скачать рефераты

МЕНЮ


Маркетинговый план промышленного предприятия

Классификационные группы

Лидер рынка

Предприятие с сильной конкурентной позицией

Предприятие со слабой конкурентной позицией

Аутсайдер рынка

Предприятие с быстрорастущей конкурентной позицией

Днепропетровский ТЗ

Харцызский ТЗ

Новомосковский ТЗ

Луганский

ТЗ

Предприятие с улучшающейся конкурентной позицией

Нижнеднепровский НТЗ

Донецкий метзавод;

ММК Ильича

Предприятие с ухудшейся конкурентной позицией

Никопольский ЮТЗ

Предприятие с быстроухудшейся

конкурентной позицией

“Коминмет”

Таким образом из представленной выше матрицы видно, позицией лидера, обладает предприятие Нижнеднепровский НТЗ, а привлекательным положением на рынке обладают два предприятия -Днепропетровский ТЗ, Харцизский ТЗ.

В данной ситуации главной конкурентной задачей Нижнеднепровского ТПЗ является удержание лидирующего положения в отрасли, с этой целью, необходимо прежде всего возможность использования ключевых конкурентных преимуществ предприятия, а именно:

Продукция ОАО “НТЗ” отличается низкой себестоимостью.

Предприятие выпускает уникальную продукцию, не имеющую аналогов во всём мире.

ОАО “НТЗ” предлагает комплексное обслуживание сегмента рынка.

Система управления предприятием отличается высокой мобильностью.

1.3 Анализ потребителей

Основными потребителя трубной продукции являются предприятия топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, тяжелого машиностроения и коммунального хозяйства.

Исходя из анализа рынка покупателей, трубопрокатной продукции можно выделить 3 основных сегмента

традиционные;

скрытые;

Традиционные потребители трубной продукции

Что касается группы скрытых потребителей, то можно сказать, что как правило это средние и мелкие предприятия, занимающиеся скупкой и перепродажей металла, имеют чёткое представление о предоставляемой продукции на рынке , её качестве и цене.

1.4 Прогноз рынка, его угрозы и возможности

В 2001 году производство стальных труб в Украине увеличилось на 47% против 2000 г. и достигло 1,67 млн. тонн. Внутреннее потребление стальных труб в Украине в прошлом году повысилось на 15-20%. Кроме того, в прошлом году вырос объем экспорта стальных труб, в первую очередь, в Российскую Федерацию.

На Украине за 6 мес. 2002 г. увеличили производство труб на 39%.

За 6 месяцев текущего года совокупный объем производства продукции на 11 ведущих предприятиях трубной промышленности Украины составил 853,8 тыс. тонн, то есть увеличился по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 39,06%.

По сведениям "Укрметалл", все ведущие предприятия трубной отрасли Украины за январь-июнь текущего года увеличили объемы выпуска продукции (по сравнению с соответствующим периодом прошлого периода) в среднем в 2 раза. При этом, наилучших показателей по выпуску продукции достигли Луганский трубный завод (объем производства - 32,1 тыс.т; рост в 3 раза), Харцызский трубный завод" (158,0 тыс.т; 1,95 раза), Днепропетровский трубный завод (77,9 тыс.т; 1,64 раза) и Никопольский южнотрубный завод (157,6 тыс.т; 1,49 раза). Наибольший в отрасли объем продукции за первое полугодие текущего года - 300,6 тыс.т или 35% совокупного объема производства труб отрасли - произвел Нижнеднепровский трубопрокатный завод.

В июне 2002 года производство труб на предприятиях отрасли составило 136,9 тыс. тонн.

1.4.1 Финансовые обзор отрасли.

Всего за семь месяцев этого года на трубных предприятиях Украины было произведено 987 тыс. тонн труб. По данным источника УНИАН, наиболее существенное, по сравнению с июнем, снижение объемов производства было отмечено на ОАО "Харцизский трубный завод" (объемы производства уменьшились на 8 тыс. тонн - до 9 тыс. тонн), ОАО "Никопольский южнотрубный завод" (на 3 тыс. тонн меньше, общий объем произведенной в июне продукции составил 24 тыс. тонн). Незначительное снижение (по 1 тыс. тонн) было также отмечено на Нижнеднепровском, Днепропетровском, Новомосковском трубных заводах и других предприятиях.

Это уже второе существенное снижение объемов производства труб в этом году. Первое существенное снижение производства труб произошло в мае, когда трубопроизводящие предприятия Украины произвели 129 тыс. тонн труб, что на 18 тыс. тонн или на 15% меньше, чем в апреле.

В 1999 году объем производства украинских стальных труб составил 6,3 млн. тонн, чугунных - 0,4 млн. тонн. В результате разрыва хозяйственных связей с основными потребителями (в т.ч., российскими) на протяжении 1991-1995 г.г. объем производства стальных труб снизился в 4 раза, чугунных - в 20 раз. В середине 90-х годов украинские предприятия смогли остановить резкий спад производства. Но, не смотря на это, на протяжении 1996-99 годов стабилизировать объемы производства так и не удалось.

Таблица 1. Баланс производства и потребления стальных труб в Украине в 1990-2000 гг. и прогноз до 2010 гг., (млн. тонн)

Источник: Минпромполитики Украины.

Ситуация изменилась в только в 2000 году. Высокие мировые цены на нефть и, соответственно, повышенный спрос на буровые и обсадные трубы со стороны нефтегазовых компаний (прежде всего, российских), позволили украинским производителям труб сломить негативную тенденцию и увеличить производство. Наибольший темп роста пришелся на II полугодие 2000 года. Если по итогам 2000 года среднесуточное производство труб составляло 4,6 тыс. тонн, то в декабре - 5,7 тыс. тонн. Для сравнения: в 1999 году среднесуточный показатель производства труб составлял 3,1 тыс. тонн.

Таблица 1.2 Динамика объема производства трубных заводов Украины в 1997-2001 гг., тыс. тонн (данные: Минпромполитики Украины).

Таким образом, можно констатировать, что рост производства труб в Украине, прежде всего, зависит от активности потребителей трубной продукции - как на внешнем, так и внутреннем, рынках.

Таблица 1.2- Структура украинского рынка стальных труб.

2000 год

2001 год

Тыс.тонн

Тыс.тонн/месяц

Тыс.тонн

Тыс.тонн/месяц

Производство

1157,0

96,4

1492,8

124,4

Экспорт

813,1

1,67

1095,6

91,3

Поставки на внутренний рынок

343,9

28,6

397,2

33,1

Импорт

14,11

1,2

30

2,5

Внутреннее потребление

358

29,8

427,2

35,6

2.Практическая часть

2.1 Возможности ОАО “НТЗ” (ТПЦ 4), его задание и проблемы

В связи с тем, что ОАО “НТЗ” является лидером рынка с доказанной практикой стратегией и известной репутацией, то главной задачей ТПЦ 4, как производственного комплекса предприятия является сохранение и улучшение имеющегося положения. Для этого необходимо проанализировать возможности ТПЦ 4 как минимум в трёх стратегических направлениях деятельности:

продолжение наступательной политики;

сохранение текущей позиции;

конфронтация с конкурентами.

Анализ возможностей ТПЦ 4 можно представить в виде SWOT-анализа.

Проведение SWOT-анализа предполагает выявление сильных и слабых сторон ТПЦ4, определение возможностей и угроз внешней среды. (таблица 2.1 )

Таблица 2.1-Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

??????? ???????

?????? ???????

??????? ??????????????????

?????????, ???????? ???? ??????

? ?????? ???????

??????? ???????, ??????????? ???????????? ?? ???????????.

??????????? ??????????? ????

?????? ?? ????? ????????????

???????? ????

????????? ? ???????????

????? ?????????.

??????? ?????????????????

??????????? ???????????? ?

???????????? ???????????.

??????? ????????????????

?????????, ???????????

?????????? ????? ????????????

?? ???? ????????????? ????????????.

??????? ???????? ?????????,

??????????????? ???????????? ??????

???????? ????????????? ????????.

??????? ???????????

??????? ??????

?????????? ????? ?? ??????????? ?????????

???????? ????? ??????? ?????

?????????? ??????? ????????????

???????? ????? ?????????????????? ???????????.

?????????? ??????????? ? ??????????? ??????????

????????? ?????????? ????????????????

Желание поставщиков оборудования содействовать привлечению инвестиций для реализации проекта.

?????????? ????????????

.

По окончанию выявления сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды необходимо составить матрицу-SWOT (рисунок 2.1)

ВОЗМОЖНОСТИ

1

2

3

4

5

УГРОЗЫ

1

2

3

4

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1

2

3

4

5

1.1;1.2;1.3;1.4;1.5.

2.1;2.2;2.3;2.4;2.5.

3.1;3.2;3.3;3.4

4.1;4.2;4.3.

5.1;5.2;5.3;5.4.

1.2.

2.1.

3.1.

4.1;4.2.;4.3;4.4.

5.2.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1

2

3

1.1;1.2; 1.3;1.4;1.5.

2.1;2.2;2.3;2.4.

3.5.

1.1;1.2;1.3;1.4.

2.1;2.2;2.3;2.4.

3.2;

Рисунок 5.1 - Матрица SWOT.

Проанализировав полученную матрицу SWOT - можно сделать выводы в отношении необходимых стратегий для того или иного поля, а именно поля СИВ (сила и возможности), где образовались такие пары: 1.1;1.2;1.3;1.4;1.5.

2.1;2.2;2.3;2.4;2.5. 3.1;3.2;3.3;3.4. 4.1;4.2;4.3. 5.1;5.2;5.3;5.4.

В отношении этих пар необходимо разработать стратегию по использованию сильных сторон ТПЦ № 4 для того чтобы получить наибольшую отдачу от возможностей появившихся во внешней среде.

Таким образом адекватные финансовые средства и возможности квалифицированных кадров, наличие производственных мощностей, эксклюзивность продукции позволяют расширить производство, ассортимент групп продукции, увеличить объем производства в ответ на резкое увеличение спроса на рынке труб.

Значительный опыт в производстве данной продукции, использование передовых технологий и оборудования, а также определенная известность на трубопрокатных рынках, позволяет занять лидирующее положение среди конкурентов.

Поле СЛВ образовало следующие сочетания пар: 1.1;1.2; 1.3;1.4;1.5.

2.1;2.2;2.3;2.4. 3.5.

Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы при помощи потенциальных возможностей преодолеть слабые стороны.

Увеличение производства, изменение ассортимента, возможности быстрого роста производства вместе с резким ростом спроса задает возможность четко сформулировать стратегические ориентиры.

Поле СЛУ образовало пары 1.1;1.2;1.3;1.4;2.1;2.2;2.3;2.4;3.2;

Так появление повышение квоты, неустойчивость законодательства усилят и без того слабые стороны предприятия. Для дальнейшего анализа необходимо оценить угрозы и возможности, их значимость и степень влияния на стратегию предприятия.

Поле СИУ(сильные стороны и угрозы).

Для пар образованных на данном поле необходимо разработать стратегию, предусматривающую использование сильных сторон предприятия с целью снижения влияния угроз внешней среды.

Любая отрасль (товар) в своём развитии или жизненном цикле проходит последовательно четыре стадии: рождение, рост (развитие), зрелость, старение.

Поэтому отдельный вид бизнеса любого предприятия или структурного подразделения в определённый момент находится на одной из стадий и требует соответствующего ей анализа.

Исходя из того, что объёмы производства и продаж ОАО “НТЗ” резко возросли продукция выпускаемая ТПЦ 4 отличается ростом спроса можно сделать вывод, что завод, в частности ТПЦ№4 находятся на стадии роста (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2-Жизненный цикл ТПЦ № 4

Кроме последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других.

Вид бизнеса может занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, заметную, прочную и слабую.

Рассматривая конкурентное положение ТПЦ4 можно сказать, что он занимает ведущую позицию, выпуская уникальную продукцию и является защищённым в технологическом плане.

Сочетание двух параметров - четырёх стадий жизненного цикла производства и пяти конкурентных позиций составляет так называемую матрицу (ADL/LC), состоящую из 20 ячеек. Каждая из ячеек при этом ассоциируется с определённой стадией жизненного цикла отрасли, а следовательно, определённой степенью прибыльности потока денежной наличности; предполагает определённое положение на рынке и требует разработки соответствующей стратегии. Матрица (ADL/LC) ТПЦ № 4 представлена на рисунке 2.3.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.