скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ гендерной проблемы в управлении


Таблица 1 – Женская и мужская мотивация

Мотивы женщин

Мотивы мужчин

Самореализация

Прибыль

Интерес, содержание работы

Самостоятельные решения

Материальная надежность

Желание руководить

Забота о тех, кто рядом

Карьера

Профессиональный рост

Самореализация

Самоутверждение

Самоутверждение


Рассмотрим непосредственно мотивационную шкалу женского бизнеса [10]: Самореализация - 40%

Интерес - 35%

Материальная надежность, деньги - 30%

Забота о тех, кто рядом - 25%

Профессиональный рост - 20%

Самоутверждение - 15%

Ведущими мотивами у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Это означает, что реализация себя в деле и возможность проверить собственные силы вместе с материальной заинтересованностью являются главными целями женского бизнеса в России. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения.

Материальный интерес всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и если побеждает, то лишь при обострении страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.

Женская мотивация в большей степени, нежели у мужчин, подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, финансового давления, самооценки, представления о степени реализации целей и т.п. Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся стимулы, которые стоят на первых местах и всегда взаимосвязаны [10].

На основе анализа женского предпринимательства можно выявить основные ценностные ориентиры для женщин. Они приведены в таблице 2 [6].

Из косвенных данных видно, что наиболее актуальной для женщин-предпринимателей является потребность в самореализации и активной деятельной жизни, которая и мотивирует приоритет работы в системе ценностей. Вероятно, предпринимателями становятся преимущественно те женщины, которые выбирают в качестве приоритетного над семьей и личной жизнью именно этот "путь" самореализации - работу, карьеру, бизнес.

Сверхзначимость работы для женщин-предпринимателей подтверждается также рядом косвенных показателей.


Таблица 2. Сравнительный рейтинг ведущих ценностей различных категорий населения (ранги)

Женщины-предприниматели

Женщины-госслужащие

Бизнесмены

Общая выборка (бизнесмены, безработные, госслужащие, военные, пенсионеры, студенты...)

1-работа

1-здоровье

1-здоровье

1-здоровье

2-семья

2-семья

2-свобода

2-семья

3-активная жизнь

3-любовь

3-семья

3-материальная обеспеченность

4-здоровье

4-уверенность в себе

4-работа

4-любовь

5-любовь

5-материальная обеспеченность

5-любовь

5-свобода

6.5-материальная обеспеченность и уверенность в себе

6-мудрость

6.5-мудрость и материальная обеспеченность

6-друзья

7-друзья

7-работа


Работа является наиболее значимой сферой их жизни (Таблица 3), более значимой, чем семья (2-е место). Высокий ранг имеет и самореализация (3-е место), возможности которой женщины-предприниматели видят преимущественно в бизнесе и саморазвитии. Эти три названные сферы сохраняют свои ранги и в ранжировании по распределению времени.


Таблица 3. Ранжирование сфер жизни женщинами-предпринимателями по степени значимости и распределению времени [13].

Ранжирование по значимости

Средние ранги

Ранг

Средние ранги

Ранжирование по распределению времени

Работа

1.5

1

1.2

Работа

Семья

2.5

2

2.8

Семья

Самореализация

3.2

3

3.9

Самореализация

Здоровье

4.1

4

4.9

Дом

Внешность, друзья

5.5

5

5.1

Внешность

Дом

6.1

6

5.4

Здоровье

Досуг

6.8

7

5.7

Друзья


92% опрошенных женщин добровольно или вынужденно подчиняют свои личные интересы работе. Характеристики, связанные с работой и организацией дела, имеют особую субъективную значимость в оценке женщинами-предпринимателями себя и в формировании идеального образа деловой женщины.

Таким образом, основную и регулирующую роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации и активной жизни. Выдвижение работы на ведущую позицию в системе ценностных ориентаций определяет специфику направленности личности женщин-предпринимателей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют: только 3% принимают ее безоговорочно; 36.4% - частично; 54.6% - в некоторой степени. Связано это, по их мнению, прежде всего с нежелательными социально-психологическими последствиями, которые несет выполнение этой роли для традиционных сфер жизни женщины.

Позитивно влияют на психологическое принятие роли такие особенности ранней социализации в родительской семье как, прежде всего, наличие в семье модели деловой активности и пол референта. Наличие в семье примера женской деловой активности, каковой имели примерно половина респонденток, способствует формированию установки на социальные достижения и преодоление сопротивления окружающих в связи с деловой активностью.

Однако проблемы межличностного взаимодействия становятся при этом более актуальными. В качестве наиболее значимых из них в ходе интервью выступили тревога о сохранении семьи или других значимых отношений в связи с профессиональным успехом, защита семейной атмосферы от влияния проблем бизнеса, беспокойство из-за недостаточности времени и внимания, уделяемого семье, вопросы лидерства в отношениях с близкими людьми, поддержка деловых начинаний со стороны семьи и прочее. Эти проблемы, при разной степени актуальности, являются характерными для женщин-предпринимателей.

Чтобы понять, каковы основные причины гендерной ассиметрии в современной экономике, рассмотрим далее проблемы вхождения женщин в бизнес-слой.


2. Анализ проблем женщин в управлении


2.1 Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом


В известной работе Герта Хофстеде среди пяти ведущих показателей национальной управленческой культуры фигурируют "феминность" и "маскулинность". Они характеризуют полоролевые различия в системе управления.

Маскулинность связывают с приверженностью к жёстким управленческим технологиям и описывают как доминирование, независимость, жёсткость, быстроту, масштабность решений, высокую значимость работы, приоритетность карьерного роста и социального статуса.

Феминность рассматривают как склонность к мягким подходам и характеризуют в понятиях солидарность, открытость, справедливость, эмоциональность, ориентация на качество жизни, поддержание личных отношений, значимость моральных и этических норм.

Используя данные Г. Хофстеде, можно сгруппировать страны по полоролевым характеристикам систем управления.


Таблица 4. Распределение стран по критерию "мужественность – женственность" [9]

Страна

Мужественность - женственность

Страна

Мужественность - женственность

Страна

Мужественность - женственность

Аргентина

56

Ирландия

68

Таиланд

34

Австралия

61

Испания

42

Тайвань

45

Австрия

79

Италия

70

Турция

45

Бельгия

54

Канада

52

Филиппины

64

Бразилия

49

Колумбия

64

Финляндия

26

Великобритания

66

Мексика

69

Франция

43

Венесуэла

73

Нидерлан-ды

14

Чили

28

Германия

66

Новая Зеландия

58

Швейцария

70

Гонконг

57

Норвегия

8

Швеция

5

Греция

57

Пакистан

50

Югославия

21

Дания

16

Перу

42

Южная Африка

63

Индия

56

Португа-лия

31

Япония

95

Израиль

47

Сингапур

48



Иран

43

США

62




Как видно из представленных данных, наибольшая доля стран из обследованной совокупности имеет относительно сбалансированную модель управления по критерию "мужественность – женственность". Вместе с тем в ряде государств сложилась полярная гендерная ориентация менеджмента, зачастую приводящая к различного рода дискриминациям по признаку гендера.

Страны, в которых преобладает женское начало, придерживаются политики большей сбалансированности статуса и ролей представителей обоих полов. В общественном разделении труда приоритет отдаётся не тендерной или половой принадлежности, а профессиональным знаниям, умениям, личностным способностям и достижениям. Например, Швеция — 42,7балла; Дания - 16, Норвегия - 8, Нидерланды — 14; Финляндии — 26.

Мужественный подход в менеджменте в наибольшей степени проявляется в Японии 95 баллов, Австрии — 79, Венесуэле — 73, Швейцарии и Италии — 70. Для деловых культур этих стран характерны патриархальные взгляды, ставящие мужчину на ключевые позиции в экономике, политике, обществе и семье. Общепринятые нормы диктуют примат публичной сферы, которая является преимущественно сферой мужской занятости. При этом мужчине предписывается быть самоуверенным, доминирующим, соперничающим и рациональным. Женщине в такой системе отводится, главным образом, подчинённая роль. В хозяйственном и общественном устройстве имеет место разделение труда по признаку пола. Женщины чаще заняты в менее престижных отраслях, связанных с оказанием различного рода социальных услуг [9].

Данные о гендерных особенностях менеджмента, рассчитанные по методике Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) для 45 стран, выборочно приведены в таблице 5. Показатель феминности получен как средневзвешенная четырёх параметров: доли женщин среди депутатов парламентов, высшего руководства предприятий, инженерно-технических работников и в совокупном объёме заработной платы. Соответственно, оставшиеся доли приходятся на показатели маскулинности.

Приведённые данные наглядно подтверждают наличие гендерных проблем в менеджменте многих стран мира.

Исследования российской управленческой модели профессором Г. Хофстеде не проводились, но, по мнению экспертов, оригинальная оценка российской модели по шкале "маскулинность—феминность" составляет примерно 70/30 баллов, что свидетельствует о доминировании мужской составляющей в управленческих структурах.


Таблица 5. Уровень феминизации по 45 странам мира [18]

Место

Страна

Уровень феминизации

Доля женщин среди парламентариев, в %

Доля женщин среди руководителей предприятий, в %

Доля женщин среди инженерно-технических работников, в %

Доля женщин в общем объеме заработной платы, в %

1

Норвегия

0,795

39,4

30,9

57,5

42

2

Швеция

0,784

40,4

38,9

64,4

45

3

Дания

0,728

33,0

20,0

62,8

42

4

Финляндия

0,719

33,6

26,4

62,3

41

5

Новая Зеландия

0,718

29,2

32,3

47,8

39

6

Канада

0,700

19,3

42,2

56,1

38

7

США

0,671

11,2

42,2

52,7

41

8

Австрия

0,667

25,1

19,2

48,6

34

9

Германия

0,661

25,5

19,2

43,0

35

10

Нидерланды

0,660

28,4

15,0

44,2

34

11

Австралия

0,659

20,5

43,3

25,0

40

12

Швейцария

0,642

20,3

27,8

23,8

30

13

Люксембург

0,631

20,0

8,6

37,7

25

14

Барбадос

0,602

18,4

37,0

52,1

40

15

Бельгия

0,591

15,4

18,8

50,5

33

16

Италия

0,573

10,0

37,6

46,3

31

17

Тринидад и Тобаго

0,571

19,4

23,3

53,3

30

18

Португалия

0,556

13,0

36,6

52,4

34

19

Багамы

0,544

10,8

26,3

56,9

39

20

Великобритания

0,543

7,8

33,0

43,7

35

21

Испания

0,542

19,8

12,0

48,1

29

22

ЮАР

0,531

23,7

17,4

46,7

31

23

Куба

0,523

22,8

18,5

47,8

31

24

Ирландия

0,521

13,7

17,3

48,0

26

25

Венгрия

0,510

11,4

58,2

49,0

40

26

Коста-Рика

0,494

15,8

21,1

44,9

27

27

Болгария

0,487

13,3

28,9

57,0

41

28

Китай

0,481

21,0

11,6

45,1

38

29

Гватемала

0,476

12,5

3-,4

45,2

21

30

Израиль

0,475

7,5

18,7

54,1

38

31

Мексика

0,473

13,9

20,0

43,6

25

32

Белиз

0,470

10,8

36,6

38,8

18

33

Гайяна

0,469

20,0

12,8

47,5

26

34

Япония

0,465

7,7

8,5

41,8

34

35

Филиппины

0,459

11,5

33,7

62,7

31

36

Панама

0,459

9,7

27,6

49,2

28

37

Суринам

0,457

15,7

21,5

69,9

26

38

Колумбия

0,455

9,8

27,2

41,8

33

39

Ботсвана

0,455

9.8

27,2

41,8

39

40

Франция

0,452

6,1

9,4

41,4

39

41

Лесото

0,450

11,2

33,4

56,6

30

42

Польша

0,433

13,0

15,6

60,4

39

43

Мозамбик

0,430

25,2

11,3

20,4

41

44

Сальвадор

0,429

10,7

25,3

44,4

28

45

Зимбабве

0,429

14,7

15,4

40,0

37

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.