Эффективное использование рабочего времени в организации
Таким
образом, соблюдая эти правила, можно оказаться в том мире, где время перестанет
быть нашим противником. Но нельзя забывать, что наилучший эффект будет
достигнут в том случае, когда сотрудники работают с удовольствием, чувствуют
полезность своей работы и получают за это соответствующее вознаграждение.
Существуют объективные законы и принципы. Нужно научиться их использовать,
постараться проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы.
Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и
упорство.
Заключение
Таким образом, рабочее
время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора
должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к
рабочему времени.
В трудовом
праве принято использовать в качестве измерителя рабочий день, рабочую неделю и
рабочую смену. Конечно же, право не может и не должно регулировать все то
время, которое человек может и посвящает труду. Бывают случаи, когда человек
сам решает, сколько ему работать, а сколько отдыхать. И, конечно же,
бессмысленно устанавливать продолжительность рабочего времени людям так называемых
свободных профессий: художнику, писателю и прочим. Таким образом, правовая
регламентация рабочего времени, конечно же, необходима, но там где имеют место
трудовые отношения, там, где работа осуществляется по трудовому договору. Ведь
осуществляется она с определенной целью, что влечет за собой закрепление
необходимой меры труда, и в то же время необходимости его ограничения, для того
чтобы у работника было время для отдыха, для восстановления сил, затраченных на
работе.
Время - одна из
форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и
используется в соответствии с достигнутым уровнем развития экономики и
характером социальных отношений. Временное пространство - необходимое условие
осуществления всей совокупности деятельности людей, удовлетворения их
общественных и личных потребностей.
Научно-технический
прогресс ведет к тому, что не только производительный труд, но и другие виды
деятельности (прежде всего связанные с домашним трудом) требуют меньших по
продолжительности затрат времени, вследствие чего растет их
социально-экономическая эффективность, обогащается комплекс видов деятельности
в свободное время. Чтобы справиться с такой задачей, необходимо точно знать, на
что время тратится, тратить на то, что нужно, и делать все как можно быстрее. В
связи с этим время, как любая другая форма богатства, требует учета, изучения и
контроля за его распределением и использованием. Первым шагом на этом пути
является "инвентаризация" времени, осуществляемая несколькими
методами, применением принципов использования времени и методов нормирования и
учета деятельности персонала. Выбор метода и принципа должен производиться в
зависимости от поставленных задач, требуемой точности и возможностей.
На эффективность
использования рабочего времени может повлиять множество факторов – как
позитивных, так и негативных. Среди основных отрицательных моментов можно
выделить проблемы управленческого характера: нечетко поставленные цели и приоритеты,
а также организационного – систематическое откладывание выполнения работ на более
поздний срок или отсутствие коммуникаций между членами команды. Из результатов
видно, что продуктивность использования рабочего времени объективно связана с организацией
хранения и доступа к информации – хорошая организация файлов, документов и электронной
почты, а также наличие развитых средств доступа к данным являются значимыми
факторами эффективного использования рабочего времени.
Исходя из результатов
исследования, можно констатировать, что рабочее время в отделах аппарата Совета
используется неэффективно. Главной из причин больших потерь рабочего времени
является неумение персонала организовывать свой труд и неэффективное
распоряжение рабочим временем, отсутствие четкой системы самоорганизации.
Человек, остро
чувствующий ценность даже самого крошечного промежутка времени, успевает
многое, и кажется, что он не суетится и не спешит. Для эффективного
использования не только рабочего времени, но и своего личного времени
существуют объективные организационные законы и принципы. Нужно постараться
проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы. Чтобы стать
организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и упорство.
Как говорится, то, как мы
используем наше время, говорит о том, кто мы, и те же факторы, которые снижают
эффективность использования времени, подрывают общую эффективность нашей
деятельности.
Управлять своим временем
может каждый. Научившись этому, человек сможет к лучшему изменить не только
собственную карьеру, но и жизнь.
Таким образом, изучив
особенности эффективного использования рабочего времени в организации, можно
говорить о том, что большинство научных работ написаны об использовании
рабочего времени в организациях, предприятиях, государственной структуре, а в
органах местного самоуправления эта проблема еще изучена недостаточно и требует
дальнейшего изучения. Этому направлению еще предстоит богатое научной и
практически ценной информацией будущее.
Ссылки на использованные
источники
1.
Зайверт Л. Ваше
время – в ваших руках: (Советы руководителям, как эффективно использовать
рабочее время): Пер. с нем. / Авт. предисл. В.М. Шепель. – М.: Экономика, 1991.
– 232 с.
2.
Блинов А.О.,
Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для
экономических колледжей и вузов. – М.: ГЕЛАН, 2001. – 411 с.
3.
Добротворский
И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. – М.: "Издательство
ПРИОР", 2002. – 464 с.
4.
Персональный
менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА
–М, 2002. – 622 с. – (Серия "Высшее образование")
5.
Время – ресурс
руководителя /http://www.nestor.minsk.by/sn/1999/08/sn90817
6.
Керженцев П.М.
Принципы организации. М.: Экономика, 1968. – 336 с.
7.
Архангельский Г.
От личной эффективности к корпоративному стандарту // Управление персоналом. –
2006. - №17. – С.9-15
8.
Трудовой кодекс
Российской Федерации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 192 с.
9.
Понятие рабочего
времени /http://www.refstar.ru/data/r/print.file/id.24404_1.html
10.
Основы
менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и
др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа, 2001. – 367 с.
11.
Введение в
специальность "Менеджмент организации": Учебное пособие для вузов /
С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. Под общ. ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника.
– М.: "Логос", 2004. – 320 с.
12.
Веснин В.Р.
Менеджмент: учебник. – М.: ТД "Элит-2000", 2003. – 546 с.
13. Пашуто
В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие. – Мн.:
Новое знание, 2001. – 304 с. – (Экономическое образование).
14. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник. /
Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство "Экзамен", 2003. – 320 с.
15. Время – бесценный и невозобновляемый ресурс
/http://www.src-master.ru/ seminar/detail.php?SID=927
16. "Ведомости": на личные дела, перекуры и ICQ в
российских компаниях теряется до 60% рабочего времени
17. Результаты
исследования говорят, что сотрудники в среднем работают продуктивно только три
дня в неделю /http://www.microsoft.com/Rus/News
18. Теория и практика управления персоналом: Учеб.-метод.
Пособ. / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003. – 280
с.: ил.
19. Басария Т. Главной проблемой нехватки времени является
отсутствие самоорганизации // Управление персоналом. – 2006. - №18. – С.50
0. Левина О., Китасова А., Головин С., Зырянова М., Анненкова
Т., Майорова Л. Управление временем – управление собой // Управление
персоналом. – 2006. - № 17. – С.24-31
21. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.
– 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.
Список использованных
источников
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во Эксмо,
2005.- 192 с.
2. Архангельский Г. От личной эффективности к корпоративному
стандарту // Управление персоналом. – 2006. - №17. – С.9-15
3. Басария Т. Главной проблемой нехватки времени является
отсутствие самоорганизации // Управление персоналом. – 2006. - №18. – С.50
4. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления
персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов. – М.: ГЕЛАН,
2001. – 411 с.
5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. –
2-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.
6. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник. /
Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство "Экзамен", 2003. – 320 с.
7. Введение в специальность "Менеджмент организации":
Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. Под общ.
ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. – М.: "Логос", 2004. – 320 с.
8. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТД "Элит-2000",
2003. – 546 с.
9. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии.
Учебное пособие. – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – 464 с.
10. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках: (Советы
руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. / Авт.
предисл. В.М. Шепель. – М.: Экономика, 1991. – 232 с.
11. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968.
– 336 с.
12. Левина О., Китасова А., Головин С., Зырянова М.,
Анненкова Т., Майорова Л. Управление временем – управление собой // Управление
персоналом. – 2006. - № 17. – С.24-31
13. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е.
Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа,
2001. – 367 с.
14. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на
предприятии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 304 с. –
(Экономическое образование)
15. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2002. – 622 с. – (Серия "Высшее
образование")
16. Теория и практика управления персоналом: Учеб.-метод.
Пособ. / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003. – 280
с.: ил.
17. "Ведомости": на личные дела, перекуры и ICQ в
российских компаниях теряется до 60% рабочего времени
18. Время – бесценный и невозобновляемый ресурс
/http://www.src-master.ru/ seminar/detail.php?SID=927
19. Время - ресурс руководителя /http://www.nestor.minsk.by/sn/1999/08/sn90817
20. Понятие рабочего времени /http://www.refstar.ru/data/r/print.file/id.24404_1.html
21. Результаты
исследования говорят, что сотрудники в среднем работают продуктивно только три
дня в неделю /http://www.microsoft.com/Rus/News
Приложение А
Программа
социологического исследования использования рабочего времени в организации
Обоснование проблемы
исследования. Как известно, деятельность человека, сфера применения его труда
весьма и весьма разнообразны. Работа по трудовому договору, творческая и
предпринимательская деятельность, в конце концов, работа по дому, по уходу за
детьми и на приусадебном хозяйстве весьма разнообразны, и отличны друг от
друга. Но у всех перечисленных и ряде не упомянутых видов труда есть все же
общая черта, которой выступает категория рабочего времени.
Организация рабочего
времени играет огромную роль в эффективном управлении персоналом, так как
руководители заинтересованы в том, чтобы их подчиненные работали усердно во
благо получить больше прибыли для организации. Для этого они используют функции
планирования, организации, контроля, мотивации, координации. При этом создается
совершенно особый климат эффективности в компании, людям становится работать
более комфортно, вся деятельность сотрудников более осознанной и предсказуемой,
заметно вырастает мотивация персонала, значительно улучшается взаимодействие
людей внутри команды и между различными подразделениями. Тем самым рационально
используется время, рационально распределяются производственные и человеческие
ресурсы, в итоге – рациональная и эффективная работа всей организации.
Основные последствия
неэффективного использования рабочего времени заключаются в том, что страдает
эффективность организации из-за неправильного распределения времени
сотрудников, происходят постоянные торможения работы из-за нехватки времени,
возрастают вероятности "потери" задач или их несвоевременного
выполнения, снижается "управленческая мощность" подразделения,
отдела, повышается стресс у персонала, который приводит к заболеваниям, а это,
в свою очередь, больничные дни. Поэтому необходимо рационализировать рабочий
день в компании, в отделе или у отдельных сотрудников.
Для того чтобы выяснить
эффективность распоряжения рабочего времени в органах местного самоуправления, было решено провести
социологическое исследование.
Целью исследования
является анализ механизмов использования персоналом своего рабочего времени и
организации труда.
Объектом исследования
выступает персонал отделов аппарата Совета Нижнекамского муниципального района.
Предметом является виды
деятельности, временные затраты, "поглотители" времени.
Гипотеза – главной из
причин больших потерь рабочего времени является неумение персонала
организовывать свой труд и неэффективное распоряжение рабочим временем.
Задачи исследования:
1.
Выяснить, умеет
ли персонал организации организовывать свой труд;
2.
Определить, умеют
ли сотрудники эффективно распоряжаться своим рабочим временем;
3.
Выявить причины,
влияющие на эффективное использование рабочего времени.
Логический анализ
основных понятий:
Интерпретация основных понятий
|
Операционализация основных понятий
|
1. Рабочее время - время, в течение которого работник в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и
условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также
иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами относятся к рабочему времени [8, ст. 91].
|
1) время, затрачиваемое на производство материальных и
духовных благ и выполнение определенного объема работ;
2) период времени, в течение которого наемный работник
обязан выполнять требуемую нанимателем работу.
|
2. Использование – пользование чем-нибудь, употребление с
пользой [21, c.223].
|
1) эффективный – дающий определенный эффект, действенный;
2) неэффективный – не дающий определенного эффекта,
безрезультатный, нерациональный.
|
Методы исследования.
Анализируемый эмпирический материал получен в ходе выборочного исследования,
проведенного в отделах аппарата Совета, при помощи анкетирования и наблюдения,
в форме тестов, разработанных Щекиным Г.В., Весниным В.Р., а также по методике
Зайверта Л. Анкетирование проводилось в форме прямого опроса (раздаточное
анкетирование).
Определение выборочной
совокупности. В рамках исследования методом сплошного опроса опрашивалось 7
сотрудников в возрасте от 25 до 62 лет, занимающие должности: начальников
отдела, руководителя подразделения и специалистов отдела. Наблюдение
проводилось в отделе организации деятельности Совета района (2 человека), а
анкетирование – в отделе организации деятельности городского Совета и района (4
человека), отделе по работе со СМИ и общественными формированиями (1 человек),
отделе делопроизводства и работы с обращениями граждан (1 человек), принимал
участие и руководитель аппарата Совета района.
Рабочий план исследования
Мероприятия
|
Срок исполнения
|
Исполнитель
|
1 Обсуждение и утверждение программы
|
6-13 марта
|
Исмагилова Г. М. Рафикова Р. С.
|
2 Обсуждение и утверждение методического инструментария
|
14-20 марта
|
Исмагилова Г. М. Рафикова Р.С.
|
3 Тиражирование методического инструментария для проведения
исследования
|
21 - 27 марта
|
Исмагилова Г. М.
|
4 Проведение анкетирования
|
2-22 апреля
|
Исмагилова Г. М
|
5 Анализ результатов исследования и подготовки
предварительного отчета
|
23-30 апреля
|
Исмагилова Г. М
|
6 Разработка и утверждение окончательного отчета, выводов и
рекомендаций по итогам исследования
|
1-10 мая
|
Исмагилова Г. М. Рафикова Р. С.
|
Логическая структура
инструментария:
Операциональные понятия
|
Индикаторы
|
Тип шкалы измерения
|
Номер вопроса в анкете
|
Логическая структура инструментария для теста, разработанного
Весниным:
1. Выяснить, умеет ли персонал организации организовывать
свой труд
|
Наличие целей в жизни
|
Факт наличия
|
номинальная
|
1
|
Составление плана работы
|
Наличие еженедельника, спецблокнота
|
номинальная
|
2
|
Невыполнение намеченного
|
Индивидуальная оценка
|
номинальная
|
3
|
Правильное ведение записных книжек
|
Факт правильности заполнения
|
номинальная
|
4
|
Расположение вещей
|
Принципы расположения вещей
|
номинальная
|
5
|
Потеря времени
|
Где, сколько и причины потери
|
номинальная
|
6
|
Действия на совещании
|
Виды действий
|
номинальная
|
7
|
Выступление с докладом
|
Внимание на содержание и продолжительности
|
номинальная
|
8
|
Выполнение задуманного
|
Факт выполнения
|
номинальная
|
9
|
Поручения, задания, просьбы
|
Система фиксаций
|
номинальная
|
10
|
Пунктуальность
|
Точность при приходе на собрания
|
номинальная
|
11
|
Выполнение заданий, поручений, просьб
|
Своевременность
|
номинальная
|
12
|
Обещание что-то сделать
|
Факт выполнения обещанного
|
номинальная
|
13
|
Логическая структура инструментария для теста,
разработанного Щекиным Г. В.:
2. Определить, умеют ли сотрудники эффективно распоряжаться
своим рабочим временем
|
Планирование дел
|
Факт планирования
|
ранговая
|
1
|
Необходимое количество подчиненных
|
Факт наличия
|
ранговая
|
2
|
Распределение работы между подчиненными
|
Факт распределения
|
ранговая
|
3
|
Ритмичность работы персонала
|
Уровень ритмичности
|
ранговая
|
4
|
Компетентность и подготовленность подчиненных
|
Уровень компетентности и подготовленности
|
ранговая
|
5
|
Наличие помощника, который может заменить руководителя
|
Факт наличия
|
ранговая
|
6
|
Наличие средств оргтехники
|
Факт достаточности
|
ранговая
|
7
|
Подготовленность помощника к решению сложных проблем
|
Уровень подготовленности
|
ранговая
|
8
|
Минимизация числа совещаний
|
Факт минимизации
|
ранговая
|
9
|
Пользование услугами секретаря
|
Факт пользования
|
ранговая
|
10
|
Назначение секретарем времени встреч и поездок
|
Факт назначения
|
ранговая
|
11
|
Знание секретаря
|
Факт знания
|
ранговая
|
12
|
Определение заданий для секретаря
|
Факт определения задания
|
ранговая
|
13
|
Пользование диктофоном
|
Факт пользования
|
ранговая
|
14
|
Понятность задач для сотрудников
|
Уровень понятности
|
ранговая
|
15
|
Возможность подчиненных обращаться с консультацией
руководителю
|
Уровень возможности
|
ранговая
|
16
|
Пунктуальность в служебных делах
|
Точность в делах
|
ранговая
|
17
|
Начало работы с неотложных дел
|
Факт начала
|
ранговая
|
18
|
Перерывы и время отдыха
|
Факт наличия
|
ранговая
|
19
|
Оперативность принятия решений
|
Факт оперативности
|
ранговая
|
20
|
Пресечение факта безделья персонала
|
Факт пресечения
|
ранговая
|
21
|
Оценка эффективности работы подчиненных
|
Объективность оценки
|
ранговая
|
22
|
Оценка эффективности работы руководителя
|
Критерии оценки
|
ранговая
|
23
|
Эффективность использования рабочего времени
|
Факт оценки
|
ранговая
|
24
|
Планирование своего рабочего времени
|
Факт осуществления планирования
|
ранговая
|
25
|
Демографические характеристики респондентов:
|
Пол
|
Наименование пола
|
Номинальная
|
1
|
Возраст
|
Число лет
|
Интервальная
|
2
|
Занимаемая должность в организации
|
Наименование должности
|
Номинальная
|
3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|