к
посеву семян сортов и гибридов, внесенных в "Государственный реестр сортов Украины", а также тех, что проходят производственное испытание.
Существует разделение на категории по этапам семеноводства: оригинальное, элитное и гибридное.
Оригинальные семена -- семена первичных звеньев семеноводства, которое реализуется для дальнейшего размножения и получение элитных семян.
Элитные семена - семена, получаемые при размножении оригинальных семян в элитно-семяноводческих хозяйствах, внесенных в Реестр выращивания семян.
Гибридные семена - результат скрещивания родительских форм гибридов.(П)
При заготовке допускается влажность 7%, а на переработку должны поступать семена - 6% влажности.
По сортовому и посевному качеству семена подсолнечника должны отвечать нормам, которые приведены в таблице 2.8.
Таблица 2,8 - Качество семян подсолнечника
Катего Рии семян
Степень стериль ности материа льных форм, %, min
Содержимое семян
Энер гия про роста ния,
%, min
Сход ство,
%,
min
Основ ной куль туры %, min
ВТ. Ч.
обше лушен ныхсе мян%, max
Других видов, пгг/кг,тах
Куль тур ных
Буря чных
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Сорта ОН ЕН РН-1-3
-
100 99 98
1,0 1,0 2,0
0 3 10
0
2
5
87 87 82
92 92 87
2. Формы гибридов ОН ЕН РН-1-3
98 95 95
98 97 97
1,0 2,0 3,0
5 10 10
3 5 5
80 80
85 85 80
З.Первые поколе ния гибридов F1
-
98
3,0
10
5
-
85
Подсолнечник - культура, требующая определенного количества солнечных дней для того, чтобы произошел ферментативный процесс образования масла в семенах. Территория Украины является наиболее благоприятным областью для возделывания такой культуры как подсолнечник. В дождливых районах в семенах будет образовываться не сколько масло, а сколько крахмал. Традиционно "масляные " области Украины - Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская.
Из отечественных сортов подсолнечника, семена которые дают наибольшее количество масла, выделяют семена, разработанные Харьковским Институтом растениеводства им. Юрьева: "Харьковский - 3", "Харьковский - 7" - нового поколения. Селекционерами этого же 1шститута были выведены гибриды подсолнечника: " Харьковский - 49", "Харьковский - 58". Запорожский институт масличных культур ввел в производство "Запорожский -- 9, - 10, - 12" и другие. Наибольшие посевные площади Украины занимают гибриды "Одесский- 122, - 123, - 128, - 249, - 504".
Масличность гибридов харьковской селекции составляет 53 - 55%, одесской и запорожской немного ниже - 49 - 52%. Наибольший выход масла дают гибриды селекции республики Молдова: "Санбрэд 254", "МПК - 8402", "МПК - 8506" .(12)
В соответствии с международным стандартом на подсолнечное масло ГОСТ 1129-93 установлены требования, предъявляемые к сырью.
Для производства рафшшрованного дезодорированного масла марки Д должно использоваться не рафинированное подсолнечное масло не ниже второго сорта.
Для "вымороженных" рафинированного и гидротированного масел.
направленных в сеть и на предприятие общественного питания, степень
прозрачности должна быть не более 15 фем.
Основные требования, предъявляемые к рафинированному,
гидротированному и нерафинированному сорту масла указанны в
таблице 2.9 .
Таблица 2.9 - Нормы для масла рафинированного
Наименование показателя
Дезодорирован ного
Не дезодориро ванного
Д
П
Цветное число, мг йода, не более
10
10
12
Продолжение таблицы 2.9
Кислотное число, мг КОН/г, не более
0,35
0,4
0,4
Массовая доля влаги и летучих веществ, %, не более
0,10
0,10
0,10
Мыло (качественная проба)
-
-
-
Температура вспышки экстра кционного масла, С°, не ниже
234
234
225
Степень прозрачности, фем, не более
25
25
25
Перекисное число, % 0 ммоль/кг, не более: свежевыработанного масла после хранения