В России женщин
около 78 млн. человек, или 53% населения страны. Это самая крупная социальная
общность, отличающаяся психическими и демографическими особенностями,
многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. На рынке труда это
одна из крупнейших групп населения. Необходимость изучения гендерных аспектов
менеджмента обусловлена динамичным проникновением женщин в управление
экономикой, появлением новой социальной страты деловых женщин [3].
Вопрос о том, какова
доля женщин в общем количестве топ-менеджеров российских и зарубежных компаний,
не столь прост и однозначен. Состояние статистики таково, что о реальной
представленности женщин и мужчин на руководящих должностях в компаниях можно
судить лишь по отдельным выборочным исследованиям или на основе экспертных оценок.
На сегодняшний день
из-за сырьевой направленности нашей экономики зона возможного трудоустройства
для женщин достаточно узкая (рисунок 1). В основном эта категория трудящихся
занята в сфере услуг, образования, медобслуживания, торговли, общественного питания.
Так, в торговле и общественном питании женщин почти в два раза больше, чем
мужчин, в образовании – в 4,5 раза, в здравоохранении и предоставлении
социальных услуг – почти в пять раз.
Рисунок 1. Отраслевая
структура женского предпринимательства [17]
Фактически
женщины отстранены от ответственных постов в высших эшелонах управления и в
большинстве случаев сконцентрированы на нижних ступенях служебной иерархии.
Так, среди государственных служащих федерального уровня мужчины составляют
менее половины персонала (44%), но ими занято 89% высших должностей, а на 86%
младших должностей трудятся женщины, хотя высшее и среднее специальное
образование имеют 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин.
Гендерные проблемы
российского менеджмента в полной мере отражаются в сфере занятости.
Таблица 6. Численость
занятых в экономике по полу и занятиям в 2007 г. (на конец ноября; тыс.
человек)
по
данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Данные
приведены по основному или единственному месту работы. Перечень группировок
занятий приведен в соответствии с Общероссийским классификатором занятий [22]
Всего
в
том числе
мужчины
женщины
Занятые
в экономике - всего
70813
35702
35111
в
том числе:
руководители
(представители) органов власти и управления всех уровней, включая
руководителей организаций
5273
3205
2068
специалисты
высшего уровня квалификации в области естественных и технических наук
3468
2307
1161
специалисты
высшего уровня квалификации в области биологических, сельскохозяйственных
наук и здравоохранения
1567
571
997
специалисты
высшего уровня квалификации в области образования
2944
638
2305
прочие
специалисты высшего уровня квалификации
5569
1804
3765
специалисты
среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности
2413
1739
674
специалисты
среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и
здравоохранения
2230
163
2067
специалисты
среднего уровня квалификации в сфере образования
1455
97
1358
средний
персонал в области финансово-экономической, административной и социальной
деятельности
4341
1369
2972
работники,
занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом
1379
146
1233
работники
сферы обслуживания
739
72
666
работники
сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности
4489
1861
2627
продавцы,
демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды
5201
927
4274
рабочие
жилищно-коммунального хозяйства
217
129
88
рабочие
кино,- телестудий и родственных профессий, рабочие, занятые на
рекламно-оформительских и реставрационных работах
53
34
19
квалифицированные
работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
2477
1211
1266
рабочие,
занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и
строительно-ремонтных работах
3202
2749
453
рабочие
металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности
4424
3925
499
Занятые
в экономике - всего
70813
35702
35111
в
том числе:
рабочие,
выполняющие прецизионные работы по металлу и другим материалам, рабочие
художественных промыслов и других видов производств в художественной
промышленности, рабочие полиграфического производства
232
124
108
профессии
рабочих транспорта и связи
933
624
309
другие
квалифицированные рабочие, занятые в промышленности, на транспорте, в связи,
геологии и разведке недр
1808
697
1111
операторы,
аппаратчики и машинисты промышленных установок
1065
694
371
операторы,
аппаратчики, машинисты промышленного оборудования и сборщики изделий
836
369
467
водители
и машинисты подвижного оборудования
6562
6333
229
неквалифицированные
рабочие сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и
родственных видов деятельности
472
213
259
неквалифицированные
рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
627
430
197
неквалифицированные
рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи,
геологии и разведке недр
776
417
360
профессии
неквалифицированных рабочих, общие для всех видов экономической деятельности
6063
2855
3208
По данным Госкомстата
РФ, на конец ноября 2007 года всего занятых в экономике – 70813 человек. Из них
мужчин – 35702, а женщин, соответственно – 35111. Из них руководителей-мужчин –
3205, а руководителей-женщин – 2068. Это свидетельствует о том, что при
приблизительно равном количестве мужчин и женщин в Российской экономике,
количество руководителей-мужчин явно больше, чем руководителей-женщин.
При этом наибольшее
количество женщин - это специалисты высшего уровня квалификации в области
образования – 2305, прочие специалисты высшего уровня квалификации – 3765,
работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 2627,и
самое большое количество - это продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и
демонстраторы одежды – 4274. Это означает, что в России женщины-менеджеры есть,
но их еще не достаточно. Женщинам предписывают выполнять типично женские виды
деятельности.
Сегодня число женщин,
участвующих в предпринимательской деятельности и бизнесе, растет. Намечается
процесс постепенного проникновения женщин в новые сегменты рыночной экономики -
перехода от руководства государственными предприятиями к руководству частными
фирмами. То, что эта гипотеза строится на реальной динамике рынка труда,
подтверждают данные социологов, проводивших анализ источников пополнения
руководителей новых экономических предприятий [12].
По месту жительства
более благоприятными для организации бизнеса являются крупные города, хотя в
последние годы увеличилось движение в провинции. В регионах женское
предпринимательство развивается динамичнее мужского (преимущественно в малом
бизнесе) и превышает последнее по темпам роста в 1,3-1,5 раза, что
соответствует общемировым тенденциям [12].
По оценкам специалистов
Института социологии РАН, женщины-менеджеры в России в настоящее время
возглавляют или входят в состав руководства примерно 30% бизнес-организаций
(предприятия малого и среднего бизнеса). По этому показателю мы несколько
отстаем от индустриальных стран, хотя опережаем Южную и Восточную Азию.
Так, например, в США
сегодня женщинам принадлежит более 50% денег, обращающихся в стране, 57% ценных
бумаг. По данным бюро статистики Министерства труда США женщины занимают почти
35% из 1260000 руководящих постов в различных организациях. По результатам
исследований фирмы "Haidrick
and Straggles"
83% женщин-руководителей в 500 крупнейших компаниях из списков "Fortune"
и "Service" занимают посты вице-президентов и выше. Примерно одну треть
новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.
В сопоставимых с
Россией странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30%
бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся, около 25% жен в
семьях с двумя работающими зарабатывают больше мужей [9].
Однако
и в российском бизнесе есть свои исключения.
В
рейтинге самых успешных и деловых женщин присутствует, например, член совета
директоров и владелица 18,4 процента акций ОАО "Лебедянский" (соки
"Я", "Тонус", "Фруктовый сад") Ольга Белявцева.
Ее состояние оценивается в 300 миллионов долларов. Или совладелица
девелоперской компании "Декра-Групп" Наталья Мироненко (350 миллионов
долларов), заместитель председателя правления газовой компании
"Новатэк" Татьяна Кузнецова (340 миллионов долларов), главный
бухгалтеру компании "ЛУКОЙЛ" Любовь Хоба (240 миллионов долларов).
Это исследование выявило любопытную закономерность. Оказывается, можно считать
развенчанным миф, будто к успеху больше предрасположены провинциалы, приехавшие
в Москву, нежели коренные москвичи. Из 40 женщин 19 являются коренными
москвичками (47,5 процента). Доминирование столичных жителей налицо [19].
"Я
думаю, Россия, вопреки распространенному мнению, что в целом бизнес в нашей
стране не для женщин, - один из лидеров среди стран по
количеству женщин - руководителей среднего звена, предпринимателей малого и
среднего бизнеса", - говорит глава офиса Andersen
Legal в Петербурге, партнер
компании Ольга Литвинова.
Анализируя приведенные
данные, можно заметить, что в настоящее время представительницы слабого пола
активно осваивают не только отрасли, традиционно считавшиеся женскими:
торговля, сфера услуг, медицина, но и типично мужские сектора, как
машиностроение, связь, бизнес и другие. В этом случае они, как правило,
занимают вторые позиции в фирме, принимая на себя всю тяжесть управления
внутренней жизнью организации.
2.2 Препятствия для
женского менеджмента
В России принцип
равноправия и равных возможностей закреплен в п.3 ст.19 Конституции РФ: "Мужчины
и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой. Сферы приложения
женского труда исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства
домашними делами укрепил понимание "женщины-менеджера" только на
уровне семейной экономики [8].
На сегодняшний день во
многих странах всё больше женщин занимают уверенные позиции в бизнесе,
возглавляют корпорации, холдинги, идут в политику. Однако такое явление, как
использование женского труда в управлении, остаётся для российских условий
по-прежнему непривычным. Сдерживающим фактором в завоевании женщинами высших
руководящих постов на предприятиях и фирмах являются особенности российской
экономической жизни и деловой культуры.
На
основании анализа литературы можно выделить две группы факторов, препятствующих
выбору нетрадиционной профессиональной карьеры (к которой относятся менеджмент,
участие в различных группах бизнес-слоя): внутренние и внешние. Внутреннее и
внешнее влияние на выбор карьеры женщин рассматривается в контексте гендерных
предубеждений. Гендерные предубеждения включают в себя любые факторы, которые
ограничивают выбор и развитие карьеры исключительно на том основании, является
ли человек мужчиной или женщиной.
К
внешним факторам, которые объединяются факторами окружающей среды —
экономическими, социальными, образовательными и политическими, относится
гендерная социализация и институциональный сексизм (дискриминация по признаку
пола). Эти внешние факторы влияют и взаимодействуют с внутренними факторами
[2].
-
Институциональный сексизм.
Основанная
на гендере дискриминация институциализирована в политическую, экономическую,
образовательную, законодательную, профессиональную и религиозную сферы.
Социальное влияние окружающей среды на женщин характеризуется тремя
особенностями. Во-первых, считается, что женщины не так ценны и не так
компетентны, как мужчины ("женщины не могут"). Во-вторых, не принято,
чтобы женщины продолжали традиционную "мужскую" карьеру в
традиционных для мужчин профессиональных сферах (т. е. "женщины не должны").
В-третьих, даже если женщины компетентны и действительно развивают свою карьеру
в нетрадиционной сфере, они могут не получить соответствующего вознаграждения,
более того, могут быть даже "наказаны" (например, отсутствием детей и
семьи, разводом, одиночеством). Эти скрытые и явные барьеры становятся
препятствием для выбора, освоения и развития карьеры в нетрадиционных
профессиональных сферах, к которым относится менеджмент в экономике и политике
на разных уровнях, предпринимательство.
-
Профессиональная дискриминация.
Полоролевые
предубеждения и вера в соответствующие роли мужчин и женщин оказывают большое
влияние на профессиональные возможности и преодоление барьеров, которые ощущает
каждый пол.
Черты
и поведение, стереотипно приписываемые исключительно мужчинам, —
компетентность, логическое мышление, инициативное поведение, заставляют
работодателей и менеджеров по кадрам рассматривать мужчин подходящими для
определенных профессий, где требуется лидерство, профессиональные и технические
навыки. Стереотипные черты, приписываемые (всем) женщинам, например
заботливость, кооперативность, нежность, ассоциируются с обслуживанием и заботой,
т.е. с кругом низкостатусных и низкооплачиваемых профессий. К. Фоксли
констатирует, что женщины социально настраиваются на подготовку самих себя
первоначально быть матерями и женами, и если их работа находится вне дома, то
предпочитается выбор карьеры, который является продолжением их домашней роли.
Половая
типизация профессий проявляется в существовании:
2)
неравного распределения мужчин и женщин среди профессий;
3)
неравной экономической компенсации, получаемой мужчинами и женщинами (например,
исключение из пенсионного стажа времени по уходу за ребенком) [2].
Казалось
бы, в России женщины наравне с мужчинами были включены в производственный
оплачиваемый труд и приобретали нетрадиционные для женщин профессии, но если
проанализировать статистику, то окажется, что они были заняты в сфере
низкооплачиваемого, полотипизированного труда - в низшем и среднем звене
здравоохранения, образования, культуры, легкой промышленности. Даже для
элементарного продвижения по службе от женщины требуются, по сравнению с
мужчиной, более высокая квалификация и уровень знаний.