скачать рефераты

МЕНЮ


Целеполагание в управлении

Целеполагание в управлении

Введение


Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. «Нет бедных стран – есть страны, плохо управляемые» (П. Друкер).

Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.

Неотъемлемой частью планирования является целеполагание.

Целью данной работы является изучение теоретических основ целеполагания как одной из специальных функций менеджмента и практический анализ системы целеполагания на одном из Новосибирских производственных предприятий.

Объектом исследования данной работы является ООО «Завод специальных покрытий». Период деятельности предприятия составляет 4 года, основной вид деятельности – производство металлосайдинга и нанесение полимерного покрытия. Чистая прибыль ежемесячно – около 70 тыс. руб.

 

 


1.                 Теоретическая часть

 

1.1 Миссия организации


Независимо от задач и масштабов организации эффективное управление обладает следующими характерными чертами:

·         существование общих целей организации (миссии);

·         существование более конкретных целей, подчиненных достижению общей цели организации (вплоть до целей отдельных людей);

·         правильный выбор подходящих единиц измерения приближения к конкретным целям (обычно это требуемое время или эффективность использования ресурсов);

·         определение контрольных цифр или норм деятельности в выбранных единицах (например, максимальное количество человеко-часов для выполнения работы);

·         сравнение информации об управляемых процессах с контрольными цифрами или нормами;

·         оценка и выбор по результатам сравнения подходящих управляющих действий, а затем их выполнение;

·         контроль результатов управляющих действий. Оценка их эффективности и возможностей достижения целей;

·         существование этапа пересмотра целей, единиц измерения, норм и т.д.

успех работы организации в рыночной экономике в первую очередь зависит от правильно выбранной миссии, т.е. от ее главной цели.

Любое предприятие является открытой системой, поэтому оно может существовать только в том случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Для выбора миссии предприятия необходимо четко представлять круг своих клиентов и их потребности, которые предприятие берется удовлетворять. Например, Генри Форд сформулировал миссию своего завода, как «предоставление людям дешевого транспорта». Миссия компании «Бюргер Кинг» – предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи.

В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно действует продолжительное время и редко меняется.

Многие японские компании имеют свои гимны, девизы, которые представляют наиболее яркое, образное и емкое выражение смысла существования организации. Ее идеалов, миссии, принципов управления, т.е. ее философии.

Коносоке Мацусита (руководитель компании «Мацусита дэнки санге») придавал первостепенное значение идеалам управления, которые должны проистекать из правильных, справедливых взглядов на человеческую жизнь, общество, государство, мир, природу. Например, управленческая концепция компании «Тойота цусе корпорейшн» выглядит следующим образом:

1.                 Вести открытый и честный бизнес по всему миру.

2.                 Способствовать развитию общества в качестве хорошего сотрудника корпорации.

3.                 Опираясь на индивидуальное творчество, предлагать товары и услуги, представляющие высокую ценность.

4.                 С уважением относиться к людям и создавать конструктивную и вдохновляющую рабочую атмосферу.

Известны лозунги фирм, в которых также воплощены их идеалы: «Мы – любим людей и землю» (Санье электрик); «Гуманная электроника – технология на службе человечеству» («Мацусита электрик»); «Открываем будущее графической информатики» («Норицу коки»); «Технологию на службу человеку» («Ямадзаки Мазак»).

В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение причины существования организации, смысла ее существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия определяет статус фирмы, дает направления для формулировки путей ее развития на различных уровнях, конкретизирует масштабы деятельности фирмы, вид продукции, тип рынка.

На выработку миссии влияет целый ряд факторов:

·                      История организации, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;

·                      Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

·                      Состояние внешней среды фирмы;

·                      Ресурсы организации и отличительные особенности, которыми обладает организация.

Наиболее универсальной миссией для любого предприятия является как можно более долгая его жизнедеятельность на рынке. Такая миссия обусловливает как развитие производства, так и его ориентацию на потребности людей.

Миссия должна быть выражена в простых определениях и в удобной для восприятия форме, письменно изложена, широко известна персоналу предприятия.

Общая цель организации обеспечивает достижение единства усилий всех работающих. При отсутствии общей цели руководители всех уровней управления и исполнители будут принимать решения и действовать на основе различных, несовместимых, нередко конфликтных собственных представлений о целях организации.

 


1.2 Цели организации. Метод построения «дерева целей»


Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они:

·                      Определены и сформулированы;

·                      Известны персоналу;

·                      Приняты работниками управления.

В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:

·                      Положение на рынке (цели маркетинга);

·                      Инновации;

·                      Человеческая организация;

·                      Финансовые ресурсы;

·                      Материальные ресурсы;

·                      Производительность;

·                      Социальная ответственность;

·                      Прибыль.

Данный перечень предназначен для предпринимательской деятельности и не является исчерпывающим.

Классификация целей представлена в табл. 4.


Таблица 4. Классификация целей

Критерий

Виды целей

Содержание

Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические

Измеримость

Количественные, качественные

Повторяемость

Постоянные, разовые

Период установления

Стратегические, тактические, оперативные

Иерархия

Цели организации, структурных подразделений

Сфера действия

Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые

Конкретизация

Неоперациональные, операциональные

Среда

Внутренние, внешние

Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

Характер

Коммерческие, некоммерческие

Достижимость

Фантастические, реальные

По уровню

Общие, специфические

Стадия жизненного цикла

Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение


Целям присущи такие свойства, как:

1.     соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);

2.     развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными;

3.     соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.

Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.

Правила построения дерева целей:

1.                 Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);

2.                 Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;

3.                 Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;

4.                 Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).

Преимуществами метода построения дерева целей являются:

·                      Возможность объединить планирование и контроль;

·                      Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;

·                      Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;

·                      Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.[1]

 

 


2. Характеристика организации

 

2.1 Описание предприятия


ООО «Завод специальных покрытий», находящийся по адресу г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 7 было зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 13 июня 2002 года. Спустя месяц оно начало свою работу. У данного общества – три учредителя с долями 52%, 24% и 24%, с первоначальным уставным капиталом в 100 000 рублей. Спустя год после начала функционирования предприятия ввиду его нерентабельности был заменен исполнительный директор, который в дальнейшем поменял практически весь управляющий персонал и поставил дело. Сейчас ООО «Завод специальных покрытий» – успешно функционирующее предприятия с чистой прибылью около 70 000 в месяц. Основной вид деятельности предприятия – нанесение полимерного покрытия на металлические изделия. Полимерное покрытие наносится на алюминиевые изделия, изделия из оцинкованной стали.

Помимо оказания услуг (нанесения полимерного покрытия) завод занимается изготовлением продукции из металла, как из собственного металла, так и из металла заказчика. Изготовление производится на прессах и ножах. ООО «Завод специальных покрытий» изготавливает сливы, сайдинг, откосы, углы, фасадные панели, рейки, аквилоны и т.д.

На данном заводе два производственных цеха: цех нанесения полимерного покрытия (к нему присоединен цех подготовки), и цех металлосайдинга.

ООО «Завод специальных покрытий» – относительно молодое предприятие, но это не мешает ему работать с крупными строительными компаниями, осознавшими и проверившими качество и надежность изготавливаемой на данном предприятии продукции. ООО «Завод специальных покрытий» – одно из немногих предприятий, имеющих сертификат соответствия продукции всем государственным стандартам. Благодаря этому оно дает гарантию на свою продукцию – 10 лет, что делает этот завод надежным в глазах клиентов.

 

2.2 Миссия


ООО «Завод специальных покрытий» на протяжении последних четырех лет занимается нанесением полимерных покрытий на изделия из металла, а так же изготовлением изделий из металла.

Миссия завода – «Достичь и удержать лидирующее положение в производстве металлосайдинга и нанесении полимерного покрытия за счет эффективности производства и качества продукции, что позволит процветать нашему бизнесу и обеспечить высокий уровень жизни нашим работникам».

На практике миссия завода означает: «Потребитель должен получать от нас только добротную и нужную продукцию; а сами работники предприятия вправе рассчитывать на безупречные условия труда, семейный достаток и возможности профессионального роста».

Провозглашение ценностей, убеждений

ООО «Завод специальных покрытий» – относительно молодое предприятие, но это не мешает ему работать с крупными строительными компаниями, осознавшими и проверившими качество и надежность изготавливаемой на данном предприятии продукции.

Основными ценностями предприятия являются:

·         Уважение клиентов и партнеров, которого можно добиться только выполнением всех взятых на себя обязательств и данных обещаний. Компания всегда выполняет заказы в срок, согласованный с покупателем;

·         Обеспечение высокого качества продукции, гарантия;

·         Доверие клиентов и партнеров;

·         Результативный бизнес.


Убеждения компании:

·         «Заказчик всегда прав»;

·         «Необходимо максимально учитывать требования и пожелания заказчика при изготовлении конкретного изделия».

Компания займет лидирующее положение на рынке, постоянно совершенствуясь и непрерывно увеличивая список оказываемых услуг.

 

2.3 Продукция


Полимерное покрытие, созданное на основе порошковой краски – это новая экологически чистая, безотходная технология. Ее считают одной из наиболее совершенных на сегодняшний день. В двух словах технологию можно описать так: порошковую краску напыляют на поверхность изделия с применением электростатического поля, затем при высокой температуре выдерживают в специальных камерах.

Последнее десятилетие технологии порошкового окрашивания все чаще вытесняют традиционные способы. С ее использованием сегодня окрашивают примерно 15 процентов всех изделий в мире. И число это постоянно увеличивается. В чем же отличие порошковых красок от обычных жидких? Основное преимущество полимерных покрытий – их долговечность, прочность и защитные функции. Благодаря новой технологии на окрашиваемой поверхности образуется слой эластичной пластмассы с очень высокой стойкостью. Офисная и домашняя металлическая мебель, торговое оборудование, спортивный инвентарь – это лишь несколько примеров, где полимерные покрытия хорошо зарекомендовали себя.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.