Экономический анализ конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт"
За анализируемый период значительно улучшилось производство и реализация продукции, так, например, выручка от реализации продукции увеличилась с 2001 по 2003 год с 1590,4 до 16898,8 млн. руб.
Объединение постоянно проводит работы по дальнейшему научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси «HORIZONT-4CTV655»; разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры «Горизонт-54 ДТУ 675», «Горизонт-37 СТV 655 Е» в моноплатном исполнении. Средняя отпускная цена телевизоров -- 240 долларов США.
В ОАО «Горизонт» практически завершена разработка системы «Качество» на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000; проделана работа по подготовке производства телевизионных приемников к аттестации.
Поскольку разрыв общесоюзных, зачастую неэффективных, экономических связей и неплатежеспособность новых партнеров ставят перед предприятием задачи реструктуризации, изыскания мобильных денежных средств, обновления производственных площадей и разработки новых моделей телевизоров, то естественно возникает глобальная проблема обновления его стратегии внешнеэкономической деятельности. В этой связи поставлены следующие задачи:
-- исследование рынков предполагаемых поставок телевизоров;
-- разработка новых моделей продукции;
-- анализ и обработка печати и информации, полученной по прямой и электронной почте, телефонным звонкам в различные регионы СНГ от отдела патентно-технической информации;
-- сбор и анализ данных о предприятиях-изготовителях теле- и радиотехники, а также о новинках теле-, видео- радиотехники в странах СНГ и дальнего зарубежья;
-- исследование социально-экономической ситуации в различных регионах стран СНГ, импорта-экспорта телетехники в РБ;
-- организация и проведение выставок-продаж в РБ и за ее пределам, широкой рекламной компании на телевидении, радиовещании и в прессе;
-- разработка ценовой стратегии, исходя не только из себестоимости и норм прибыли, но и с учетом ситуации на рынке аналогичной продукции.
Телевидение является одним из самых популярных и массовых средств информации. В мире существует огромное количество фирм, производящих телевизионную технику. Номенклатура изделий настолько широка, что способна удовлетворить требования практически любого потенциального потребителя. Выпускаются телевизоры от простых с минимальным набором пользовательских функций до самых сложных с множеством встроенных устройств и выполняемых функций, включающих также в себя элементы компьютерной техники и с возможностями приема спутниковых программ, телетекста, одновременного воспроизведения нескольких программ, со сложными стереосистемами звукового сопровождения.
Размеры телевизионного экрана имеют большой диапазон. За рубежом осуществляется массовый выпуск телевизоров с размерами экрана 11 см, 16 см, 37 см, 42 см, 51 см, 61 см, 63 см, 70 см, 82 см. Производятся различные и по внешнему оформлению телевизоры от самых дорогих в корпусах из ценных пород дерева до очень дешевых пластмассовых, переносные и стационарные телевизоры.
За 2002 г. объединение выпустило 246217 телевизоров, прирост по сравнению с 2001 годом составил 104,0 % или 9518 штук, а против 2003 г. этот показатель равен 103,2 % или 7905 штук.
В производстве телевизоров применяют кинескопы импортного производства фирм «Thomson», «Samsung», «Philips» и «Panasonic», а также кинескопы литовского производства (табл. 2.2.).
Таблица 2.2.
Производство телевизоров с применением кинескопов импортного и литовского производства, шт.
Модель телевизора по кинескопу
1 квартал 2002 г.
1 квартал 2003 г.
Отклонение от 1 квартала 2002 г.
1 квартал 2003 г. в % по отношению к 1 кварталу 2002 г.
шт.
%
шт.
%
Телевизоры с кинескопами импортного производства
22091
43,7
53610
83,2
+31519
242,7
Телевизоры с кинескопами литовского производства
28403
56,3
10849
16,8
-17554
38,2
Итого
50494
64459
+13965
127,7
Съем
107
342
Итого с учетом съема
50387
64117
+13730
127,2
В 1 квартале 2002 г. 56,3 % выпущенных телевизоров были оснащены кинескопами литовского производства, телевизоров с импортными кинескопами -- 43,7 %. В 1 квартале 2003 г. наблюдается обратная ситуация: большинство телевизоров произвели с кинескопами импортного производства (83,2 %), остальные телевизоры -- с литовскими кинескопами (16,8 %). Предприятие ставит задачу улучшения качества телевизоров, поэтому в большинстве из них применяются кинескопы фирм «Thomson», «Samsung», «Philips», «Panasonic», а использование кинескопов литовского производства постоянно снижается ввиду их более низкого качества.
В 2003 г. расширилась номенклатура производимых телевизоров по сравнению с 2002 г. объединение постоянно проводит работы по дальнейшему научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси «HORIZONT-54 CTV 655». Разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры «Горизонт-54 ДТУ 675», «Горизонт-37 СТV 655 Е» в моноплатном исполнении.
Изменения в реализации телевизоров и движении денежных средств за отгруженную продукцию в 2002 и 2003 г.г. представлены в таб.2.3.
Таблица 2.3.
Реализация телевизоров «Горизонт»
Показатели
1 квартал 2002 г.
1 квартал 2003 г.
Отклонение от 1 квартала 2002г.
1.
Реализовано со склада ПО «Горизонт», шт.
59595
66290
+6695
2.
Реализовано со склада РУП «Завод Горизонт», шт.
48172
50897
+2725
-- в т.ч. за пределы РБ
12803
12490
-313
3.
Отгружено продукции со склада ПО «Горизонт», млрд.руб.
226,4
543,2
+276,8
4.
Поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада ПО «Горизонт», млрд.руб.
237,9
548,1
+310,2
5.
Отгружено продукции со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб.
232,5
446,0
+213,5
6.
Поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб.
219,1
486,0
+266,9
7.
Поступило денег (РУП «Завод Горизонт», млрд.руб.
185,5
420
+234,5
-- в т.ч. из России
22,0
28,0
+6,0
-- по предоплате
14,9
100,0
+85,1
8.
Поступило по бартеру (УП «Завод Горизонт»), млрд.руб.
33,6
66,0
+32,4
-- в т.ч. из России
8,1
14,0
+5,9
9.
Реализовано со склада завода «Альмагор», шт.
5985
6106
+121
10.
Отгружено продукции по заводу «Альмагор», млрд.руб.
20,9
46,2
+25,3
11.
Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по заводу «Альмагор», млрд.руб.
12,4
16,5
+4,1
12.
Реализовано со склада НПК «Сигнал», шт.
5438
9287
+3849
13.
Отгружено продукции по НПК «Сигнал», млрд.руб.
13,0
50,9
+37,9
14.
Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по НПК «Сигнал», млрд.руб.
6,4
45,9
+39,5
В целом реализации телевизоров «HORIZONT» В 1 квартале 2003 года была успешной. Этот показатель по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 11,2 % по ОАО «Горизонт» и на 5,7 % по РУП «Завод Горизонт». Проанализируем объемы экспорта и импорта по странам и регионам, для этого используя данные табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Объемы экспорта-импорта в 2003 году
Показатели
Объемы, в тыс.дол. США
Темп, %
2003 г.
2002 г.
1. Экспорт всего
13316,7
10050,2
132,5
-в том числе:
-- в Россию
12804,1
9299,6
137,7
-- в др. страны СНГ
282,6
598,8
47,2
-- за пределы СНГ
230,0
151,8
151,5
2. Импорт всего
25085,4
24809,9
101,1
-в том числе:
-- из России
2151,8
3567,4
60,3
-- из др.стран СНГ
285,8
301,9
94,7
-- из-за пределов СНГ
22647,8
20940,6
108,2
Российская Федерация -- пока основной регион для экспортных поставок телевизор «Горизонт».
По результатам анализа социально-политической обстановки в регионах, опыта работы, можно выделить наиболее приоритетные регионы экспорта продукции ОАО «Горизонт»: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Центральный район, Поволжье, Юг России, Урал, Западная Сибирь. Прогнозируемый объем экспорта в эти регионы в предстоящий сезон составляет до 2000 штук ежемесячно. Сотрудничество с предприятиями из Средней Азии и Казахстана сопряжено с большой долей риска по соображениям экономической безопасности. Оплата денежными средствами из этих государств за поставляемую продукцию по ряду причин невозможна. Объем продаж в Молдову снизился из-за введения акцизов, а также последствий кризиса в России. Экспорт на Украинский рынок невозможен из-за высоких ввозных платежей. Экспорт в Западные страны осложнен многими причинами, наиболее существенными из которых являются необходимость сертификации телевизоров и шасси в стране экспорта до начала поставок; обеспечение сопроводительной документации на национальных языках; ужесточение требований к качеству изделий; необходимость дополнительной подготовки производства.
Сальдо внешней торговли по предприятию имеет отрицательное значение за 2003 г. (т.к. 80 % покупных комплектующих изделий приобретаются по импорту в дальнем зарубежье) и составляет минус 11768,7 тысяч долларов США. В разрезе основных регионов сальдо внешней торговли по России имеет положительное значение и составляет 10652,3 тысяч долларов США, в другие страны и за пределы СНГ соответственно минус 3,2 тысяч долларов США и минус 22417,8 тысяч долларов США.
2.2 Обеспечение стандартами качества продукции
Как было сказано выше, ОАО «Горизонт» является одним из веду-щих предприятий промышленности с высоким техническим уровнем производства, специализирующееся на выпуске телевизоров цветного изображения (ТЦИ).
Сегодня ОАО «Горизонт» производит шестьдесят пять модифика-ций телевизоров при номенклатуре базовых моделей более пятнадцати.
Подготовка производства и освоение новых модельных рядов осуществлялись с 1996 г. по 2001 г. и стали возможными в результате внедрения сквозной системы автоматизированного проектирования Pro-ingener. Если раньше на подготовку производства уходило 2-3 года, то с помощью Proingener, сократив подготовительный цикл в несколько раз, завод оперативно за 4-6 месяцев обновляет внешний вид серийных изде-лий. Оценивая дизайн телевизоров “Горизонт”, можно с уверенностью констатировать, что он ни в чем не уступает зарубежным аналогам.
Специалисты ОАО «Горизонт» придерживаются концепции концер-на “PHILIPS”, которая нынче доминирует в мире телевизионной техники. Самые современные технические решения нашли отражение в различных серийно выпускаемых, а также во вновь осваиваемых моделей телевизо-ров. НИИ ЦТ входящим в состав объединения, поддерживается постоян-ная связь с институтом концерна “PHILIPS” по вопросам разработки но-вых перспективных моделей телевизоров. Сборка и настройка телевизо-ров также осуществляется на автоматической линии компании “PHILIPS”.
Руководство и специалисты завода ответственно относятся к под-держанию дос-тигнутого уровня качества, организации системы управле-ния качества. Особое внимание специалисты завода уделяют работам, связанным с сертификацией продукции, совершен-ствованию системы ка-чества, аттестации производства.
Поскольку критерий оценки системы качества, состояние произ-водства и его способность обеспечивать стабильный уровень качества регламентируют международные стандарты ИСО серии 9000, то руково-дством объединения было принято решение о приведении заво-дской сис-темы управления качеством в соответствие с требованиями ИСО серии 9000.
Для достижения поставленной цели в объединении была проведе-на работа по подготовке и проведению сертификации системы качества (СК), разработки, производства и технического обслуживания цветных телевизоров.
В частности, подготовлена и внедрена нормативная документация СК, включая политику в области качества, руководство по качеству, про-цедурные документы (методические указания, стандарты предприятия (СТП), рабочие и должностные инструкции; персонал обучен требовани-ям стандартов ИСО 9001; обучена и аттестована группа специалистов на право проведения внутреннего аудита; разработана, изготовлена и вне-дрена наглядная агитация по СК; проведены внутренние проверки под-разделений ОАО «Горизонт» и НИИ ЦТ по элементам СК, разработа-ны и выполнены корректирующие мероприятия по несоответствиям, вы-явленным при внутренних проверках; проведен предварительный аудит СК специалистами ГП ЦЭСМ.