Анализ конкурентоспособности ВУЗа
В Приложении 4 представлена Диаграмма 1, показывающая соотношение ответов студентов, в %.
Для проведения опроса среди студентов 1 курса очно-заочного отделения была также разработана анкета, которая представлена в Приложении 5. Опрос проводился в середине марта 2007г. в течение недели. На очно-заочном отделении было опрошено 65 студентов первого курса.
Результаты опроса очно-заочного отделения приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Результаты анкетирования студентов очно-заочного отделения
Вопрос
|
Получено положительных ответов студентов, %
|
|
Откуда Вы узнали о МИЭМП?
|
|
|
а) от друзей, знакомых, родственников;
|
39
|
|
б) через Интернет;
|
31
|
|
в) из газеты, журналов;
|
18
|
|
г) другое
|
12
|
|
Почему Вы выбрали именно МИЭМП?
|
|
|
а) случайно;
|
4
|
|
б) удобные формы обучения;
|
21
|
|
в) доступная оплата;
|
43
|
|
г) легко поступить;
|
8
|
|
д) даёт высокий уровень подготовки;
|
12
|
|
е) другое
|
12
|
|
Как Вы оцениваете условия обучения?
|
|
|
а) отличные;
|
54
|
|
б) хорошие;
|
43
|
|
в) удовлетворительные;
|
7
|
|
г) неудовлетворительные.
|
-
|
|
Как Вы оцениваете состояние внеучебной деятельности?
|
|
|
а) отлично;
|
39
|
|
б) хорошо;
|
29
|
|
в) удовлетворительно;
|
30
|
|
г) неудовлетворительно.
|
2
|
|
|
На вопрос: «Откуда Вы узнали о МИЭМП?» больше всего опрошенных (39%) ответили - от друзей, знакомых, родственников. Это снова подтверждает то, что МИЭМП пользуется популярностью на рынке образовательных услуг.
На вопрос: «Почему Вы выбрали именно МИЭМП?» выбор большинства опрошенных также пал на то, что в МИЭМП - Достойная оплата (43%) и Удобные формы обучения (21).
Большинство опрошенных студентов оценили условия обучения, как «отличные»(54%)
Большинство студентов состояние внеучебной деятельности оценили как: «отличное». Тем не менее, были выявлены некоторые недостатки.
В Таблице 4 рассмотрены ответы студентов на вопрос: «Что вы можете отнести к первостепенным социальным проблемам студенчества в вузе?»
Таблица 4
Ответы студентов на вопрос: «Что вы можете отнести к первостепенным социальным проблемам студенчества в вузе?», %
№ п/п
|
Ответ
|
Получено положительных ответов студентов, %
|
|
1.
|
Трудности материального положения
|
21
|
|
2.
|
Недостаток денежных средств
|
20
|
|
3.
|
Отсутствие возможности подрабатывать
|
12
|
|
4.
|
Неинтересная студенческая жизнь на факультете (институте)
|
19
|
|
5.
|
Нехватка свободного времени
|
17
|
|
6.
|
Недружные отношения в группе
|
9
|
|
7.
|
Устраивает все
|
2
|
|
|
В Таблице 5 рассмотрены ответы студентов на вопрос: Чего, по-вашему, не хватает в институте МИЭМП?
Таблица 5
Ответы студентов на вопрос: «Чего, по-вашему, не хватает в институте МИЭМП?», %
Ответ
|
Получено положительных ответов студентов, %
|
|
физкультуры
|
24
|
|
бассейна
|
21
|
|
Интернет кафе
|
13
|
|
лавочек на этажах
|
8
|
|
бесплатной литературы
|
6
|
|
кондиционеров
|
2
|
|
тренажерного зала
|
14
|
|
специалистов
|
4
|
|
общение между студентами и преподавателями
|
2
|
|
низких цен в буфете
|
5
|
|
Есть все
|
2
|
|
|
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- МИЭМП пользуется популярностью на рынке образовательных услуг среди других вузов;
- потребители услуг МИЭМП не в полной мере довольны качеством предоставляемых им услуг;
- в МИЭМП отсутствует индивидуальный подход к студенту, пониманию его нужд.
Таким образом, материал, изложенный в данной главе, позволяет автору сделать следующие выводы:
1) МИЭМП является одним из первых негосударственных вузов России. Институт является разработчиком собственных специализированных программ, направленных на сотрудничество с государственными и коммерческими предприятиями - работодателями, благодаря которым студенты МИЭМП во время обучения проходят практику в финансовых учреждениях г. Москвы.
В Институте предусмотрены дневная, вечерняя, заочная и субботняя формы обучения.
Управление Институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
В Институте открыта аспирантура. С 2006 г. Всемирный технологический университет на базе стратегического партнерства с Московским институтом экономики, менеджмента и права проводит набор на программу «Магистр».
Колледж МИЭМП является структурным подразделением Московского института экономики, менеджмента и права.
Центр Дополнительного Образования МИЭМП является одним из ведущих специализированных центров краткосрочного обучения и повышения квалификации специалистов.
Центр карьеры, практики и трудоустройства является структурным подразделением Московского института экономики, менеджмента и права.
В МИЭМП действуют различные внеучебные объединения. Внеучебную деятельность в МИЭМП координирует проректор по внеучебной деятельности.
В целях учебной, а также внеучебной деятельности студенты МИЭМП имеют возможность пользоваться библиотекой МИЭМП.
В МИЭМП существуют дополнительные услуги для студентов.
На территории МИЭМП организованы курительные комнаты для студентов и преподавателей.
В МИЭМП в рамках внеучебной деятельности организовываются и проводятся разнообразные мероприятия.
2) Процесс оценивания конкурентоспособности МИЭМП является субъективным, поэтому при принятии решения о степени конкурентоспособности образовательного учреждения рекомендуется рассчитать не только количественные значения показателей.
3) Можно сделать вывод, что более прочные конкурентные позиции займут те вузы, которые будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки.
4) По результатам проведенного в данной главе исследования можно сказать, что:
- МИЭМП пользуется популярностью на рынке образовательных услуг среди других вузов;
- потребители услуг МИЭМП не в полной мере довольны качеством предоставляемых им услуг;
- в МИЭМП отсутствует индивидуальный подход к студенту, пониманию его нужд.
5) На основании проведенного исследования сделан вывод, что основными направлениями повышения конкурентоспособности МИЭМП будут являться следующие мероприятия:
- Развитие студенческого самоуправления;
- Совершенствование бытовых условий МИЭМП;
- Организация спортивных секций.
Решению данных проблем будет посвящена 3 глава.
Глава 3. Основные направления совершенствования внеучебной деятельности МИЭМП
Современный формирующийся рынок образовательных услуг требует от вузов новых ориентиров и подходов в работе со студентами. Эта потребность предполагает воссоздание системы воспитательной работы, поиск адекватных требованиям времени форм и способов такой деятельности на основе изучения ценностных ориентаций студенчества. Как известно, воспитание в учебном заведении осуществляется через содержание учебного процесса, а также вне его - во внеучебной деятельности.
Современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью в вузе, отношение к ней студенчества были выявлены в ходе социологического исследования рассмотренного в предыдущей главе.
Эти результаты социологического исследования обосновывают необходимость организованной внеучебной деятельности с точки зрения интересов и потребностей ее участников.
В целях повышения конкурентоспособности МИЭМП предлагается усовершенствовать внеучебную деятельность, в частности:
- Организовать развитие студенческого самоуправления;
- Усовершенствовать бытовые условия МИЭМП;
- Организовать спортивные секции.
3.1. Развитие студенческого самоуправления МИЭМП
Студенты МИЭМП живут насыщенной, разнообразной многоплановой деятельностью. У нас есть Парламент, радио МИЭМП, клуб менеджеров, команды КВН, Клуб политологов и т.д.
Но все эти интересные разнообразные и нужные направления существуют сами по себе. Как эти разнообразные усилия объединить и создать эффективную систему управления внеучебной деятельностью МИЭМП?
С целью совершенствования внеучебной деятельности в МИЭМП следует объединить Парламент, команды КВН, радио МИЭМП, клуб менеджеров, и т.д., и создать единый Студенческий совет МИЭМП.
Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная, ответственная совместная деятельность неравнодушных к собственной судьбе студентов, направленная на решение любых вопросов своей жизнедеятельности:
- организация праздников в той форме, которая им самим интересна;
- определение кого из сокурсников поощрить;
- согласование учебного процесса и т.д.
Целями нашего студенческого самоуправления являются:
- Самоподготовка студента к будущей профессиональной деятельности, которая невозможна без активной жизненной позиции, навыков в управлении общественными делами, способности принимать решения и нести за них ответственность;
- Улучшение условий для качественного образования и самовоспитания студентов;
- Развитие студентов в профессиональном и личностном плане;
- Удовлетворение потребностей студентов в нравственном, интеллектуальном, культурном, социальном и физическом самосовершенствовании;
- Практическая реализация возможности студентов проявить организаторские, аналитические, творческие, научные и другие способности.
Формировать Студенческий совет Института требуется путем делегирования двух представителей от каждой группы Института (старосты группы и его заместителя) и представителей студенческого актива.
Избирать Председателя Студенческого совета на последнем заседании Студенческого Совета в текущем учебном году сроком на один год из числа членов Студенческого совета простым большинством голосов и утверждать директором института.
В обязанности председателя Студенческого совета должно входить:
1. Ведение заседаний Студенческого совета в соответствии с принятым регламентом;
2. Организация исполнения решений, принятых Студенческим советом;
3. Представление Студенческого совета по вопросам его деятельности в администрации Института и иных молодежных и студенческих организациях.
Следует назначать Заместителя Председателя Студенческого совета Председателем Студенческого совета из числа членов Студенческого совета.
В обязанности Заместителя Председателя Студенческого совета должно входить:
1. Ведение протокола заседания Студенческого совета;
2. Помощь Председателю Студенческого совета по вопросам, относящимся к его компетенции;
3. Исполнение обязанностей Председателя Студенческого совета во время его отсутствия.
Необходимо избирать Руководителей Комитетов Студенческого совета из числа членов Студенческого совета.
В обязанности Руководителей Комитетов Студенческого совета должно входить:
1. Формирование Комитета из активных студентов Института и поиск потенциальных активистов по направлениям, отнесенным к компетенции комитета;
2. Организация работы Комитета;
3. Разработка проектов и плана работы Комитета;
4. Координация работы проектов, находящихся в разработке Комитета, и подготовка отчетов о ходе выполнения проектов и работе Комитета на заседаниях Студенческого совета.
Необходимо назначать Руководителя проекта председателем, по представлению Руководителя соответствующего Комитета. Руководителем проекта, по моему мнению, может быть как член Студенческого совета, так и любой другой студен Института. Руководитель проекта должен осуществлять непосредственное руководство проектом. Руководитель проекта будет подотчетен Руководителю соответствующего Комитета.
Заместитель Председателя Студенческого совета и Руководители комитетов Студенческого совета должны быть подотчетны в своей работе Председателю Студенческого совета.
Председатель Студенческого совета, его Заместитель, Руководители комитетов Студенческого совета и Председатель Студенческого научного общества должны образовывать Президиум Студенческого совета.
Следует наделить Президиума Студенческого совета следующими полномочиями:
1. Обсуждение и утверждение повестки заседания Студенческого совета;
2. Решение общеорганизационных вопросов;
3. Координация деятельности комитетов Студенческого совета.
Также из студентов Института, активно принимающих участие в культурной, спортивной, научной и иной социально значимой деятельности Студенческого совета и Института необходимо сформировать Студенческий актив Института.
Желательно организовать Старостат, который будет являться формой студенческого самоуправления, органом Студенческого совета, формируемым из старост и из заместителей.
Старостат будет способствовать выработке предложений по совершенствованию учебного процесса в Институте, постановке целей и задач текущей деятельности Студенческого совета в сфере совершенствования учебного процесса.
Собрания Старостата должны проходить не реже двух раз в семестр и нужно ввести обязательным требованием присутствие на собраниях Старостата не менее половины всех старост и их заместителей.
Также требуется уполномочить Старостат принимать решения простым большинством голосов открытым или закрытым голосованием.
Необходимо создать Студенческое научное общество (СНО): данное подразделение позволит студентам принимать участие в научных дискуссиях по проблемным вопросам на различных межвузовских научно-практических конференциях. Студенты будут создавать собственные работы и выступать с ними, обосновывая уже свою личную точку зрения в научных кругах. Я считаю, что роль СНО должна состоять в организации подобных мероприятий в стенах института. Авторитет РФ МИЭМП проявляется и в том, что студенты многих учебных заведений, например, Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина, активно принимают участие в дискуссиях и дают высокую оценку в работе по организации самого процесса. Под эгидой СНО создаются всевозможные методические пособия и сборники научных статей, формирующиеся на основе выступлений на конференциях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|