Повышение эффективности работы торгового предпрития "Алиса у берёзки"
Эффективность деятельности торгового предприятия за-висит от состояния материально-технической базы, показателями которой являются коэффи-циент износа и процент остаточной стоимости основных фон-дов (коэффициент годности).
Коэффициент износа (Ки) определяется на годовую дату как процентное соотношение суммы износа основных фондов к их первоначальной (восстановительной) стоимости и выражается формулой
износ
Ки = первоначальная стоимость • 100. (1.1)
Коэффициент остаточной стоимости (Кос) рассчитывается как процентное соотношение суммы остаточной стоимости основных фондов к их сумме по первоначальной (восстанови-тельной) стоимости и имеет следующий вид:
остаточная стоимость
Кос = первоначальная стоимость • 100. (1.2)
Показателями, характеризующими процесс воспроизводства и обновления материально-технической базы, являются: коэф-фициент обновления, коэффициент выбытия и процент введения в эксплуатацию фондов, направленных на замену выбывших.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется как процен-тное соотношение стоимости вновь введенных в эксплуатацию новых основных фондов за год или более продолжительный период к их стоимости на конец этого периода (первоначаль-ной или восстановительной) и выражается формулой
стоимость вновь введенных ОФ
Кобн = ОФ на конец года • 100. (1.3)
Коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается как про-центное соотношение суммы выбывших основных фондов по первоначальной стоимости за весь период к их стоимости на начало этого периода:
выбывшие ОФ
Квыб = стоимость ОФ на начало года • 100. (1.4)
Вторая группа показателей оценки материально-техничес-кой базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая во-оруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Фондовооруженность -- это отношение среднегодовой стои-мости основных фондов к числу работников.
Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.
Третья группа показателей оценки основных фондов тор-говли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы роз-ничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Под фондорентабельностью понимается отношение при-были за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.
Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль [11].
Интегральный показатель выражается формулой
Iфо = v ФО • ФР , (1.5)
где ФО - фондоотдача;
ФР - фондорентабельность.
Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды торговли.
1.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия
1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия
Издержки обращения -- это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общес-твенно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выпол-нение торговлей своих функций и задач [4].
Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки -- это затраты по органи-зации процесса купли-продажи, содержанию административ-но-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением про-цесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразо-ванием производственного ассортимента в торговый.
Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтер-ские) издержки -- это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ре-сурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:
- на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, ма-териалов, используемых для упаковки, хранения, обес-печения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся пред-метов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех ви-дов и др.);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды и другие отчисления;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Неявные издержки -- это издержки, связанные с использо-ванием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неяв-ным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принад-лежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.
С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и перемен-ные (рис. 1.1) [11].
Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относи-тельного снижения издержек при росте выручки от реализа-ции. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (ва-ловой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Анализ издержек обращения направ-лен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального ис-пользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и ор-ганизации торгового обслуживания потребителей.
Задачей полного анализа издержек обращения является определение:
- динамики и степени выполнения плана издержек по об-щему уровню и отдельным статьям расходов;
- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня
издержек обращения по сравнению с их плано-вым уровнем и в динамике;
- величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);
- изменений размера влияния основных факторов на от-клонение фактических затрат от плановых;
- уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;
- различий по сравнению с издержками конкурентов.
Условно-постоянные
|
|
Условно-переменные
|
|
|
транспортные расходы;
проценты за пользование краткосрочными ссудами;
расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
потери товаров при переработке, хранении и реализации;
расходы по операциям с тарой;
платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);
расходы на дополнительную оплату труда;
начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный
(чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы;
налоги и отчисления, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту
|
|
расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта;
износ посуды, столового белья и малоценного инвентаря и расходы по их содержанию;
расходы на рекламу;
расходы на ремонт основных средств;
платежи по страхованию имущества (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);
прочие материальные и приравненные к ним статьи;
расходы на постоянную часть оплаты труда;
начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на постоянную заработную плату;
налоги и отчисления, не зависящие от размеров товарооборота
|
|
|
Рис. 1.1. Классификация постоянных и переменных издержек обращения
Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) пред-ставляет собой разницу между фактической и плановой сум-мой издержек (или в динамике).
Изменение уровня издержек обращения рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.
Темп изменения уровня издержек обращения определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.
Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня издержек обращения на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.
1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия
При-быль -- это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [6].
При анализе используются следующие показатели при-были: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетно-го периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.
Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и издержками обра-щения (рис. 1.2) [11].
Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.
Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств
|
|
|
Платежи в бюджет, взимаемые из валового дохода
|
|
Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия
|
|
|
|
|
Прибыль от реализации
товаров
|
|
Издержки обращения
|
|
|
Рис. 1.2. Схема формирования прибыли от реализации товаров
Основными задачами анализа при-были и рентабельности торгового предприятия являются:
- систематический контроль за выполнением плана полу-ченной прибыли;
- определение влияния объективных и субъективных факто-ров на финансовые результаты деятельности предприятия;
- выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возмож-ностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценива-ется влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарообо-рота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
, (1.6)
где Пр - прибыль ;
ВР - выручка от реализации.
Оценка эффективности торговой деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия.
Экономическую эффективность необходимо изучать сис-темно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, основных и оборотных активов, производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и пр.
Глава II
Анализ и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
«Алиса у берёзки» г. Узловая
Индивидуальный предприниматель Зайченкова О.В. имеет в своем составе три торговых объекта в городе Узловая Тульской области:
1. Магазин «Алиса» - Беклемищева 44-а;
2. Магазин «Косметика» - Заводская 4/2;
3. Магазин «Алиса у берёзки» - Магистральная 57.
ИП Зайченкова О.В. действует на основании свидетельства об индивидуальном предпринимательстве от 10 апреля 1994 года, выданного Администрацией города Узловая и Узловского района.
ИП Зайченкова проводит розничную торговлю товарами бытовой химии, парфюмерно-косметической продукцией и бельевым трикотажем.
1 декабря 1997 года был зарегистрирован 1 торговый объект (магазин «Алиса» с торговой площадью 29 кв. метров) с балансовой стоимостью примерно в 465 тыс. рублей. Торговая площадь под магазин «Алиса» арендуется в торговом центре «Маяк» без последующего выкупа. Источниками финансирования для открытия данного магазина послужили собственные средства. Наемный персонал: 2 человека (продавцы).
В 2000 году был приобретён автомобиль ВАЗ 21111. Его стоимость составила 180 тыс. рублей.
Как следствие благоприятной экономической обстановки было принято решение о строительстве второго магазина. 1 июля 2004 года был открыт магазин «Косметика» с торговой площадью 32 кв. метра. Балансовая стоимость магазина составила примерно 524 тыс. рублей. Источниками финансирования, как и в первом случае, послужили собственные средства, полученные от прибыли магазина «Алиса». Наёмный персонал: 4 человека (продавцы) + 1 человек (уборщица).
В августе 2004 года был заложен фундамент магазина «Алиса у берёзки» общей площадью 135 кв. м. Уже в январе 2005 года магазин был принят в эксплуатацию Государственной комиссией. Балансовая стоимость данного магазина составила примерно 1,2 млн. рублей. Источником финансирования были собственные средства, полученные от прибыли уже двух существующих магазинов. Наёмный персонал магазина: 5 человек (продавцы) + 1 человек (уборщица).
С 1 февраля 2006 года был открыт отдел детской одежды в этом же здании. Торговая площадь отдела: 14 кв. метров. Наёмный персонал: 2 человека (продавцы).
С этого момента вся прибыль вкладывалась в оборотные средства, направляемые на закупку детской одежды, поскольку увеличение оборотных средств для остальных товарных групп не имело смысла.
Экономической службы планирования и анализа на предприятии не существует.
Вся отчётность для проверяющих органов, в т.ч. налоговой инспекции, ведётся единственным бухгалтером, которому помогает руководитель предприятия.
Рост товарооборота за последний год происходил в основном за счёт расширения ассортимента белья и одежды. По товарам бытовой химии и парфюмерии увеличение оборота не происходило по причине жёсткой конкуренции (открылось много новых магазинов этого профиля в непосредственной близости) и насыщения рынка товарами данной группы.
Средний стаж работающих на данном предприятии более 3-х лет. Повышение заработной платы производится за счёт увеличения товарооборота и, следовательно, за счёт повышения производительности труда. Новые работники были приняты на работу в связи с открытием отдела детской одежды, находящегося в изолированном помещении с отдельным выходом.
Издержки данного магазина (за месяц) включают в себя:
1. заработную плату рабочим,
2. налоги,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|