скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ общих принципов, заложенных в международные стандарты в области качества и экологического менеджмента

Анализ общих принципов, заложенных в международные стандарты в области качества и экологического менеджмента

Некоммерческое Партнерство

Негосударственная Образовательная Организация

«ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет Среднего Профессионального Образования






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

АНАЛИЗ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (ИСО-9001 И ИСО-14001)





Выполнила:

Студентка группы М08-К

Бондаренко Ирина Анатольевна

Научный руководитель:

к.х.н., Кузьменко В.В.





МОСКВА – 2010


Оглавление


Введение  3

Глава 1: Система менеджмента качества и ее структура  5

1.1 Понятие системы менеджмента на основе качества  5

1.2 Структура и принципы международного стандарта ИСО 9001-2008  6

1.3 Анализ общих требований стандарта ИСО-9001  9

Глава 2: Система экологического менеджмента и ее структура  15

2.1 Понятие системы экологического менеджмента  15

2.2 Структура и принципы международного стандарта ИСО 14001-2007  16

2.3 Анализ общих требований стандарта ИСО-14001  19

Глава 3: Анализ общих требований стандартов ИСО-9001 и ИСО-14001 и интегрированные системы менеджмента  23

3.1 Понятие ИСМ  23

3.2 Общие требования стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 как ядро для ИСМ

Заключение  27

Список литературы  29

Приложение А.  30


ВВЕДЕНИЕ


Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что для эффективности работы организации подчиняются определённым сводам правил, описанным в сертификатах о менеджменте качества – ИСО  9001-2008 и экологии менеджмента – ИСО 14001-2007.

Каждое предприятие должно понимать, что по мере течения времени появляются всё новые и новые технологии, законы, принципы, за которыми оно должно активно следить.

Так же все организации всё чаще для повышения результативности своей деятельности прибегают к объединению принципов и требований различных систем менеджмента, то есть к созданию интегрированной системы менеджмента (далее ИСМ) как инструмента удовлетворения требований и ожиданий не только потребителей, но и других заинтересованных сторон.

Организация должна стремиться к постоянному совершенству, иначе она прекратит своё существование.

Организация должна проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации.

Многие компании сейчас получают сертификаты, но в действительности глубоко не понимают и не внедрили принципы международных стандартов.

Цель данной работы – проанализировать требования, международных стандартов в области качества и экологического менеджмента (ИСО-9001 и ИСО-14001), сопоставить эти требования и выделить те общие принципы, которые присутствуют в обоих стандартах и которые компания может применять одновременно. Таким образом мы докажем, что современная система управления организацией должна быть одновременно ориентирована на много различных целей, особенно тех, которые касаются выполнения требований её потребителей и безопасности окружающей среды. И что действительно без грамотного комплексного управления, без новых разработок и идей, компания не сможет существовать на рынке долго.


Глава 1. Система менеджмента качества и ее структура

 

1.1 Понятие системы менеджмента на основе качества


Система менеджмента качества (далее - СМК) — система управления качеством производимой продукции или услуги в какой-либо организации.

Система менеджмента качества — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.

Цель СМК: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников и общества. Целью СМК является соответствие целей процессов Компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям) .

Задачи СМК: постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. [1][5]

Это «качественный» менеджмент, то есть система управления компанией, направленная на удовлетворение и предвосхищение ожиданий потребителей.

Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:

·          ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;

·          изменяющиеся потребности;

·          конкретные цели;

·          выпускаемая продукция;

·          применяемые процессы;

·          размер и структура организации. [2]


1.2 Структура и принципы международного стандарта  ИСО 9001-2008


ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – это национальный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Требования». Данный стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001-2008 «Системы менеджмента качества».

Требования ИСО 9001-2008 являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.

ИСО 9001-2008 направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход». (#"1.files/image001.jpg">

Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.


Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл «Plan — Do — Check — Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

·                   планирование (plan) — разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

·                   осуществление (do) — внедрение процессов;

·                   проверка (check)   — постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;

·                   действие (act)      — принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.

ИСО 9001-2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

·                   нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

·                   ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Общие требования менеджмента качества:

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и улучшать систему менеджмента качества, а именно:

·                   определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

·                   определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

·                   определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

·                   обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;

·                   осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;

·                   принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. [2][5]

В настоящее время, в рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.         

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.

Бизнес-процесс - это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.

В процессе жизнедеятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. (#"_Toc259003044"> 

1.3 Анализ общих требований стандарта ИСО-9001


Одним из важнейших пунктов системы менеджмента качества являются «Требования к документации». Документ — это облеченный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие фактов определенного значения.

Организация должна поддерживать регулярное ведение документов. Но степень документирования одной организации может отличаться от степени документирования другой, в зависимости:

·     от размера организации и вида деятельности

·     от сложности взаимодействия процессов

·     от компетентности персонала

Документация в организации может быть в любой форме и на любом носителе, главное чтобы она велась правильно, так как нет хорошей организации и плана её работы без добросовестности ведения различного вида документов.

Так же в стандарте указан пункт «Ответственность руководства».

Безусловно, руководство играет ключевую роль в жизни предприятия. Без него не может существовать организация, везде должен быть лидер, в данном случае управляющий.

Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

·     доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

·     разработки политики в области качества;

·     обеспечения разработки целей в области качества;

·     проведения анализа со стороны руководства;

·     обеспечения необходимыми ресурсами. [2]

На хорошем предприятии всегда должны быть высококвалифицированные руководители, чтобы правильно управлять персоналом. В каждой организации должны быть подходящие условия для полноты выполнения работ. Также качество результатов зависит от сплочённости коллектива. Руководители должны поддерживать близкое общение с персоналом для того, чтобы работники не чувствовали напряжённость атмосферы и работали в полную силу. Ведь гораздо лучше результаты, когда люди занимаются любимым делом, а не принуждёнными обязанностями.

Несомненно, организация должна ориентироваться на потребителя. Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности.

Каждая организация должна иметь свою миссию и цели, чтобы результативность работы неотступно соответствовала им. Предприятие включает в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать уровень работы.

В систему менеджмента качества входит пункт «Менеджмент ресурсов».

Ресурсы – это то, без чего любая организация не может существовать. Каждому предприятию необходимы, в первую очередь, денежные ресурсы.

Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:

·     для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;

·     для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В отношении человеческих ресурсов организация должна:

·     определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;

·     где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;

·     оценивать результативность принятых мер;

·     обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

·     поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте. [2]

Без ресурсов предприятие не существует, это ещё одно дополняющее её звено.

Ещё один пункт системы менеджмента качества – «Процессы жизненного цикла продукции».

Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции.

Предприятие обязательно должно понимать, для чего оно выпускает ту или иную продукцию и какая от неё польза. Естественно, требования к продукции выдвигает потребитель. На него и ориентируются. Не будет потребляться продукция – не будет денежных ресурсов, следовательно, организация умрёт.

Организация должна определить:

·          требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки;

·          требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;

·          законодательные и другие обязательные требования, применимые к продукции;

·          любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые. [2]

Для чёткого понимания, чего же хочет потребитель, предприятию следует следить за свежими новостями в области рынка продукции. Источников данной информации в наши дни огромное количество. Такие как: всемирная паутина (интернет), телевидение, радио. Так же необходимо наблюдать за продукцией конкурентов и за её потреблением потребителем. Не менее эффективным способом являются социальные и опросы. Активно узнавая как можно больше информации, предприятие может создать нужный продукт, который будет охотно потребляться.

Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:

·          определение требований к продукции;

·          согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;

·          способность организации выполнять определенные требования.

Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:

·          информации о продукции;

·          прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки;

·          обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.

Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования:

·          к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;

·          к квалификации персонала;

·          к системе менеджмента качества.

Собственно то, из чего организация делает продукцию, должно поступать в организацию извне. Это и есть те самые ресурсы, необходимые предприятию.

Последний пункт стандарта менеджмента качества – «Измерение, анализ и улучшение».

Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

·          демонстрации соответствия требованиям к продукции;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.