скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

Содержание


Введение

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда

1.3 Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

2.1 Характеристика и направления деятельности ООО "КРОНИКС ПЛЮС"

2.2 Анализ кадрового состава

2.3 Анализ условий и производительности труда работников компании

2.3 Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности

2.4 Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников

Заключение

Список литературы:



Введение


Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемостн могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Цель представленной работы - выявить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и умственной (взаимосвязь выявлять не нужно, она уже выявлена задолго до Вас) выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого интеллектуальным трудом на исследуемом предприятии.

Для достижения цели выделим ряд задач:

Рассмотреть изучить сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека,

изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда,

рассмотреть исследовать влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда,

провести характеристику (так не говорят: проводят анализ, а характеристику дают) изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС",

предложить оптимизацию условий труда на предприятии и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности коллектива.

Объект исследования - персонал компании Интернет-провайдер ООО "КРОНИКС ПЛЮС".

Предмет - взаимосвязь психофизиологических особенностей психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала предприятия и умственной работоспособности.

Методы исследования применялись следующие:

1) анализ документов продуктов деятельности,

2) социологический опрос;

В работе также использовалась методика: самооценка.

Информационная база исследования - внутриорганизационная документация компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС", научная литература и периодическая печать.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала


1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения


Работоспособность - это способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта[1].

В контексте нашего исследования мы уделим внимание умственной работоспособности человека, так как во второй части дипломного проекта речь пойдет о специалистах, занятый именно в сфере умственного труда. Современная научно-техническая революция внесла коренные изменения не только в технологию производства, но и в характер выполняемых трудовых процессов. Тот факт, что уже во многих случаях преобладающей формой труда становится труд умственный, в конечном итоге приводит и к повышению производительности труда, и к значительному увеличению нагрузки на психику человека, т.е. на функции высших отделов головного мозга. Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, падению внимания, нарушению точности движений, снижению работоспособности. Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, снижении общей возбудимости центральной нервной системы и снижении подвижности нервных процессов. Развитие тормозного процесса в коре головного мозга при утомлении - биологически целесообразная, охранительная реакция, необходимая для предотвращения развития истощения корковых клеток и организма в целом.

Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы человека, особенно в условиях интенсивного развития техники и связанного с этим большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но и важное научно-практическое значение.

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94. а у операторов вычислительных машин - на 60-180%[2].

Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров.

Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

По данным К.К. Платонова (1960), при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40, повышенная раздражительность - в 32, понижение аппетита  - в 27 и головные боли - в 26% случаев. Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма. Большое внимание вопросам сохранения высокой умственной работоспособности на длительное время уделял замечательный русский физиолог К.Е. Введенский. Постоянно подчеркивая, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают только потому, что не умеют организовать свою творческую деятельность, он писал, что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!"

Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности умственного труда.

1. Во всякий труд следует входить постепенно. Соблюдение этого условия позволяет без "надрыва" включиться адаптивным регуляторным реакциям организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Резкий переход от напряженной умственной деятельности к полной бездеятельности также пагубен для здоровья, как и резкий переход от бездеятельности сразу к напряженной творческой работе.

2. Для высокой умственной работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Иными словами, для каждого человека требуется определенный, оптимальный для него ритм деятельности, оптимальное количество информации. Недостаток поступающей информации также опасен, как и ее избыток. Наиболее эффективный путь преодоления длительного перенапряжения и сохранения высокой умственной работоспособности состоит в выборе и соблюдении не только рационального ритма и режима труда, но и различных основных жизненных отправлений.

3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы. Об этом же очень ярко и страстно говорил великий русский физиолог И.П. Павлов, обращаясь с письмом к молодежи. "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего".

4. Правильное чередование труда и отдыха, как и смена одних форм труда другими, также служит важным условием сохранения высокой работоспособности. Гигиена умственного труда предусматривает правильную организацию и чередование умственной деятельности и рационального отдыха. Состояние отдыха заключается не в бездействии, а в переходе к новому виду деятельности[3].

Физическая нагрузка, выполняемая после напряженной умственной работы, доставляет человеку, по образному выражению И.П. Павлова, "мышечную радость". Рациональное сочетание напряженной творческой деятельности с физической работой обеспечивает полноценное интеллектуальное и физическое долголетие.

5. Продуктивный труд и высокая работоспособность требуют систематического упражнения и укрепляющего навыка. Теперь хорошо известно, что закрепленные профессиональные навыки отличаются большой устойчивостью к воздействию различных неблагоприятных факторов среды.

6. Условием высокой работоспособности является благоприятное отношение общества к труду. Решение социальных аспектов этой проблемы в нашей стране способствует не только повышению продуктивности умственного труда, но и его оздоровлению.

 

1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда


Рост производительности труда является главным реальным источником преодоления негативных последствий как реформенного периода, так и мирового финансового кризиса. Это важнейший фактор необратимости проводимых реформ, а в конечном счете - улучшения качества жизни.

Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда[4].

Различают производительность живого труда, определяемую затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии, и производительность совокупного общественного труда, измеряемую затратами живого и овеществленного (прошлого) труда.

Повышение производительности труда имеет место тогда, когда доля живого труда уменьшается, а удельный вес овеществленного труда увеличивается. Этот рост происходит таким образом, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, сокращается. Дело в том, что масса живого труда уменьшается в большей степени, чем растет масса овеществленного труда.

Совокупная экономия рабочего времени, взятая в соответствии с затратами и производственными ресурсами, характеризует эффективность производства.

На предприятиях производительность труда измеряется показателем выработки продукции на одного работника или в единицу времени. В этих случаях показатель учитывает лишь экономию живого труда. В то же время производительность труда можно измерять как отношение физического объема национального дохода к численности работников материального производства. Специфика данного показателя в том, что он прямо отражает экономию живого труда и косвенно - через объем национального дохода - экономию труда общественного. Отсюда наиболее общий подход определения производительности труда может быть выражен формулой:



где

Пт - производительность труда;

П - продукт в той или иной форме;

Т - затраты живого труда[5].

Сущность производительности труда можно понять глубже, если разобраться в формах ее проявления.

Прежде всего производительность труда проявляется как сокращение затрат труда на единицу потребительной стоимости и показывает экономию рабочего времени. Наиболее важно - абсолютное снижение трудовых издержек, необходимых для удовлетворения определенной общественной потребности.

Отсюда ориентир предприятий на поиск методов экономии трудовых и материальных ресурсов, то есть уменьшение числа работников на тех участках, где это возможно, а также экономия сырья, топлива и энергии.

Производительность труда проявляется так же, как рост массы потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. Здесь важный момент - результаты труда, которые означают не просто расширение объемов производимых товаров, но и повышение их качества. Следовательно, учет такого проявления производительности труда на практике предполагает широкое применение в бизнес-планировании и коммерческом стимулировании подходов, отражающих полезность, то есть мощность, эффективность, надежность и т.п.

Производительность труда проявляется и в виде изменения в соотношении затрат живого и овеществленного труда. Если в производственном процессе относительно шире применяется прошлый труд по сравнению с живым, у предприятия имеются шансы повысить производительность труда, а значит, и увеличить богатство общества.

Правда, возможны варианты. В одном случае при уменьшении затрат живого труда издержки овеществленного труда на единицу продукции увеличиваются как относительно, так и абсолютно (при снижении совокупных затрат). В другом - затраты прошлого труда растут лишь относительно, но их абсолютное выражение падает. Такие процессы, например, наблюдают соответственно либо при замене ручного труда механизированным, либо при модернизации устаревшей техники, реконструкции предприятий на основе более прогрессивных и эффективных средств производства.

Большое влияние оказывает рост производительности труда на увеличение массы и нормы прибавочного продукта. Дело в том, что избыток продукта труда над издержками поддержания труда, а также образование и накопление на этой базе общественного производственного и резервного фонда - все это было и остается основой любого общественного, политического и умственного прогресса[6].

И наконец, производительность труда проявляется в форме сокращения времени оборота, что напрямую связано с экономией времени. Последнее при этом выступает как календарное время. Экономия в таком случае достигается путем сокращения времени производства и времени обращения, то есть уплотнения сроков строительства и освоения производственных мощностей, оперативного внедрения в производство научно-технических достижений, ускорения инновационных процессов и тиражирования лучшего опыта.

В итоге предприятие при тех же ресурсах живого и овеществленного труда получает конечные результаты в расчете на год выше, что равносильно повышению производительности труда. Отсюда учет фактора времени приобретает исключительно серьезное значение в организации и управлении, особенно в условиях высокого динамизма рыночной экономики, постоянных преобразований в ходе реформ, возрастания и осложнения общественных потребностей.

Эффективность производства.

Производительность труда является важным показателем в системе измерения эффективности производства.

В то же время на нее важное влияние оказывают величина и особенно качество фондовооруженности труда, то есть мера оснащенности труда основным капиталом.

Фондовооруженность, в свою очередь, измеряется отношением величины стоимости основного капитала к затратам живого труда (численность работников):


где

Фв - фондовооруженность;

Ф - величина стоимости основного капитала[7].

Эту зависимость следует принимать во внимание при рассмотрении влияния производительности труда на общую эффективность производства.

Дело в том, что эффективно не любое повышение производительности труда, а только такое, когда экономия живого труда окупает дополнительные затраты на рост его технической оснащенности, причем в возможно более короткие сроки.

Фондоотдача характеризует эффективность использования основного капитала. Она измеряется количеством произведенных товаров, приходящихся на данную величину основного капитала:



Между производительностью труда, фондоотдачей и фондовооруженностью существует тесная связь, которая может быть выражена формулой:


[8]


Из этой зависимости вытекает, что производительность труда повышается при условии, если растут фондоотдача и (или) фондовооруженность, и падает в обратной зависимости. В то же время если производительность труда растет быстрее, чем его фондовооруженность, то растет фондоотдача. И наоборот, фондоотдача падает, если динамика производительности труда отстает от роста фондовооруженности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.